В художественном направлении дошкольного образования до недавнего времени преобладало в основном обучение. Но художественное развитие ребенка нельзя свести к сумме знаний и умений, к изучению как бы изолированных друг от друга тех или иных видов искусства. Когда каждый специалист развивает у детей только один из анализаторов (музыкальный руководитель – слуховой; руководитель изобразительной деятельности – зрительный; воспитатель физической культуры – двигательный), то разрушается целостное развитие ребенка.
Давно известно, что музыку мы не только слышим, но и проживаем двигательно, чувствуем в ней цвет и даже аромат, т.е. воспринимаем всеми органами чувств. В поэзии слово всегда музыкально и изобразительно. Вслушайтесь в стихи А. Блока:
Такой прозрачной глубины
Не видно никогда,
Такой глубокой тишины
Не слышно никогда.
Литовский живописец и композитор Микалоюс Чюрлёнис был убежден, что вообще нет “рубежей между искусством”.
Приобщая детей дошкольного возраста к искусству, мы используем наиболее эффективную форму – полихудожественный подход, где “поли” – много, “художеств” – искусств, т.е. много искусств. Одновременное восприятие нескольких видов искусств (синтез искусств: живопись, музыка и поэзия), взаимно влияя друг на друга, вызывает у детей яркие эмоционально – эстетические переживания и помогает возникновению целостного художественного образа. Восприятие произведений искусства сочетается с собственной творческой деятельностью детей: танцевальная импровизация, пропевание мелодий, театрализация, речетворчество, создание графического, живописного, пластического образа разными художественными средствами. Основой творческой деятельности детей является воображение и образное мышление.
В нашем ДОУ кроме традиционных музыкальных, познавательно-речевых занятий, а так же занятий изобразительной деятельностью (лепка, аппликация, конструирование, рисование) для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с полихудожественным подходом к воспитанию проводятся интегрированные занятия:
– “В гостях у Осени” (октябрь);
– “Весело – грустно” (ноябрь);
– “Здравствуй, Зимушка – зима!” (декабрь);
– “В некотором царстве” (январь);
– “Богатыри земли русской” (февраль);
– “О ком расскажет портрет” (март);
– “Весна – утро года” (апрель).
Главная цель таких занятий: формировать у дошкольников эмоционально-образное восприятие мира и искусства.
Через созерцание картин известных художников и прослушивание лучших образцов отечественной и зарубежной классической музыки, поэзию стараемся развивать в детях способность чувствовать и откликаться на переданное настроение и выражать свое отношение через собственные проявления: танец, рисунок, аппликацию, художественное чтение и т.д.
Наряду с эмоционально-эстетическим и познавательным развитием ребенка, при общении с искусством все педагоги нашего детского сада стремятся воспитать в нем способность к сочувствию, сопереживанию, что является одним из признаков духовности.
Рассматривая вопросы художественно-эстетического развития в тесной связи с нравственным воспитанием ребенка, мы стремимся придать целям и содержанию воспитательно-образовательного процесса в нашем ДОУ гуманистический смысл: средством искусства воспитывать ребенка, воздействовать на становление его духовных потребностей, на формирование черт его характера, чуткого отношения к человеку, природе, Родине.
Конспект интегрированного занятия в старшей группе “Здравствуй, Зимушка – Зима!”
Цель: создание условий для реализации творческих замыслов детей.
Задачи:
- Развивать способность чувствовать и откликаться на переданное настроение в музыке, живописи, поэзии.
- Поддерживать у детей желание слушать музыку, стихи, желание высказываться.
- Воспитывать любовь к родной природе, помочь детям почувствовать красоту пейзажа и выразить свое восхищение через рисунок.
Оборудование и материалы:
- Музыкальные инструменты: колокольчики, треугольники, металлофоны.
- Магнитофонная запись: П.И. Чайковский “На тройке”, “Вальс снежных хлопьев”, А. Вивальди “Зима”, И.С. Бах “Прелюдия и фуга C – dur”.
- Песня “Саночки” музыка А. Филиппенко.
- Репродукции картин: И. Грабарь “Сказка инея и восходящего солнца”, И. Шишкин “Зима”, Кустодиев “Зима. Масленица”.
- Краски, восковые мелки, цветная бумага, ножницы, снежки, цветные звездочки (половинки).
- Круг с перышками, снежинками.
- Белые прозрачные шарфики (по 2 для девочек).
- Магнитофон.
Ход занятия
Дети входят под музыку А. Вивальди “Зима”.
Музыкальный руководитель: Дорогие ребята, сегодня мы с вами будем рассматривать картины, петь песни, слушать музыку о зиме. А сейчас я буду читать стихи, а вы будете находить соответствующую картину.
Звучит музыка А. Вивальди “Зима”:
Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко непробудно. (И. Суриков)
Звучит музыка П.И. Чайковского “На тройке”:
День – прозрачный, день – морозный,
В серебре лежат дворы,
Санок звонкие полозья
С ледяной бегут горы.
Звучит музыка И.С. Баха “Прелюдия и фуга С – dur”:
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой. (С.Есенин)
Дети находят соответствующие картины.
Ведущий раскручивает обруч, прикрепленный к потолку: на нем лежат пушинки – перышки. Звучит “Вальс снежных хлопьев” П.И. Чайковского.
Музыкальный руководитель:
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Мягкие пушинки, белые снежинки.
Давайте побудем ветерком, чтобы снежинки побольше кружились в воздухе.
Дети дуют, несколько девочек танцуют с белыми прозрачными шарфиками “Танец снежинок”.
Музыкальный руководитель:
Уж ты, зимушка – зима,
Ты с морозами пришла.
Ветер воет, вьюга вьет,
Вдоль по улице метель метет.
Уж как стало холодно!
Давайте немного разогреемся, я буду читать стихотворение, а кому брошу снежок, тот договаривает слово.
Игра в снежки:
Были бы у елочки ножки
Побежала бы она по (дорожке).
Заплясала бы она вместе с нами,
Застучала бы она (каблучками).
Закружились бы на елочке (игрушки),
Разноцветные фонарики, (хлопушки).
Засмеялись бы на елочке (матрешки)
И захлопали б от радости в (ладошки),
Потому что у ворот
Постучался (Новый год).
Новый, новый, молодой с золотистой (бородой).
Музыкальный руководитель: А как весело кататься на саночках по снежку. А какую вы песенку знаете об этом?
Дети называют (“Саночки”).
Музыкальный руководитель: Давайте споем песенку по-новому: будем петь и аккомпанировать на музыкальных инструментах. Предлагаю выбрать каждому музыкальный инструмент по своему желанию.
Дети берут заранее подготовленные инструменты: колокольчики, треугольники, металлофоны.
Песня “Саночки”, музыка А. Филиппенко.
Дети поют и подыгрывают на припев.
Музыкальный руководитель: Поэты, художники, композиторы воспевали зиму – это прекрасное время года, каждый по-своему. Вот пришла пора и вам рассказать о своей зиме в рисунках. Чтобы быстрее и интереснее было работать, давайте разобьемся на пары, а поможет нам в этом игра “Найди свою половинку”.
Игра “Найди свою половинку”.
Звездочки разного цвета разрезаются на две половинки, раздаются детям. Дети составляют звезду, кто нашел пару.
Музыкальный руководитель: Вы разбились на пары, теперь подходите к столам, выбирайте материалы, которые вы будете использовать в своей работе, можете начинать.
Звучит музыка о зиме. Дети на зеркалах рисуют зимние пейзажи.
Список литературы:
- Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2003. – 202–204 с.
- Курочкина Н.А. Знакомим с пейзажной живописью. – СПб, “Детство-ПРЕСС”, 2005. –16–19 с.
- Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание дошкольника. – М. “ВЛАДОС”. 2004. – 138–141 с.
- Самолдина К.А., Маркова Е.П. Полихудожественный подход к воспитанию дошкольников. – Новосибирск, НИПК и ПРО, 2007. – 6 с.