В период подготовки детей к обучению в школе родители и сами дети часто находятся в состоянии стресса. Волнения, связанные с поступлением в школу, отрицательно сказываются на отношении будущего ученика к школе. Так называемая «школьная тревожность» мешает успешному обучению ребенка. С целью предупреждения подобного состояния мы проводим для детей подготовительной группы цикл профилактических занятий в марте–апреле, как раз тогда, когда в воскресных школах подводятся итоги «вступительных» тестов.
Цикл включает в себя три занятия: два – для детей, одно занятие – для родителей и детей. Кроме занятий специалистов, ведется большая подготовительная работа воспитателями группы. А после занятия даются интересные задания для выполнения дома с родителями. Герой сказки – Незнайка, знаком детям, так как наш детский сад работает по программе Н.М. Крыловой «Детский сад – дом радости».
Задачи цикла занятий «По дороге в школу»:
- Снятие эмоционального напряжения.
- Профилактика страхов негативной оценки.
- Профилактика страха ошибки.
- Повышение уверенности в себе.
- Формирование положительного отношения к обучению в школе.
- Профилактика школьной тревожности у родителей.
Взаимодействие со специалистами ДОУ: совместное проведение занятий с воспитателями, родителями и преподавателем ИЗО деятельности.
В течение этого цикла дети получают творческие домашние задания. В результате формируется «Альбом загадок о школьных принадлежностях» и выставка «Все оценки хороши», в завершении дети получают «Диплом будущего первоклассника». По результатам проективного теста «Школа», проводятся индивидуальные консультации для родителей.
Отзывы родителей и эмоциональный отклик детей свидетельствуют о положительном эффекте проведенных занятий. А педагоги школ отмечают высокую эмоциональную готовность наших выпускников к обучению в школе. Ниже привожу конспекты трех занятий.
1 занятие. «Незнайка идет в школу».
Задачи:
- Формировать положительное отношение к школе.
- Уточнить понятие о школьных принадлежностях.
- Сформулировать правила поведения в школе.
- Снять эмоциональное напряжение.
- Изучить отношение ребенка к школе.
Оборудование:
- кукла – Незнайка;
- макет детского сада и школы;
- фишки по количеству детей;
- лист бумаги, цветные карандаши;
- листы с заданиями: «Школьные принадлежности» и «Раскрась школу».
Ход занятия
1. Приветствие – 2 минуты. Имя, жест.
2. Проблемный вопрос. Незнайка не знает, что ему выбрать: школу или детский сад. Беседа с детьми. Детям предлагается разложить фишки – либо к детскому саду, либо к школе с объяснением («Я советую тебе выбрать школу (садик), потому что…»).
3. Беседа с детьми. Незнайка выбрал школу и теперь не знает, как себя вести в ней… Детям задаются вопросы: Если я опоздаю? Если уроню ручку? Если забыл с собой взять цветную бумагу? Поможем Незнайке составить правила поведения в школе.
Правила записываются на бумаге и передаются воспитателю для оформления. Теперь Незнайка знает, как надо себя вести в школе, но не знает, что надо с собой нести.
4. Практическое задание: найти на листочке школьные принадлежности и обвести их в кружок, то есть собрать в школьный рюкзак. Посчитать количество.
5. Проективный тест «Школа». Инструкция: раскрась школу и нарисуй себя на этом же листочке. Незнайка не знает, как выглядит школа, помогите ему.
6. Подведение итогов. Домашнее задание: придумать и нарисовать загадку о какой-либо школьной принадлежности (названия написаны на листочках и дети из шкатулки выбирают один листочек, не заглядывая в него).
Воспитатели продолжают работу по этой теме, оформляют правила и собирают домашнее задание, создают вместе с детьми книгу загадок.
2 занятие. «Эта страшная двойка».
Интегрированное занятие, проводят психолог и преподаватель ИЗО.
Задачи:
- Снять эмоциональное напряжение.
- Уточнить представление об оценке, о ее назначении.
- Снять страх негативной оценки с помощью метода изотерапии.
- Развитие воображения.
Оборудование:
- загадки детей (из домашнего задания);
- «двойка» из картона;
- листы бумаги с нарисованными двойками;
- фломастеры, цветные карандаши.
Ход занятия
1. Приветствие. Незнайка прочитал ваши загадки и хочет, чтобы вы тоже их отгадали. Чтение загадок.
2. Беседа с детьми. Чего можно в школе бояться? Для чего ставят оценки? Когда могут поставить двойку? Что будет, если тебе поставят двойку? Боитесь ли вы двойки?
3. Вводится персонаж «двойка», которая пугает детей. Дети отвечают на его вопросы. Тогда «двойка» приводит своих подруг – нарисованные двойки на листках бумаги. Что можно сделать, чтобы двойка не была такой страшной? Можно ее превратить во что-то смешное, веселое, красивое…
4. Работа за столами. Практическое задание. Превратить двойку во что-нибудь и раскрасить.
5. Выставка. Обсуждение: теперь двойка вас пугает? Какая она стала?
6. Домашнее задание: превратить единицу.
Воспитатели устраивают выставку, собирают домашнее задание.
3 занятие. «Все равно ты молодец!»
Совместное занятие родителей и детей.
Задачи:
- Предупредить школьную тревожность у родителей и детей.
- Снять эмоциональное напряжение.
- Обучить конструктивным способам выхода из проблемных ситуаций родителей и детей.
- Показать приемы эмоциональной поддержки и методы снятия эмоционального напряжения.
Оборудование:
- мяч, карта «По дороге в школу», канат, «кочки»;
- набор школьных принадлежностей, загадки;
- карточки с проблемными ситуациями;
- большой лист бумаги, фломастеры, мольберт;
- цветные карандаши, дипломы для детей.
Ход занятия
1. Приветствие. Игра «Имечко».
2. Разминка. Игра «Ассоциации» с мячом. Слова для ассоциаций: детский сад, школа, первый класс, учитель, парта, урок, перемена, оценка.
3. Путешествие по карте «По дороге в школу». Взаимодействие родителей и детей. Препятствия: «река ошибок» – проход по мосту, «болото неудач» – переход по кочкам, «поляна трудностей» – загадки, игра «Чего не стало?», решение проблемных ситуаций. Выход к школе. Коллективное творчество: рисунок «Школа». На перевернутых препятствиях появляются слова «Я всему научусь».
4. Вручение дипломов.
5. Обратная связь родителей.