Цели:
- Формировать у учеников представления о разнообразии природы на Земле.
- Познакомить детей с холодными и жаркими районами Земли, с животным миром этих районов.
- Учить приёмам работы с глобусом.
- Развивать мышление, внимание, воображение.
- Воспитывать самостоятельность, аккуратность.
Продолжительность занятия - 45 минут.
Авторский медиапродукт - презентация из 17 слайдов (среда PowerPoint).
Медиапродукт.
I Среда: программа для создания презентаций Microsoft Power Point, текстовый редактор Microsoft Word.
II Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала.
III Последовательные кадры презентации.
IV Содержание кадров
- Титульный лист
- Загадка: Среди снегов и льда не голодает
- Загадка: В черных фраках
- Загадка: У этого зверя огромный рост
- Картина. Северный Ледовитый океан
- Картина. Антарктида
- Где живут белые медведи? Пингвины?
- Северный Ледовитый океан. Северный полюс
- Антарктида. Южный полюс
- Животный мир Северного полюса
- Животный мир Антарктиды
- План
- Картина. Саванна
- Список животных саванны
- Список животных тропического леса
- Картина тропического леса
- Схема
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
- недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях (нет определенных иллюстраций, текстов и т.д.);
- эффективность индивидуального подхода к работе учащихся на данном этапе урока (продуктивная самостоятельная творческая деятельность);
- интенсификация учебно-воспитательного процесса (увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала);
- повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов.
Оборудование: компьютер, глобус, Цветик-семицветик, образец аппликации, рисунок мудрой Черепахи, образец аппликации. У каждого ученика - картон голубого цвета, шерстяные нитки белого цвета, клей ПВА, ножницы, шаблоны медведя для аппликации.
Учебно-методическое обеспечение:
- А.А.Плешаков. Учебник для 1 класса начальной школы в двух частях. М. "Просвещение" 2008г.
- А.А.Плешаков. Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса. М. "Просвещение" 2008г.
Карта занятия
Комментарий хода урока |
Время (мин) |
№ слайда |
Развитие личностных качеств и психических процессов |
|
Репродуктивные формы деятельности |
Продуктивные формы деятельности |
|||
Дети вспоминают правила поведения на уроке | 1 |
1 |
Память Правила поведения на уроке |
Рефлексивность Точность речи |
Учитель просит отгадать загадки мудрой Черепахи | 5 |
2-4 |
Внимание Активность | Точность речи |
Учитель показывает Цветик-семицветик. Дети отрывают первый лепесток | 2 |
Память | Любознательность Активность |
|
Детям предлагается приобрести необходимые вещи для путешествия на Северный полюс | 2 |
Внимание Мышление |
Активность Выразительность речи Аргументированность |
|
Учитель предлагает детям познакомиться с животным миром Северного полюса | 5 |
5 |
Внимание Понимание материала |
Любознательность Активность |
Практическая работа Аппликация |
5 |
Внимание | Самостоятельность Аккуратность |
|
Задание проверяется | 3 |
Внимание Мышление |
Рефлексивность Системность Самостоятельность |
|
Учитель предлагает отправиться на
Южный полюс Ученик отрывает лепесток |
6 |
6 |
Внимание | Аргументированность Глубина рассуждений |
Детям предлагается ответить на вопрос Где живут белые медведи и пингвины? | 8 |
7-12 |
Память Мышление |
Аргументированность Ясность речи |
Путешествие в теплые страны 2 команды. Дети составляют рассказ о путешествии по плану |
6 |
13-16 |
Понимание материала Логичность |
Самостоятельность Коммуникативная культура Любознательность |
В заключении урока учитель подводит
итог с опросом детей, опираясь на схему. Домашнее задание |
2 |
17 |
Внимание Память |
Рефлексивность Ясность речи Аргументированность |
Ход урока
I Организационный момент (Слайд №1)
II Учитель: Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие. Определить маршрут путешествия поможет Мудрая Черепаха (рисунок Черепахи). Отгадайте, пожалуйста, её загадки (Слайд №2). Читает ученик.
Среди снегов и льда не голодает
За рыбой в холодную воду ныряет
Густая белая шерсть спасает
От морозов согревает.
Дети: Белый медведь.
Учитель: Молодцы!
Следующая загадка (Слайд №3)
Читают дети.
В черных фраках,
В белых майках круглый год
Ходит этот удивительный народ.
Дети: Это пингвины.
Учитель: Правильно!
И третья загадка (Слайд №4). Читает ученик.
У этого зверя огромный рост,
Сзади у зверя - маленький хвост,
Спереди зверя - хвост большой.
Кто же это? Кто он такой?
Дети: Слон.
Учитель: Умницы! Вы отгадали все загадки Мудрой Черепахи. Значит, сегодня мы познакомимся с жизнью белых медведей, пингвинов, слонов. Поможет нам в этом Цветик-семицветик.
Учитель показывает Цветик-семицветик и вместе с учениками произносит:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Один из учеников выходит, отрывает лепесток и все говорят:
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-нашему вели!
Вели оказаться там, где живут белые медведи!
Ученики встают, кружатся с закрытыми глазами, останавливаются, открывают глаза и садятся.
Учитель: Где же мы, ребята? Кругом снег, лёд, здесь очень холодно.
Дети: Да мы оказались на севере, нам стало холодно.
Учитель: Нам нужно срочно приобрести необходимые вещи. Посмотрите задание 1 на стр.31 в рабочей тетради и скажите, что нам понадобится?
Дети: Шапка, куртка, варежки, для передвижения пригодятся лыжи, аэросани.
Учитель: Мы готовы путешествовать по Северному Ледовитому океану. Большая его часть постоянно покрыта льдом и снегом.
Учитель показывает на глобусе Северный Ледовитый океан, Северный полюс.
Учитель: Ребята, посмотрите, кто нас встречает на Северном полюсе? (Слайд №5)
Ученики читают название животных: поморник, белый медведь, морж, тюлень.
III Практическая работа.
Учитель: Белые медведи - это самое большое, самое сильное и могучее животное из семейства медвежьих. Ребята, выполните, пожалуйста, своих белых медведей.
Учитель демонстрирует образец аппликации и рассказывает порядок выполнения работы.
Работы проверяются.
Учитель: Дети, но на Земле есть два полюса: Северный и Южный (учитель показывает на глобусе полюса).
Район Земли, где расположен Южный полюс, называется Антарктидой. Ребята, как вы думаете, надо ли будет снимать теплую одежду, если мы окажемся на Южном полюсе, в Антарктиде?
Дети: Нет, там тоже холодно.
Учитель: А сейчас Цветик-семицветик поможет нам оказаться на Южном полюсе.
Дети проговаривают стихотворение, отрывают следующий лепесток кружатся с закрытыми глазами, садятся за парты.
Учитель открывает Слайд №6 и знакомит с животным миром Антарктиды.
Учитель: Мудрая Черепаха задаёт вопрос: "Охотятся ли медведи на пингвинов?" (Слайды №№7-10).
Дети: Нет, т.к. они живут в разных районах Земли.
Учитель: А где живут слоны?
Вновь на помощь приходит Цветик-семицветик. Отрывается следующий лепесток, новое желание: Вели отправиться в теплые страны, где живут слоны.
Ребята, мы оказались в теплых странах, какая одежда нам нужна?
Дети рассказывают, что можно снять теплые вещи.
Нам необходимо создать две команды. Одна отправится в саванну, другая в тропический лес. После прогулки составьте рассказы-отчеты о путешествии по плану:
- В каком районе побывали?
- Какая была погода?
- Каких животных встретили? (Слайды № 11-16)
Итог урока Слайд №17.
Обобщение изученного на уроке проходит по вопросам с опорой на схему:
Учитель: Какие районы есть на Земле?
Дети: Холодные и теплые.
Учитель: О каких холодных районах Земли мы узнали?
Дети: Северный Ледовитый океан и Антарктида.
Учитель: Чем похожи эти районы?
Дети: Они покрыты снегом и льдом.
Учитель: В каких районах Земли круглый год жарко?
Дети: В саванне, в тропическом лесу.
Домашнее задание: Слепить из пластилина слоника.
Использованная литература.
- Е.П. Фефилова, Е.А. Поторочина. Поурочные разработки по курсу "Мир вокруг нас" 1 класс М. "Вако" 2003г.
- Сборник "Я иду на урок в начальную школу. Природоведение" М.: Издательство "Первое сентября" 2002г. Общая редакция М.В. Соловейчик.
- Нестандартные уроки и творческие задания Н.В. Троицкая. Методическое пособие. М.: Дрофа 2003г.