Урок литературного слушания по теме "Стихи о животных. А.Блок «Зайчик»"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  1. Учить сопереживанию и доброму отношению к природе.
  2. Формировать представление о стихотворении.
  3. Формировать читательскую культуру школьников (фамилия автора, заголовок).
  4. Учить определять жанр и тему произведения.

Учебный материал: стихотворение А. Блока «Зайчик».

Оборудование:

  • интерактивная доска SMART Notebook;
  • конверты с цветными фишками;
  • текст стихотворения А. Блока у каждого ученика;
  • бумага для моделирования обложки;
  • диск с записью музыкальных произведений (Роберт Шуман «Первая утрата», Е.Н. Тиличева «Полька»);
  • магнитофон.

Ход урока

I. Организационный момент.

Готовность к уроку.

II. Вводная часть.

На интерактивной доске открыта страница № 1 (рисунок 1).

Рисунок 1

Учитель, обращаясь к учащимся:

- Прочитайте название темы нашего урока.

- Какова ваша задача на этом этапе урока?

(Ответы детей.)

Учитель читает стихотворение А.Блока «Зайчик».На интерактивной доске открыта страница № 2 (рисунок 2).

Рисунок 2

Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки…

Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На желтые листочки.

Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капусту сняли,
Нечего украсть…

Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть…

Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится –
Неба не видать…

Только б потеплее,
Только бы посуше
Очень неприятно
По воде ступать.

Учитель обращается к ученикам:

- Какое чувство вызвало произведение?

- Почему?

(Ответы детей.)

III. Моделирование обложки.

На интерактивной доске открыта страница № 3 (рисунок 3).

Рисунок 3

Учащиеся работают на интерактивной доске, передвигая слова и значки, моделируя обложку. Остальные ученики работают на своих рабочих местах.

- К какому жанру относится это произведение? (Стихотворение.)

- Объясните свое мнение.

- Определите тему произведения. (О животных.)

- Кто запомнил имя и фамилию автора?

- Найдите на доске и назовите.

- О каком животном идет речь в данном стихотворении?

- Как называет автор своего героя?

- Почему?

- Как бы вы назвали это стихотворение?

(Ответы детей.)

Учитель на доске открывает название стихотворения: «Зайчик».

IV. Физкультурная минутка для глаз.

(Дети сидят.)

V. Работа со словами и по содержанию произведения.

На интерактивной доске открыта страница № 4 (рисунок 4).

Рисунок 4

Учитель повторно зачитывает стихотворение А.Блока «Зайчик».

- Какую картину «рисует» автор в начале стихотворения? (Лето.)

- Прочитайте слова на нашей «волшебной» доске: ложбинки, тешили.

- Объясните смысл слов.

(Ответы детей.)

- О каком времени года говорит автор в начале стихотворения? (На магнитной доске прикрепляется слово ЛЕТО.)

- Какое время года сменило лето? (На магнитной доске: ОСЕНЬ.)

- Какие изменения в природе произошли с наступлением осени?

- Объясните смысл слов с «волшебной» доски: расплакались, былинки, хмурая.

- Какой стала жизнь зайчика с приходом осени?

- Объясните смысл слов с «волшебной» доски: косится, ступать.

-О чем мечтает зайчик?

(Ответы детей.)

VI. Задание на подбор антонимов.

Работа с табличками на магнитной доске.

На магнитной доске учащиеся осуществляют подбор слов к табличкам: ЛЕТО, ОСЕНЬ.

ЛЕТО
тепло
радостно
  ОСЕНЬ
холодно
печально

VII. Физкультурная минутка.

Учитель предлагает учащимся показать движения и настроение зайчика летом и осенью.

VIII. «Шкала настроения».

Работа в парах. Учитель предлагает учащимся из конвертов достать цветные фишки и разделить их на две группы в зависимости от того, какими бы красками они написали слова «ЛЕТО», «ОСЕНЬ».

- Объясните, почему вы именно так выполнили задание.

(Ответы детей.)

IX. Подбор музыкального произведения:

Учитель предлагает учащимся прослушать два музыкальных произведения.

- Какую мелодию вы бы подобрали к стихотворению А. Блока?

(Ответы детей.)

- Объясните свой выбор.

(Ответы детей.)

X. Итог урока.

  1. Что вас тронуло на уроке?
  2. Что вам запомнилось?
  3. Что сказал бы вам герой нашего стихотворения?

На интерактивной доске открыта страница № 5 (рисунок 5).

Рисунок 5

(Ответы детей.)

XI. Домашнее задание (по желанию).

К отрывку стихотворения А. Блока «Зайчик», который получил каждый учащийся, предлагается нарисовать дома иллюстрацию.