Каждый урок – это звено в цепи уроков, поэтому, прежде чем говорить об уроке «Письмо первому учителю», нужно коротко рассказать о системе уроков, посвященных изучению эпистолярного жанра в 5 классе.
В 5 классе ребята впервые работают с эпистолярным жанром; данные уроки проходят во второй четве6рти, во время изучения темы «Синтаксис».
1 урок (из уроков развития речи по русскому языку). Знакомство учащихся с эпистолярным жанром.
- Какими бывают письма?
- Работа с упражнениями учебника (упражнения 213, 214).
- Из каких частей состоит письмо?
- Структура писем и речевые формулы, используемые в письмах.
- Как правильно подписать конверт.
Домашнее задание: найти письма литературных героев в тех книгах, которые вы читали.
2 урок. Урок внеклассного чтения по литературе.
Учитель заранее выясняет, письма каких литературных героев нашли ребята, и продумывает структуру урока.
Ученики готовят выступление на уроке по следующему плану:
- Автор, название книги.
- Краткий рассказ о событиях, в связи с которыми было написано письмо.
- Чтение письма или его части.
- Что дает данный урок?
Во-первых, ребята практически усваивают структуру писем, знакомятся с разнообразием и богатством писем.
Во-вторых, учитель, который только начинает работать с данными классами, знакомится с тем, что читают его ученики.
На уроке звучат добрые и веселые письма героев Э.Н. Успенского, письмо Ваньки Жукова деду из знакомого многим рассказа А.П. Чехова «Ванька», письма, написанные героями Ж.Верна из книги «дети капитана Гранта», письма из повести А.Алексина «Оля пишет Коле, Коля пишет Оле» и др.
Домашнее задание: написать письмо литературному герою или письмо от имени литературного героя ученикам 5 класса, а может быть, письмо самому себе.
3 урок. Письмо первому учителю.
Цели урока:
- Учить учащихся писать сочинения в эпистолярном жанре.
- Пробуждать в душах детей «чувства добрые», чувства любви, уважения, благодарности к своим учителям.
I. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы снова возвращаемся к разговору о письмах, о сочинениях в форме письма. Что же мы узнали на предыдущих уроках?
- Новые слова (слова написаны на доске, ученики читают их и объясняют
значение):
- эпистолярный жанр;
- адресат;
- адресант.
- Научились правильно подписывать адрес на конверте.
- Выяснили, что некоторые из вас никогда не писали писем, ведь у нас сейчас есть более быстрые средства передачи информации: телефон, телеграф.
- Далее мы попытались найти в книгах письма литературных героев и, к своему удивлению, нашли этих писем довольно много. Оказывается, не только в прошлом, но и современные нам литературные герои любят писать письма.
- Мы выяснили, из каких частей может состоять письмо (ребята называют эти части), и сами написали письма литературным героям.
Многие из вас писали письма первый раз в жизни, но у всех получилось. Молодцы! Кто же больше всех получил писем?
1 место – дядя Федор.
2 место – Незнайка.
3 место – Алиса Селезнева.
Но вы написали письма и многим другим литературным героям.
II. Чтение писем.
Звучат лучшие письма, их читают сами ученики. Учитель лишь дает небольшие комментарии. Бывает и так, что один ученик написал письмо литературному герою, а другой написал от имени этого литературного героя (например, письмо Алисе Селезневой и письмо от имени Алисы Селезневой, девочки из будущего), такая «переписка» очень радует ребят.
III. Работа по предупреждению ошибок.
Тема «Синтаксис» еще только изучается, ученики делают много пунктуационных ошибок. Времени на уроке немного, поэтому предложения заранее написать на доске или подготовить карточки. Ученики должны расставить знаки препинания.
Вот предложения из сочинений учеников (знаки препинания расставляют ученики):
- Здравствуй мой дорогой друг Нильс!
- Прилетай Карлсон поскорее и я угощу тебя вкусным клубничным вареньем.
- Расскажи мне Алиса пожалуйста как вы живете в своем далеком будущем.
- До свидания мои дорогие друзья!
В тетради записываем под диктовку слова, которые часто встречаются в письмах: здравствуйте, пожалуйста, извините, будьте добры, благодарю Вас, до свидания.
IV. Слово учителя.
Мы с вами поиграли в письма. А теперь я предлагаю заняться письмами серьезно. Еще совсем недавно, в 19 веке, не было ни телефонов, ни телевизоров. Единственным средством общения на расстоянии были письма. Как ждали писем А.С. Пушкин в Михайловском, М.Ю. Лермонтов в южной ссылке, А.П. Чехов в Таганроге и многие, многие другие.
И отношение к письмам тогда было совсем другое. Писали сначала черновики писем, обдумывая каждое слово, а потом аккуратно переписывали набело. Мы сейчас спешим, говорим в телефонную трубку что-то на ходу, не замечая даже, что бросили обидное слово и ранили этим кого-то в самое сердце. Не так было в эпоху писем. Написанное слово живет дольше и действует сильнее. Злое – ранит сильнее, а доброе – может помочь, спасти, поддержать человека.
Послушайте строчки из писем 19 века, этим словам 130-170 лет.
Вот А.С. Пушкин пишет своей жене Н.Н, Гончаровой. Посмотрите, сколько любви в этих строчках: «Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего нельзя сравнить на свете – а душу твою я люблю еще более твоего лица».
А вот А.С. Пушкин пишет из деревни Болдино своему издателю П.А, Плетневу: «Ах, милый мой! Что за прелесть здешняя деревня! Вообрази: спеть да спеть, соседей ни души; езди верхом сколько вздумается, никто не помешает. Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы, и стихов».
А эти строчки из письма И.С. Тургенева - тоже о любви к своей родине. Писатель большую часть времени прожил за границей. Вслушайтесь, сколько в этих словах любви и грусти: «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему любимому дубу – родине моей поклонитесь, которую я, вероятно, уже не увижу» (И.С. Тургенев – Я.П. Полонскому).
V. Сочинение письма.
На парте у каждого ученика лежит листок бумаги, на котором отпечатаны материалы к сочинению в форме письма, и далее мы работаем с этими материалами. Смотрим, из каких частей может состоять будущее письмо и о чем можно и нужно написать в каждой части, объясняем, когда местоимения Вы, Вам, Вас и другие пишутся с большой буквы.
Ученикам предлагается написать на черновике одну из частей сочинения. Например:
1 ряд – рассказ о себе,
2 ряд – общие воспоминания,
3 ряд – обращение к учителю.
Времени на эту работу отводится немного – 7-10 минут.
В конце урока ученики (только по желанию) читают свои работы вслух. В 5 классе ребята охотно делятся своими мыслями, внимательно слушают друг друга. Вот строчки из работ учеников:
«Валентина Васильевна! Когда я увидела Вас 1 сентября, Вы показались мне похожей на мою маму. И мне стало нисколько не страшно. А потом я поняла, что Вы, как моя мама, добрая и веселая.» (Аня Г.)
«Татьяна Алексеевна, помните, как мы с Вами переживали, смогу ли я поступить в математический класс. А я написал контрольную работу очень хорошо, и мы с Вами вместе радовались моей победе.» (Егор М.)
«Елена Александровна, я хорошо запомнила, как на одном уроке мы писали сочинение на тему «зима». А за окном стояли белые деревья, тихо-тихо падал белый снег. И в классе было тихо-тихо.» (Лена Б.)
Домашнее задание: написать черновик сочинения «Письмо первому учителю».
4 урок. Урок развития речи.
На этом уроке ученики работают над черновиками. при проверке черновиков они пользуются словарями, могут с любым вопросом обратиться к учителю. Главное, чтобы не было ошибок! Проверенные работы ученики переписывают набело. На конвертах (их ребята покупают или мастерят сами) подписываем адрес.
Оценки за сочинения выставляются в журнал, а на листочках никаких оценок нет. Эти письма (а пачки получаются довольно солидные) я несу учителям в начальную школу. Слышу слова удивления, благодарности, а иногда вижу и слезы на глазах учителей.
Но и на это урок не заканчивается. Я прошу учителей написать ответ и как-то упомянуть в нем каждого своего ученика. И вот перед самым Новым Годом в классах звучат письма пятиклассникам от учителей. Дети слушают эти письма, затаив дыхание.
В Вологодской области ежегодно проходит конкурс писем Деду Морозу. В 2010 году тема конкурса была «Олимпийский Дед Мороз». Пятиклассники охотно включились в эту игру, и у них получились неплохие письма.
Материалы к сочинению в жанре письма.
1. Как начать свое письмо?
- Здравствуйте, уважаемая ...!
- Добрый день, дорогая ...!
Дорогая ..., пишет Вам ученик пятого класса ... (Ваш ученик).
2. Рассказ о себе.
Я хочу рассказать Вам...
- о том, как отдохнул летом;
- о том, как учусь в 5 классе;
- о своих новых увлечениях;
- о своих новых друзьях.
3. Общие воспоминания.
- Я часто вспоминаю ...
- Помните ли Вы, как однажды ...
- Мне очень запомнился один урок ...
- Однажды я нечаянно ...
- Я запомнил Ваши слова на всю жизнь ...
4. Обращение к адресату.
- Хочу спросить у Вас ...
- Хочется пожелать Вам...
- Я благодарю Вас за то, что Вы ...
5. Как закончить письмо?
- До свидания, дорогая ...!
- Всего Вам доброго, ...!
- До новых встреч.
Дата Подпись.
Ваш ученик ...