Интегрированный урок (математика + окружающий мир + экология + русский язык + чтение) "Мир чисел в царстве животных". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Оборудование:

Презентация к уроку, орфографический словарь, фотографии редких и исчезающих видов животных Красных книг (мира, России, Ростовской обл), “говорящая карта мира”, индивидуальные доски, тетради для тестовых работ, выставка учебной и справочной литературы, CD диски, Интернет-ресурсы, рисунки детей, значки с изображением Рост обл., фонограмма песни Красной шапочки из к/ф, карточки слов с пропущенными орфограммами, карточки с “секретом”, сообщения детей об исчезающих видах животных.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Введение в тему урока.

<Рисунок № 1>

На последних уроках математики мы познакомились с новым приёмом сложения однозначных и двузначных чисел.

Очень важно для человека уметь хорошо считать. Ведь ещё древнегреческий математик Пифагор сказал (запись на доске): “Мир построен на силе чисел”.

И действительно мир чисел – великая сила. Мы в своей повседневной жизни сталкиваемся с этим снова и снова.

А вот имеет ли место мир чисел в царстве животных (на доске), постараемся сегодня узнать. И не просто животных, а редких и исчезающих видов, занесённых в Красные книги: международную, России, Рост обл.

Что такое Красная книга?

Красная книга – название списков редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных (“Новая иллюстрированная энциклопедия”).

III. Работа по теме урока.

1.Сообщение детей о слоновой черепахе (детский рисунок (краски), источник информации, карта мира).

<Рисунок № 2>

Вот такие числа “шагают” с черепахой по жизни.

2. Задание “предлагает” черепаха.

– упр. 192 (стр. 73)

79, 84, 59, 64, 94, 49 (на доске).

Расположи в порядке убывания.

94, 84, 79, 64, 59, 49 (на доске).

По какому признаку можно разбить числа на две группы?

Увеличь каждое число на 1 единицу (устно).

95, 85, 80, 65, 60, 50 (инд. Доски)

Увеличь каждое число на 4 единицы, запиши в тетради верные равенства.

1 ряд (94,84,79). 2 ряд (64,59,49).

Представь эти числа в виде суммы разрядных слагаемых (фронтально).

3. Сообщение о сетчатом питоне.

(Аппликация рисунка на цв картон).

<Рисунок № 3>

И в жизни питона замечаем наличие чисел.

4.Задание “предлагает” питон. Слайд № 1.

Фигура, под каким номером напоминает норку луговой собачки, если она строит просторное, широкое жилище (под угрозой исчезновения), змея любит узкие, длинные норы (в красной книге)

Проверим ответ. Слайд № 1.

Что это за фигуры? Как называются углы? Что такое угол?

Какая фигура “лишняя”?

А “лишнее” изображение животного? Почему?

Питон “предлагает” вам начертить в тетради угол, изображение которого нет на слайде.

Какой угол начертили? Из чего состоят углы? Как узнать, что этот угол прямой?

5. Сообщение о белом медведе.

<Рисунок № 4> (бисер, краски, клей)

Трёхзначные числа “сопровождают” медведя на севере.

Слайд № 2 (фото во время экскурсии по зоопарку г. Ростова-на-Дону)

6. Задание “предлагает” медведь.

Конструируем задачи (работа в группах)

Определи, какая схема подходит к условию задачи. Почему?

Почему не подходит другие?

Как изменить вопрос задачи, чтобы изменилось решение?

Медведь – словарное слово. Назовите орфограммы. Какие буквы вставить? Почему?

Слайд № 2

7. Из полярных холодов отправимся в африканское тепло, чтобы отдохнуть, согреться.

Африка – континент, материк (карта). Что такое материк?

Материк – огромная часть суши, омываемая водой (окружающий мир – 2 кл)

Физминутка – фонограмма песни Красной Шапочки из кинофильма по одноимённой сказке.

8. Сообщение об амурском тигре. 2010 – год стального тигра по китайскому календарю

Слайд № 3.

Серьёзный зверь и числа, относящиеся к нему, тоже серьёзные.

9. Задание “предлагает” тигр (на доске задача)

<Рисунок № 6,7,8,9>

Составьте схему к задаче. Запишите решение задачи в виде числового выражения.

14 + 9 =23(п)

Ответ

10. Сообщение о сером журавле.

<Рисунок № 10> (цветные карандаши, пластилин)

Слайд № 4

3 года – возраст взросления журавля. Очень важное число в его жизни.

11. Задание от журавля (карточки с “секретом”).

Работа в парах: найдите значение выражения, проверь ответ в прорези, исправь, если есть ошибки, прочти информацию о животном, рассмотри иллюстрацию.

Стихотворение о журавлях донского поэта Ивана Ефимовича Ковалевского читает ученица.

Чуть заметные вдали, улетают журавли,
Покидая Дон родной, улетают в край чужой.
Я машу им на прощанье:
– Возвращайтесь к нам весной!
Лучше нашей нет земли!
Возвращайтесь, журавли!

12. Сообщение о дрофе.

Слад № 5.

Для летающей птицы число кг значительное.

13. Задание от дрофы.

Самостоятельная работа (тест № 24, упр. 4,5)

Назовите орфограмму в слове дрофа. Проверьте написание по орфографическому словарю.

<Рисунок № 11>

Информация о дрофе и журавле из районной газеты “Новая жизнь”.

<Рисунок № 12>

IV. Предварительный итог.

Убедились мы в том, что мир чисел неразрывно связан с миром животных?

Прав был Пифагор – числа – великая сила, мир людей и окр мир построен и держится на этой силе. Нужно уметь считать, а для этого нужно учится считать: звёзды, бабочек, веснушки на носу, лепестки ромашки.

1.Рейтинг урока (табличка с бегунком)

2. Стихотворение Б.Заходера “Что главнее всего” читают по ролям дети.

Слайд № 6, 7, 8.

Ребёнок спросил ни с того ни с сего:
– А ну-ка скажи, что главнее всего?
Да, вот так вопрос: что главнее всего!
Ответить я сам не сумел на него.
И вот я решил послушать ответы
Других обитателей нашей планеты.
Деревья и травы сказали в ответ
:– Да что же главнее, чем солнечный свет?!
– Да что же главнее ночной темноты?-
Откликнулись совы, сычи и кроты.
– Леса!– отвечали мне волк и лиса.
Орёл свысока процедил – Небеса!
– По-моему море! – ответил дельфин.
– Мой хвост, без сомнения!– крикнул павлин.
Спрошу мотылька – отвечает:– Цветок!
Спрошу у цветка – говорит:– Мотылёк!
Кто славит поля, кто – полярные льды,
Кто горы, кто степь, кто – мерцанье звезды!
А мне показалось, что все они правы.
Все: звери и птицы, деревья и травы…
И я не ответил, увы, ничего
На трудный вопрос: что главнее всего?!

Почему очень трудно ответить на этот вопрос?

Давайте чаще задумываться, что мы можем и должны сделать для того, чтобы не нарушать гармонию царства, в котором живём и мы!

3. Выберите из детских рисунков те, на которых нарисовано правильное поведение человека в природе (рисунки детей: экологически правильное и неправильное поведение человека в природе).

4. Видеоролик о животных. Слад № 9

5. Значки на память учащимся и гостям (прозрачная, чистая капля воды на фоне территории Ростовской обл.)

<Рисунок № 13>

Презентация

Рисунки