Урок по теме "В.А. Моцарт"

Разделы: Музыка


Цели урока:

  • Познакомить учащихся с творчеством В.А. Моцарта.

Задачи:

  • Воспитательная:

Погрузить учащихся в атмосферу музыкальной культуры Европы XVIII века.

  • Образовательная:

Познакомить учащихся с основными этапами творчества В.А. Моцарта

Познакомить учащихся с наиболее известными произведениями В.А. Моцарта

  • Развивающая:

Раскрыть содержание некоторых произведений.

Обобщение материала. Акцент на влияние творчества В.А. Моцарта на музыкальное искусство последующих поколений.

Оснащение:

  • Для учителя:
    • Музыкальный центр.
    • Иллюстративный материал.
    • Музыкальные инструменты.
    • Телевизор.
  • Для учащихся:
    • Тетрадь.
    • Нотная тетрадь.
    • Шумовые инструменты.

Ход урока

Приглашаю всех в небольшое и необычайное путешествие во времени. Век XVIII . Время королей, важных особ и знатных дам. В середине этого столетия в Австрийском городке Зальцбурге родился музыкальный гений – Вольфганг Амадей Моцарт. Талант этого мальчика проявился очень рано, и вся Европа пришла в восхищение от его “Небесной музыки”

Он стал учиться музыке с трех лет, а в шесть уже сочинял целые сонаты, которые в достоинстве не уступали удачным произведениям венских композиторов того времени.

Учеником исполняется “Менуэт”, написанный Моцартом в четырехлетнем возрасте.

В 1762 г. Леопольд Моцарт счел своим долгом обратить внимание всей Европы на изумительный талант своего сына. Маленький Моцарт, превосходно играя и импровизируя на клавесине, везде вызывал восторг и восхищение всех слушателей. В Париже в первый раз были напечатаны музыкальные сочинения ребенка, которому не исполнилось еще 8 лет.

Во времена первой поездки по городам Германии на одной из таможен багаж зальцбургского музыканта привлек внимание чиновников.

– Для чего вы таскаете с собой этакую громоздкую и неудобную вещь? – удивился один из служащих таможни по поводу клавесина.

– А это для того, чтобы я и моя сестра могли упражняться в дороге, – бойко ответил Вольфганг. – Мы едем в Вену давать концерты.

– Давать концерты? – недоверчиво переспросил чиновник. – А ты и вправду умеешь играть на этой штуке?

– Конечно, умею, – обиделся Вольфганг. Крышка инструмента была заперта на ключ, но это не смутило мальчика.

– В таком случае я сыграю вам на скрипке.

Вольфганг вытащил крошечную скрипочку и исполнил пьесу так ритмично и четко, с таким воодушевлением, что привел всех присутствующих в восхищение.

Ученик исполняет на скрипке “Аллегро” В.А. Моцарта.

Таможенник быстро оформил документы, даже не осматривая багажа.

Настоящее испытание ожидало Вольфганга во дворце императора.

Сообщение ученика.

Среди пышной обстановки дворцовой гостиной фигурка шестилетнего мальчика кажется еще более хрупкой и миниатюрной, чем обычно. Маленькие ножки в белых чулках и башмаках с пряжками забавно свисают со стула. Напудренный паричок с косичками придает круглому личику непривычно серьезный вид. Мальчик играет с невозмутимой уверенностью и сосредоточенностью. Маленькие руки летают по клавишам так легко и быстро, что с трудом можно следить за их движениями.

– Да это настоящий маленький чародей,– с улыбкой заявляет ФранцI. –Однако играть всеми десятью пальцами не так уж трудно. Вот если бы играл одним только пальцем, это и в самом деле было бы удивительно.

Старый император говорил это в шутку, желая озадачить мальчика. Но он тот час же уселся за клавесин и проворно начал исполнять мелодию только что сыгранной пьесы одним пальцем, при этом так чисто и бегло, что все диву давались.

– А если закрыть клавиатуру платком? – продолжал Франц I.

Но и это испытание не смутило мальчугана. Присутствующие были немало удивлены этим.

– Все это, однако ж заранее выученные пьесы, – заметил Франц I. – Интересно было бы послушать, как мальчик справляется с новыми, совсем еще незнакомыми пьесами.

И это испытание было выдержано с блеском.

Вечером в комнату, отведенную семейству Моцартов, были доставлены королевские подарки. Вольфганг получил парадный костюм из тончайшего сукна, расшитый золотом, с жилетом, шляпой и шпагой.

В числе подарков, привезенных из Вены, была скрипка. Она стала для Вольфганга лучшей игрушкой. Мальчик возился с нею по целым дням: вытаскивал и вставлял колки, снимал а натягивал струны, перестраивал ее на различные лады. И даже сочинил менуэт и другие маленькие пьесы.

В.А. Моцарт “Менуэт” исполняет шумовой оркестр.

В 1764 г. Семейство Моцарта отправилось в путешествие в Лондон.

Здесь Вольфганг знакомиться с выдающимся композитором того времени Иоганном Христианом Бахом, младшим сыном великого Иоганна Себастьяна. Несмотря на большую разницу лет, оба вскоре стали большими друзьями. Нередко они импровизировали на одну и ту же музыкальную тему одновременно на двух клавесинах, немало удивляя всех, кому приходилось их слышать. В Лондоне мальчик пишет сонаты для клавесина, скрипки, флейты, и берется за сочинение симфонии.

В исполнении учителя звучит одна из фортепианных сонат.

В 1769 году Моцарты предпринимают поездку в Италию.

Сообщение ученика.

По дороге в Милан мальчик с возрастающим успехом концертирует в городах Северной Италии. Программы, с которыми четырнадцатилетней музыкант выступает в открытых концертах, поражают обширностью и сложностью заданий. Вот с какой программой выступил Вольфганг 16 января 1770 года в Филармонической академии г. Мантуи.

Программа концерта выписана на доске.

  1. Симфония, сочинение господина Амадео (так в Италии называли Вольфганга).
  2. Концерт на клавесине – исполнит с листа он же.
  3. Пение.
  4. Сонату на клавесине – исполнит с листа малолетний Моцарт с собственными вариациями, затем повторит в ином тоне.
  5. Скрипичный концерт.
  6. Ария, которую господин Амадео тут же сочинит на предложенные стихи и затем исполнит, аккомпанируя себе на клавесине.
  7. Вторая соната на тему, которую предложит по своему выбору первый скрипач оркестра; сочинит и исполнит господин Амадео.
  8. Пение.
  9. Концерт для гобоя.
  10. Фуга на тему, предложенную экспромтом, исполнит на клавесине по всем правилам контрапункта господин Амадео.
  11. Симфонию – исполнит на клавесине он же по представленной ему партии одной скрипки.
  12. Дуэт вокальный.
  13. Трио, в котором господин Амадео исполнит с листа партию скрипки.
  14. Заключительная симфония – его же.

По приезду в Рим Вольфгангу удается услышать знаменитую хоровую композицию “Miserere” старинного итальянского композитора Грегорио Аллегри. Произведение это собственность Сикстинской капеллы и исполняется всего один раз в год. Под угрозой сурового наказания певцам капеллы запрещается, кому бы то ни было показывать рукопись сочинения Аллегри.

Сосредоточенная глубина и суровая выразительность композиции произвели глубокое впечатление на юного музыканта. Справедливо ли держать под замком такое превосходное сочинение? Оно должно стать достоянием всех! Вернувшись, домой, Вольфганг тот час берется за перо и нотную бумагу и принимается по памяти записывать услышанное. Через несколько часов партитура для девятиголосного хора была готова.

Слух о необычном способе похищения их Сикстинской капеллы достиг ушей самого Римского папы. За эти необыкновенные способности юный артист был удостоен рыцарского ордена “Золотой шпоры”.

В Болонье, под руководством падре Мартини Вольфганг углубил свои познания в полифонии. В 1770 году он с блеском выдержал испытание на получение звания члена Болонской академии музыки, а было ему всего 14 лет. Счастливая пора детства, полная разнообразных впечатлений, блестящих успехов, радужных надежд на будущее, осталась позади. Начиналась новая полоса жизни.

В расцвете таланта Вольфганг злой волей своего хозяина был обречен на безвыездное пребывание в маленьком захолустном городке. Усиленные занятия композицией составляют единственную радость в жизни композитора. Рабочий день его начинается очень рано. Для серьезного творческого труда утренние часы самые лучшие.

Теперь композитор пишет главным образом инструментальную музыку: симфонии, дивертисменты, приветственные серенады для различных инструментальных ансамблей, исполняемых на открытом воздухе.

Блестящий пример “Маленькая ночная серенада”.

Воплощение радости и душевного спокойствия старинного дивертисмента. Атмосферу ночи формирует нежное звучание пяти струнных инструментов. Полное мелодической свежести сочинение в целом кажется простым, но впечатление это достигается только благодаря изысканной исполнительской технике и тончайшему художественному мастерству.

Сообщение ученика.

Сольфеджируется начало серенады.

“Серенада” начинается радостным и полным воодушевления. Аллегро, в котором выделяется мотив, построенный на звуках тонического трезвучия, он быстро переходит в трезвучие доминанты, становясь неуверенным и загадочным. В этот момент появляется новая тема – милая, танцевальная, с множеством украшений. Во всей первой части царит ощущение детского веселья. Весь этот этюд иллюстрируется игрой на флейте.

Во второй части– Романсе – нежной и убаюкивающей, как колыбельная, существует две темы. Одна – спокойная и сонная, а другая – более живая, построенная на повторяющихся стаккато, которое рождают неторопливую фразу легато. Наконец, возвращается главная тема “поцелуй перед сном, чтобы сладко спалось”

Третья часть – менуэт – величественна и исполнена достоинства, как и подобает придворному танцу.

В бурном заключительном Рондо – Аллегро все время повторяется запоминающаяся мелодия, а сама эта часть звучит подобно нежному смеху.

Звучит грамзапись “Маленькая ночная серенада”

По приказанию архиепископа Вольфганг пишет много хоровой церковной музыки, что могло послужить ему хорошей подготовкой к созданию оперных хоровых сцен.

Двухлетнее путешествие (Мангейм, Мюнхен, Париж) обогатило молодого композитора множеством разнообразных впечатлений. Написанные за это время сочинения очень понравились отцу, сестре, друзьям.

Большое впечатление произвела на всех мангеймская соната ми минор для скрипки и фортепиано с ее широкой напевной мелодией; куда Вольфганг вложил всю силу своей чистой первой любви к Алоизии Вебер.

Фортепианное творчество Моцарта включает 19 сонат, а так же сочинения в жанре фантазии. Композитор отказался от клавесина и клавикорда, обладающих по сравнению с фортепиано более мягким, но слабым звуком. Фортепианная манера Моцарта отчетливая, элегантная с тщательной отделкой мелодии и аккомпанемента.

Сестра с большим увлечением разучивала клавирные сонаты, написанные Моцартом в Париже. Понравилась ей прелестная соната Ля мажор с грациозными вариациями на простую песенную тему, нежным менуэтом и заключительным “рондо” в турецком духе.

В.А. Моцарт “Турецкое рондо” исполняет шумовой оркестр

В 1781году В.А. Моцарт порывает со службой у зальцбургского архиепископа и переселяется в Вену. Жизнь в Вене складывалась нелегко; частые утомительные концерты, уроки, напряженные поиски заработка.

В эти годы исполнительская деятельность Моцарта достигает большего размаха, он завоевывает славу первого пианиста в мире. Выступая в публичных концертах, Моцарт считал своим долгом каждый раз играть непременно новые пьесы. Отсюда заметное преобладание клавирных композиций: сонаты, вариации, концерты, фантазии.

В.А. Моцарт “Фантазия” ре минор (грамзапись)

Отрывок из рассказа Паустовского “Старый повар” читает ученик

После смерти Х.В. Глюка Моцарт получает место придворного камер-музыканта, но вместо 2000 талеров годового содержания, Моцарту назначили только 800. за время службы ему заказали лишь несколько десятков танцев для придворных и городских балов.

“Слишком много за то, что я сделал, и слишком мало за то, что я мог бы сделать”, – написал Моцарт на расписке, при получении своего жалкого жалованья.

В самую трудную пору своей жизни Моцарт написал три гениальных симфонии, показав еще раз, что его могучие творческие силы не сгибались под тяжестью жизненных невзгод и горькой нужды.

В 1788 году написаны наиболее известные симфонии 39, 40, 41”Юпитер”

Сообщение ученика.

Большую популярность приобретает симфония 40 соль минор. В симфонии 4 части. Первая написана в Фоме сонатного аллегро. Главная партия звучит с первых же тактов произведения. Это несколько грустная, трепетно-нежная музыка. Она напоминает высказывания человека, взволнованную человеческую речь. Мелодию исполняют скрипки, и это придает музыке большую певучесть, мягкость, теплоту.

Сорльфеджируется учащимися отрывок главной партии.

Более светло и безоблачно звучит побочная партия. Она изложена в мажорной тональности. Лукавая, несколько танцевального склада, эта тема звучит мягко и изящно.

Солфеджируется побочная партия

В.А. Моцарт “Симфония №41”(грамзапись)

Сообщение ученика.

Симфония №41 “Юпитер” написана за три года до смерти. Композитору не удалось услышать это свое произведение в исполнении оркестра. “Юпитером” симфонию назвал известный лондонский скрипач Саломон, поразившись ее величественности. В особенности современники рукоплескали грандиозному финалу “Юпитера”, где композитор блистательно соединил композиционные принципы сонатного аллегро и фугу. Пять тем финала, которые сначала самостоятельно, даже самоуверенно заявляют о себе, постепенно вступают в диалог, удивительный по стройности и динамичности.

Одна из вершин творчества великого австрийца – Анданте кантабиле из этой симфонии. В нем переплетаются три темы: первая – напевная и ласковая; вторая – беспокойная, мятущаяся; третья – открытая, ясная, похожая на окно, распахнутое в летний сад.

В.А. Моцарт Симфония “Юпитер” (грамзапись)

Отец однажды написал Моцарту: “У тебя сплошные крайности, ты не знаешь золотой середины”. Да, в жизни композитор так и не смог достичь золотой середины. Однажды в его творчестве именно “крайности” непонятным образом сплелись в единое гармоническое целое, открыв миру новое “Золотое сечение” в музыке. Симфония “Юпитер” в полной мере подтверждает это.

Тяжелым выдался 1791год. Еще более тяжелым, нежели прежде. Моцарт страдал от безденежья. Моцарт писал во всех жанрах, существовавших в то время. 14 января 1791 года он пишет три детские песенки. Одна из них незатейливая колыбельная песенка – воплощение любви и нежности, в ней радость и грусть, печаль и надежда.

Моцарт “Колыбельная” исполняет ученик.

Моцарт стал одним из создателей жанра классического концерта. Композитору принадлежит 27 концертов для фортепиано с оркестром, 7 для скрипки с оркестром. В одних произведениях слушателя поражает виртуозное мастерство, праздничность, в других – драматизм и эмоциональные контрасты.

Концерты пользовались широким признанием у слушателей того времени, знатоки музыки единодушно признавали, что именно Моцарту удалось довести эту крупную форму инструментальной музыки до истинно классического совершенства. Первый из композиторов, Моцарт ярко индивидуализировал партию солирующего инструмента, заставив, таким образом, исполнителя вступать в своеобразное творческое состязание с оркестром.

В.А. Моцарт Фортепианный концерт До мажор (грамзапись)

Сообщение ученика.

Первая часть концерта _ Allegro –похожа на веселый летний праздник с фейерверком. То здесь, то там зажигается игривая искра, проскальзывает легкий смешок. Но в концерте есть и драматическая, минорная тема, которая звучит у фортепиано. Как будто сквозняк прошел по комнате, задул свечи, обдал холодом. Но свечи вновь зажжены – праздник продолжается, хотя и несколько присмиревший, задумчивый. Прелестнейшее Andante начинается темой струнных, которую чуть позже и еще более лирично повторяет фортепиано под аккомпанемент пиццикато.

Последняя часть пленяет своей неуверенностью, вопросительными интонациями, и радостными, уносящимися ввысь, завершением.

Сам композитор считал, что в концертах достигается “нечто среднее между слишком трудным и слишком легким”. Совмещая серьезное с приятным, Моцарт воплотил в музыке нечто иное, как одну из главных идей эпох Просвещения – “забавляя поучать”. И сделал это легко, стройно, с присутствующей ему одному виртуозностью.

Друзья с беспокойством следили за композитором. Их пугала его бледность, потухший взгляд, а более всего скорбное выражение заострившегося лица.

А.С. Пушкин. “Моцарт и Сальери” отрывок исполняет ученик.

Реквием Моцарт сделал выражением реальных человеческих переживаний, запечатлел в нем глубину страданий и горя, которые приносит людям смерть близкого человека. Величавые, полные драматизма и сурового эпического пафоса хоры чередовались в реквием с нежными лирическими просветленными эпизодами.

Лирическая кульминация всего произведения – задушевный хор “Лакримозо”, проникнутый трепетным волнением и просветленной печалью.

В.А. Моцарт “Реквием” (грамзапись)

Горечь прощания с жизнью, бессильный, но гневный протест против собственной безвременной смерти породили эти волнующие страницы, столь не похожие на обычную церковную музыку.

Здоровье Моцарта ухудшалось с каждой минутой. Последними мысли умирающего были связаны с его любимейшими творениями: реквиемом и “Волшебной флейтой”

Моцарт написал 19 опер (но это будет отдельный урок)

Сообщение ученика.

– Как бы я хотел побывать еще раз в театре, на своей “Волшебной флейте”, – прошептал он чуть слышным голосом, принялся напевать песенку Папачено “Я самый ловкий птицелов”. Потом положил возле себя часы, чтобы мысленно следить за представлением “Волшебной флейты”, которая шла в то момент в театре.

В.А. Моцарт “Волшебная флейта” (видеозапись)

Через столетия, обретя бессмертие, Моцарт подарил свой талант родному Зальцбургу. Здесь явились на свет его прекрасная музыка и не менее прекрасная душа. Такое соединение Любви и Красоты история подарила человечеству лишь однажды, когда 27 января 1756 года в Зальцбурге родился Вольфганг Амадей Моцарт.