Цель: Выявление и реализация интеллектуально-творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста, пропаганда спорта.
Задачи:
- Воспитывать у детей любовь к спорту и здоровому образу жизни.
- Обобщать и систематизировать знания детей об истории олимпийских игр.
- Выявлять творческие и интеллектуальные способности детей.
- Формировать у детей собственное представление о своих возможностях, учиться рисковать, выигрывать, переживать успех.
- Создавать радостное праздничное настроение.
Предварительная работа:
- Изучение литературы о проведении интеллектуального конкурса[2]; о работе с одаренными детьми [1]; об истории Олимпийских игр [3].
- Разработка Положения о конкурсе “Умники и умницы”.
- Проведение консультации с педагогами-психологами ДОУ, подавших заявку на участие детей 6–7 лет в интеллектуальном конкурсе “Психологическая и педагогическая подготовка детей 6–7 лет к интеллектуальному конкурсу”
- Проведение внутрисадовских конкурсов в подготовительных группах с целью выявления трех победителей-претендентов на участие в городском интеллектуальном конкурсе.
- Создание листов с заданиями на каждого ребенка.
Методические рекомендации: Конкурс “Умники и умницы” для старших дошкольников 6–7 лет следует рассматривать как праздничное действие. Он проводится в два этапа: внутри сада, с целью привлечения всех детей в группе и выявления победителей для городского конкурса – второго этапа. Оптимальный состав детей 3–4 человека. Каждая команда имеет свою эмблему, название и девиз. Конкурс проводится в музыкальном зале, где размещаются столы, стулья для детей таким образом, чтобы было место для игры. Экран устанавливается перед детьми и жюри. Конкурс проводят педагог-психолог, который работает с детьми во время выполнения конкурсных заданий. А помощники: музыкальный руководитель и воспитатель по физической культуре активно трудятся во время перерывов, когда с детьми надо играть. Выбор и подготовка заданий требует учета возрастных особенностей детей 6–7 лет; не более 3-х серий заданий, которые отличаются между собой по направленности конвергентного и дивергентного типа мышления. Задания внутри одной серии составляются по принципу постепенного усложнения. [2]
Участники конкурса: Дошкольники 6–7 лет, победители внутрисадовских этапов конкурса, составляющие команду из трех человек. Шесть команд. Всего 18 детей. У каждого участника имеется Пейдж с именем и № детского сада.
Состав жюри: Председатель – Стрельченко Галина Карловна, методист ИМК Управления образования.
Заместитель председателя – Аникеенко Людмила Владимировна, педагог-психолог МДОУ № 56.
Члены жюри: Раскова Галина Владимировна, старший воспитатель МДОУ №64,
Алексеева Ольга Александровна, педагог-психолог МДОУ № 38.
Организатор и ведущий конкурса: Войнова Надежда Геннадьевна, педагог-психолог МДОУ №61
Помощники: Власкова Надежда Юрьевна, музыкальный руководитель, Швецова Елена Владимировна, воспитатель по физической культуре в проведении игр и динамических пауз.
Место проведения: МДОУ №61, Музыкальный зал
Время проведения: 10.00–11.00
Демонстрационный и раздаточный материал:
1. Презентация к конкурсу “Умники и умницы” для детей 6–7 лет.
2. Эмблемы команд ДОУ.
3. Для жюри листы ответов с точным указанием правильных ответов и баллов,
начисляемых участнику за каждое правильно выполненное задание; таблицы для
членов жюри с Фамилией, Именем, ДОУ №, заданиями; бланки грамот, дипломов, кубки
I, II, III степени, приз “Умная сова”, подарки.
4. Листы с заданиями на каждого участника конкурса, фломастеры. Каждый лист
предварительно подписывается.
5. Шкатулка с пуговицами для игры; диски с музыкальными композициями для
сопровождения игр: “Звездная полька”, “Зимние забавы”, “Вперед четыре шага”
6. Техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, музыкальный центр.
7. Литература:
- “Проблемы одаренного ребенка” статья Марии Богоявлинской.
- Газета “Дошкольное образование” Издательский дом “Первое сентября” 16–31 мая 2005 г. № 10 (154) Тема номера: “Проблемы воспитания одаренного ребенка”.
- “Олимпийское образование дошкольников” под редакцией С.О. Филипповой, Т.В. Волосниковой.
Ход конкурса
Презентация. Слайд “Умники и умницы”. Ведущий объявляет о начале конкурса “Умники и умницы”. Команды под торжественную музыку входят в зал, а ведущий комментирует название команды и ДОУ. Каждая команда произносит свой девиз и садятся за свои столы, на которых стоит соответствующая эмблема.
Слайд “Спорт”. Ведущий: – Конкурс “Умники и умницы” объявляется открытым. Сегодня здесь будут состязаться самые умные дети детских садов города Апатиты. Этот конкурс посвящен теме “Спорт и история Олимпийских игр”. Вам предстоит выполнить 4 разные задания, с которыми вы обязательно справитесь. У вас все получится. В добрый путь!
Задание № 1.
Слайд Задание № 1. Первое испытание – Вопросы о спорте и истории Олимпийских игр. Каждая команда подходит к цветным дорожкам: красной, желтой и зеленой (одна дорожка – для одного игрока) и встает на первую клетку дорожки. Каждому игроку задаются по два вопроса. За каждый правильный ответ игрок получает 1 балл и продвигается по клеткам вперед. Если игрок не знает ответ на вопрос, то вопрос переходит ко второму игроку этой команды. Если все игроки этой команды не ответили на этот вопрос, то могут ответить игроки других команд, получая 1 балл в зачет своей команды.
Есть одно правило “запрет” – нельзя подсказывать и выкрикивать ответы за других игроков. За нарушение этого правила – снимается с команды 1 балл. Важно проявить выдержку и терпение. Время на проведение этого задания 18 минут.
Вопросы о спорте и истории Олимпийских игр [3]:
- Какие бывают спортивные соревнования? (Турниры, спартакиады, чемпионаты, олимпиады.)
- Какие соревнования являются праздником для спортсменов всего мира? (Олимпиада.)
- Какие виды спорта вы знаете?
- Как называются спортсмены, которые занимаются бегом, гимнастикой, хоккеем?
- Где зародились Олимпийские игры?
- Олимпийская эмблема? (Пять переплетенных колец– синее, черное, красное, желтое, зеленое – символизирует единение в Олимпийском движении всех пяти континентов.)
- Олимпийский девиз. (“Быстрее, выше, сильнее”.)
- Символ Олимпийских игр. (Олимпийский огонь, который горит в чаше на центральном стадионе города – столице Олимпиады, в Греции, в местечке Олимпия.)
- Факельная эстафета. (Днем и ночью несут его лучшие атлеты стран, из рук в руки передают спортсмены негасимый огонь.)
- Кто из Богов похитил огонь с Олимпа и отдал его людям? (Промитей.)
- Кто совершил 12 подвигов: убил Немейсого льва, Лирнейскую гидру? (Геракл.)
- Кто мог остановить коней? (Кастор.)
- Царь над всеми богами и людьми, жил на высокой горе Олимпии, чья статуя является гордостью всей Олимпии? (Зевс.)
- Чем награждались олимпийские чемпионы в Древней Греции? (Лавровый венок.)
- От куда пошло название “стадион”? (Геракл отчитал 600 стоп – расстояние в один стадий – 192 метра.)
- Сколько дней длились Олимпийские игры древности? (Пять дней.)
- Какие виды спорта входили в пятиборье в Древней Греции? (Бег, прыжки в длину с каменными гантелями, метание диска, метание копья, борьба.)
- Какие виды спорта включает пятиборье в наше время? (Конный спорт, фехтование, стрельба из пистолета, плавание, бег.)
- Кто принимал участие в Олимпийских играх в Древней Греции? (Мужчины.)
- Как часто проходят Олимпийские игры? (Через четыре года или через 2 года – зимние и летние.)
- Какие бывают медали? (Золотые, серебряные, бронзовые.)
- Кто произносит клятвы? (Спортсмены и судьи.)
- В 1980 году в Москве проходили летние Олимпийские игры. Талисманом этих Олимпийских игр был… (Медвежонок.)
- Где проходили зимние Олимпийские игры в этом году? (Ванкувере.)
- Где будут проходить следующие зимние Олимпийские игры в 2014 году? (Сочи.)
- Как называется вид спорта, в котором спортсмены соревнуются в беге на лыжах и одновременно в меткости стрельбы? (Биатлон.)
- Назови стили плавания? (Кроль, брасс, баттерфляй.)
- Как прозвали прыгуна из Америки Рея Юрии, который установил рекорд: прыгнул в длину с места на 3м.48см.? (“Человек-резина”.)
- Как назвали прыжок в длину с разбега спортсмена Боба Бимона, который пролетел в длину 8 м. 9см.? (“Космический прыжок”.)
- Каким образом Евгений Беляев не сошел с дистанции, а сумел добежать до финиша и передать эстафету, чтобы не подвести свою команду? (У него сломалось лыжное крепление, и он на одной лыже добежал до финиша и передал эстафету.)
- Кто имеет право в футболе дотрагиваться до мяча руками: вратарь, нападающий, защитник?
- Как объявляется победа в шахматах? (Шах или мат.)
- В каком виде спорта используются мячи, ленты, скакалки, обручи – в художественной гимнастике или в легкой атлетике?
- Лыжный спорт с элементами акробатики и фигурного катания – фристайл или сноуборд?
- Красная карточка в футболе означает удаление или предупреждение?
- Обувь футболиста – кроссовки или бутсы?
Слайд Игра “Подбери себе пару”. Жюри подсчитывает баллы. А мы в это время поиграем в игру “Подбери себе пару”. Каждый ребенок берет из шкатулки одну цветную пуговицу и произвольно под музыку ходит по залу. Сигнал “Меняемся” – означает, что нужно за одну минуту как можно больше раз обменяться пуговицами. Сигнал “Ищи пару” – нужно найти такую же пуговицу, как у тебя, чтобы получилась пара. Те дети, которые нашли пару пуговиц, берутся за руки и ходят по залу. Эта игра проходит под сопровождение музыки. Повторяется 2–3 раза. (время на игру 5 минут)
Жюри объявляет результаты первого задания.
Слайд Задание № 2. Задание “Четвертый лишний”. У каждого игрока лежит одна карточка с картинками о спортивных предметах. На карточке четыре картинки расположены в каждом ряду. Всего пять рядов – пять вариантов задания “Четвертый лишний”.
Слайд Задание № 2. (2) Посмотрите на экран. Четыре картинки расположены в одном ряду. Найди из четырех картинок одну лишнюю картинку, которая не подходит к трем другим, которые расположены в одном ряду и зачеркни ее. На выполнение этого задания 5–6 минут.
Слайд Задание № 2. (3) Выполняем задание самостоятельно.
Слайд Игра “Зимние забавы”. Жюри подводят итоги за выполнение второго задания. Предлагаем игру “Зимние забавы”. Вспомните зимние виды спорта. Каждый ребенок изображает в движениях любой зимний вид спорта: лыжника, хоккеиста, фигуристку, слалом, биатлониста. Все движения выполняем под музыку. Смена движений на другой вид спорта или на зимние игры-забавы: игра в снежки, катание на санках. (время на игру – 5 минут)
Жюри объявляет результаты второго задания.
Слайд Задание № 3. “Дорисуй фигуру” [2]. Посмотрите на экран. “Дорисуйте любые детали или линии к изображенным фигурам (круг, прямоугольник, овал), чтобы получились различные предметы спорта. Вспомните, на какой спортивный инвентарь похож круг? У каждого ребенка будет свой вариант фигур. Всего 6 фигур. Старайтесь придумать 6 разных спортивных предметов. Время на выполнение этого задания 9 минут.
Слайд Задание № 3. (1) Выполняем задание самостоятельно (Помощники подходят к детям и подписывают каждый непонятный рисунок. Для это надо спросить у ребенка, что он нарисовал и подписать рисунок.)
Слайд Игра “Вперед четыре шага”. Пока жюри подводят итоги, мы поиграем в веселую игру “Вперед четыре шага”. Все дети встали в круг. Под музыку за ведущим повторяем движения: вперед четыре шага, назад четыре шага (2 раза). Глазками мигаем мы, друг другу улыбаемся. Повторяем в ускоренном темпе.
Слайд Итоги и награждение. Жюри объявляет итоги выполнения 3 и 4 заданий; окончательные результаты конкурса каждой команды; команду – победителей, занявшую 1 место, 2 место, 3 место и приз “Умная сова” – абсолютному победителю, набравшему большее количество очков.