Урок-диалог в 8-м классе "Их вечен с вольностью союз…"

Разделы: История и обществознание


Цели:

  1. Конкретизировать, расширить, систематизировать знания учащихся по изученной теме.
  2. Развивать интерес к проблеме исследования истории декабризма: закреплять умение давать историческую оценку личности и событию.
  3. Углубить представления учащихся о ключевых понятиях темы: причины движения декабристов, основные этапы его развития, значение для дальнейшего развития страны.

Задачи:

  1. Уметь аргументировано, с гуманистических позиций дать историческую, личностную, моральную оценку событиям 1825 года и последующей деятельности декабристов;
  2. Обобщить знания по изученной теме;
  3. Помочь учащимся глубже увидеть эпоху, людей, личности участников событий 14 декабря 1825 года; попытаться представить, было ли возможным и реальным осуществление в тот момент задуманного заговорщиками;
  4. Уметь в споре отстаивать собственную позицию;
  5. Воспитывать на примере личностей и характеров декабристов в учащихся такие качества, как благородство, целеустремленность, верность делу, твердость духа.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: урок-диалог по теме «Движение декабристов» (проблемный урок); беседа.

План урока:

  1. Вступительное слово учителя: сообщение темы и цели урока.
  2. Беседа-диалог по вопросам темы.
  3. Подведение итогов (по проблеме).
  4. Заключение по теме.

Проблема: в чём состоит великий нравственный подвиг декабристов?

Оборудование:

  • мультимедиапроектор;
  • компьютер;
  • презентация по теме (см. Приложение).

Эпиграф:

Мы были сыны 1812 года.
Порывом нашего сердца было
жертвовать всем, даже жизнью,
во имя любви к Отечеству.
В наших чувствах не было эгоизма.
Призываю в свидетели самого Бога.

М.Муравьёв – Апостол.

Не для наград, не для приобретения
почестей хотим мы освобождения России.
Сражаться до последней капли крови – вот наша награда.

Ход урока

Приложение

I. Организация внимания учащихся.

II. Вступительное слово учителя.

Учитель: Мы с вами познакомились с очень интересным и важным периодом в истории России XIX века, который во многом определил дальнейшее развитие страны, – движением декабристов. С декабристов начинается история освободительного движения в России: они первыми в истории Российской империи решились на вооруженное выступление против самодержавия, первыми сформировали революционные организации, выработали программу действий и политические документы конституционного характера.

Какие же причины побудили блестящих молодых людей, хорошо образованных, с прекрасными перспективами военной и статской службы, выступить против своего же сословия и поддерживаемой им власти? Почему объединились они в тайные союзы вольнодумцев? В чем великий нравственный подвиг декабристов?

Чтобы ответить на эти вопрос, мы проследим процесс развития движения декабристов.

III. Беседа-диалог по теме. (По некоторым вопросам – сообщения учащихся о декабристах.)

  1. Какие тайные организации были созданы в России?
  2. Каким были причины создания тайных организаций после войны 1812 года?
  3. Как объяснить активное участие дворян в борьбе за освобождение крестьянства?
  4. Какие организации образовались в 1821-1822 гг.? Кто были авторами программных документов обществ? Кто они: Павел Пестель и Никита Муравьев? Каким они видели будущее России?
  5. Почему декабристы выступили именно 14 декабря 1825 года, за что и получили название «декабристы»?
  6. Как восставшие планировали взять власть и какие мероприятия предполагали провести вначале?
  7. Какие полки приняли участие в выступлении на Сенатской площади?
  8. Возможно ли было осуществление плана восставших? В чём причины нерешительности их действий в ходе выступления?
  9. Как вы считаете, было ли выступление на Сенатской площади вооруженным восстанием или мирным актом гражданского неповиновения? Приведите аргументы в пользу того и другого мнений.
  10. Почему восстание не закончилось успехом ни на севере, ни на юге России?
  11. В чём слабость движения декабристов?
  12. Каковы последствия событий 14 декабря 1825 года?
  13. Что вы знаете о судьбе декабристов, сосланных в Сибирь?
  14. Почему многие из жён, невест, сестер декабристов пошли на добровольное изгнание, отправившись за ними в Сибирь?
  15. Кто из декабристов более всего привлекает вас как личность, чья судьба произвела на вас самое неизгладимое впечатление?

IV. Итог урока.

Учитель: Почти два века дело декабристов, их образы вызывают огромный интерес. О них написано более 15 тыс. научных и множество художественных произведений. «Бунт образованных людей», нравственный подвиг дворян-революционеров, восставших против тирании, десятилетие за десятилетием оставались близки сердцам просвещенных людей.

«Первенцы свободы» представляли собой небольшую часть дворянской интеллигенции. «Рождённые в среде палачества и раболепия», по выражению А.И.Герцена, эти люди возвысились над интересами своего сословия во имя благородных целей: свержения самодержавия и уничтожения крепостничества в России. Они заявляли: «Не для наград, не для приобретения почестей хотим мы освобождения России; сражаться до последней капли крови – вот наша награда». Это вызывало удивление и негодование основной массы дворянства. Член Госсовета граф Ф.В.Ростопчин иронизировал: «Во Франции сапожники и тряпичники хотели сделаться графами и князьями, а у нас же графы и князья хотели сделаться сапожниками и тряпичниками».

Декабристы пользовались репутацией образованнейших людей своего времени. Они увлекались политическими науками, экономикой, юриспруденцией, историей, искусством, литературой. Многим из них пророчили блестящее будущее государственных и военных деятелей, ученых, писателей.

Благородство помыслов и дел, настоящее рыцарство, чувство товарищества и братства объединяли декабристов. Судьбы декабристов стали для многих их современников и потомков критерием высокой нравственной силы, примером для подражания.

Ореолом мучеников за свободу окружены трагические фигуры пятерых декабристов, жизненный путь которых завершила виселица у Петропавловской крепости. Руководители тайных обществ, авторы политических документов, активные организаторы и участники восстания – за свои идеалы они положили жизнь.

Мария Волконская в своих воспоминаниях заметила: «Если даже смотреть на убеждения декабристов как на безумие и политический бред, всё же справедливость требует признать. Что тот, кто жертвует жизнью за свои убеждения, не может не заслуживать уважения соотечественников. Кто кладёт голову свою на плаху за свои убеждения, тот истинно любит своё отечество, хотя, может быть, и преждевременно затеял своё дело».

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему: «Кто из декабристов и почему оставил в моей душе сильное впечатление».