Урок по УМК "Гармония" "Продолжаем размышлять о словах"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить детей с новым научным словом “антонимы”; дать представление о словах, противоположных по значению и их задаче в русской речи, развивать умение наблюдать над словами, противоположными по значению и умение употреблять их в своей речи; отрабатывать орфографическую зоркость учащихся.

Оборудование: карточки с заданиями, игра “Подбери антоним”.

Ход занятия

Постановка учебной задачи, сообщение темы и цели занятия.

У:- Интересные слова в русском языке!

Есть слова, одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению.

- Что это за слова? Как они называются?

Д: -многозначные

У: - Есть слова, которые об одном и том же говорят по – разному.

- Что это за слова?

Д: - синонимы

- А есть слова с противоположным значением.

Упражнение в подборе антонимов.

Работа по карточке.

Заменить выделенные слова во 2 абзаце рассказа противоположными по значению. Измененным абзацем продолжите рассказ. Сделайте вывод, для чего нужны антонимы, какова их роль в речи.

Карточка.

Долго я был плохим учеником.

Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плелся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник.

Надоело мне все это. Что я хуже других? Стал я внимательным, старательным.

И вот я уже считаюсь ________________ учеником.

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

плохим - хорошим

грязные - чистые

небрежно - аккуратно

грустно - весело

плёлся - бежал

огорчалась - радовалась

Вывод. Антонимы делают речь более яркой, точной и выразительной. Они помогают сравнивать и сопоставлять.

Работа по учебнику и в тетради – задачнике.

(Лексические знания детей на этом уроке расширяются за счёт знакомства с антонимами (337, 338).

Понятие вводится лишь для завершения ряда: синонимы - антонимы.

Стр. 31№337 (знакомство с новым научным словом, правило)

Ты уже знаешь о словах с похожим, близким, значением. Как они называются?

Узнай ещё одно научное слово.

В нашем языке есть слова с противоположным значением - АНТОНИМЫ.

Если интересно прочитай строки в тетради – задачнике и найди в них антонимы

Как думаешь эти слова написаны серьёзно или в шутку?

На свете бывают непослушные дети, которые всё делают наоборот. Таким детям нужно давать не полезные, а вредные советы.

Стр.31, № 338 Подбери антонимы и запиши слова парами. Отмечай все орфограммы, а во втором столбике, чтобы не допустить ошибок, оставляй “окошки” на месте главных орфограмм. Вспомни, что ты о них знаешь. (стр.55, часть 1)

говорить - …

чистюля - …

горький - …

шум - …

Устно объясни значение слов второй пары. Какие однокоренные слова тебе помогли?

Укажи какие слова обозначают действия, признаки, предметы.

Работа с пословицами.

Трус умирает сто раз, смелый живет вечно.

Хороша вещь, когда новая, а друг – старый.

В умной беседе ума наберешься, а в глупой и свой растеряешь.

Ученье - свет, а неученье - тьма.

Лучше горькая, правда, чем сладкая ложь.

Лучше воду пить в радости, чем мед в кручине.

Неоднокоренные антонимы:

умирает – живет

новый – старый

радость – кручина

Однокоренные антонимы:

ученье – неученье

веселый - невеселый

Вывод. Антонимами могут быть не только слова с разными корнями, но и однокоренные.

Домашнее задание: упражнение №339. Оно вновь предполагает списывание по памятке 4, с “окошками” на месте пока нет освоенных орфограмм. Задание можно подать как конкурс зорких: кто сумеет заметить все орфограммы текста? Посоветуйте ребятам после выполнения работы посчитать и указать количество “окошек” и количество подчёркнутых орфограмм. Вопрос о том, с какими опасностями письма они умеют справляться, а с какими ещё нет, важен для дальнейшей работы. Его желательно обсудить на следующем уроке.

Приложение.

Итог урока.