Цель: познакомить детей с новым научным словом “антонимы”; дать представление о словах, противоположных по значению и их задаче в русской речи, развивать умение наблюдать над словами, противоположными по значению и умение употреблять их в своей речи; отрабатывать орфографическую зоркость учащихся.
Оборудование: карточки с заданиями, игра “Подбери антоним”.
Ход занятия
Постановка учебной задачи, сообщение темы и цели занятия.
У:- Интересные слова в русском языке!
Есть слова, одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению.
- Что это за слова? Как они называются?
Д: -многозначные
У: - Есть слова, которые об одном и том же говорят по – разному.
- Что это за слова?
Д: - синонимы
- А есть слова с противоположным значением.
Упражнение в подборе антонимов.
Работа по карточке.
Заменить выделенные слова во 2 абзаце рассказа противоположными по значению. Измененным абзацем продолжите рассказ. Сделайте вывод, для чего нужны антонимы, какова их роль в речи.
Карточка.
Долго я был плохим учеником.
Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плелся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник.
Надоело мне все это. Что я хуже других? Стал я внимательным, старательным.
И вот я уже считаюсь ________________ учеником.
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
плохим - хорошим
грязные - чистые
небрежно - аккуратно
грустно - весело
плёлся - бежал
огорчалась - радовалась
Вывод. Антонимы делают речь более яркой, точной и выразительной. Они помогают сравнивать и сопоставлять.
Работа по учебнику и в тетради – задачнике.
(Лексические знания детей на этом уроке расширяются за счёт знакомства с антонимами (337, 338).
Понятие вводится лишь для завершения ряда: синонимы - антонимы.
Стр. 31№337 (знакомство с новым научным словом, правило)
Ты уже знаешь о словах с похожим, близким, значением. Как они называются?
Узнай ещё одно научное слово.
В нашем языке есть слова с противоположным значением - АНТОНИМЫ.
Если интересно прочитай строки в тетради – задачнике и найди в них антонимы
Как думаешь эти слова написаны серьёзно или в шутку?
На свете бывают непослушные дети, которые всё делают наоборот. Таким детям нужно давать не полезные, а вредные советы.
Стр.31, № 338 Подбери антонимы и запиши слова парами. Отмечай все орфограммы, а во втором столбике, чтобы не допустить ошибок, оставляй “окошки” на месте главных орфограмм. Вспомни, что ты о них знаешь. (стр.55, часть 1)
говорить - …
чистюля - …
горький - …
шум - …
Устно объясни значение слов второй пары. Какие однокоренные слова тебе помогли?
Укажи какие слова обозначают действия, признаки, предметы.
Работа с пословицами.
Трус умирает сто раз, смелый живет вечно.
Хороша вещь, когда новая, а друг – старый.
В умной беседе ума наберешься, а в глупой и свой растеряешь.
Ученье - свет, а неученье - тьма.
Лучше горькая, правда, чем сладкая ложь.
Лучше воду пить в радости, чем мед в кручине.
Неоднокоренные антонимы:
умирает – живет
новый – старый
радость – кручина
Однокоренные антонимы:
ученье – неученье
веселый - невеселый
Вывод. Антонимами могут быть не только слова с разными корнями, но и однокоренные.
Домашнее задание: упражнение №339. Оно вновь предполагает списывание по памятке 4, с “окошками” на месте пока нет освоенных орфограмм. Задание можно подать как конкурс зорких: кто сумеет заметить все орфограммы текста? Посоветуйте ребятам после выполнения работы посчитать и указать количество “окошек” и количество подчёркнутых орфограмм. Вопрос о том, с какими опасностями письма они умеют справляться, а с какими ещё нет, важен для дальнейшей работы. Его желательно обсудить на следующем уроке.
Итог урока.