Цели урока:
1) Знакомство с образованием и видами вулканов, причинами землетрясений, понятием “гейзер”.
2) Развивать поисково-исследовательские навыки, ориентированные на приобретение новых знаний; умение планировать свои действия; представлять добытую информацию аудитории.
3) Формировать устойчивый интерес к предмету, к природным явлениям.
Оборудование: учебник Т.П. Герасимовой и Н.П. Неклюковой, карта полушарий, презентация, бейджики с именами журналистов (учеников), “протокол”, макет газеты “Глобус”, тетрадь, ручка, клей, фломастеры.
Ход урока
1. Организационный момент (слайд 1).
2. Введение в тему.
– Тема сегодняшнего урока “Вулканы. Землетрясения. Гейзеры” (слайд 2). Мы познакомимся с видами вулканов, их образованием, причинами землетрясений. Кроме этого мы узнаем, что такое гейзеры, и что они из себя представляют.
Наш урок пройдет в форме игры. Давайте представим, что все мы коллектив редакции географической газеты “Глобус” (слайд 3). Я – главный редактор, вы – корреспонденты, а наши гости – шеф-редакторы, которые должны будут дать разрешение на публикацию нашего номера.
(обращается к “шеф-редакторам”) Вот протокол заседания, который вы будете заполнять по мере выступления наших журналистов.
Итак, на правах главного редактора я объявляю тему номера “Стихии подземелья” (слайд 4).
На обсуждение выносятся три ключевых вопроса (слайд 5), на которые в конце заседания мы должны дать ответы. Давайте их причитаем:
- Извержения – небесная кара, или закономерный процесс?
- Почему земля содрогается?
- Есть ли у стихии характер?
3.Работа с учебником.
Прежде чем перейти к обсуждению необходимо ознакомиться с базовой информацией и систематизировать ее в таблицу. Для этого воспользуемся параграфом в учебнике №18,19.
Таблица
Природное явление |
Причина активизации |
Последствия |
Вулканы |
||
Землетрясения |
||
Излияния гейзеров |
Таблица оформляется в рабочей тетради, результат зачитывается.
4. Заседание.
Учитель: Господа журналисты, вы готовы?
Слово предоставляется журналисту (фамилия, имя, отчество). Господа “шеф-редакторы” занесите в протокол заседания сведения о выступлении.
Далее следуют выступления всех журналистов, рассказ которых сопровождается слайдами презентации (слайды № 6-27).
5. Дискуссия.
Учитель: Уважаемые корреспонденты, пока шеф-редакторы решают, чьи статьи будут опубликованы, мы с вами должны вернуться к ключевым вопросам (слайд 28).
Со слайда читается вопрос, на него дается полный ответ:
- Извержение это закономерный процесс развития Земли в глубинах, там, где идет формирование горных пород.
- Землетрясения происходят от смещения горных пород в глубине в результате нагревания магмы.
- Под характером подразумевается наличие каких-либо особенностей у природных явлений. Например, гейзеры отличаются временем между фонтанированиями, температурой воды.
6. Рефлексия.
– От чего же происходят эти природные явления?
– Какие вы знаете потухшие и действующие вулканы? (Колиманджаро, Ключевская Сопка). Покажите их на карте (с помощью учителя).
– Что означает выражение “огненное ожерелье”. Покажите его на карте.
– Что такое “сейсмология”?
– Назовите сейсмоактивные места в России (Крым, Кавказ, Курило-Камчатский район и т.д.). Покажите их на карте.
– Есть ли на земле абсолютно не сейсмоактивные места? (Нет, землетрясения происходят повсюду и постоянно, так как процесс развития в недрах земли не прекращается, но есть места, где землетрясения не ощущаются человеком).
– Для чего используют горячие подземные воды? (Выработка электроэнергии, обогрев жилых помещений, теплиц).
– Молодцы! Отлично поработали!
– Слово предоставляется “шеф-редакторам”. Объявите нам свое решение.
“Шеф-редакторы” оглашают свое решение.
7. Практическая работа.
Учитель: Что ж, господа корреспонденты, победа за вами! Приступайте к выпуску номера!
Дети оформляют стенную газету: приклеивают свои статьи, фотографии.
8. Итог урока.
– Что вам больше всего понравилось?
– Что показалось трудным?