Программа развития познавательных способностей младших школьников "Страна Сообразилия"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Для успешного обучения необходимо, чтобы ребенок пришел в школу подготовленным. От того, насколько высока эта готовность, зависит процесс адаптации к школе и дальнейшие успехи в учебе. Готовность к школе – понятие комплексное. Оно включает в себя физиологическую, личностную, социально-психологическую и интеллектуальную готовность. Не все дети приходят в школу достаточно подготовленными к этому новому для себя этапу жизни.

Цель данной программы – диагностировать и развивать познавательные процессы у детей, формировать навыки мыслительной деятельности и самоорганизации, способствовать созданию в классе доброжелательной атмосферы, снятию излишней напряженности.

Развивающие занятия педагога-психолога с детьми носят индивидуально – групповую форму. Это позволяет совмещать в себе все плюсы как индивидуальной, так и групповой работы.

А именно: позволяет использовать интересные групповые игры, развивающие познавательные процессы ребенка, а также позволяет при необходимости уделить максимум внимания одному ребенку.

Индивидуально-групповая работа также позволяет учитывать типологические особенности учащихся, в частности – темп работы. Если дается фронтальная работа, то медлительному ребенку разрешается выполнять часть работы, а при работе по карточкам учитывается уровень развития ребенка и темп его работы. Соответственно, такому ребенку даются либо более легкие задания, либо задания, меньшие по объему.

Стержневым способом подачи материала избрана игра. Каждое занятие состоит из ряда игровых упражнений. Часть из них дается фронтально. Часть на карточках, индивидуально. Практически каждое упражнение позволяет работать над развитием сразу нескольких познавательных процессов – внимания, памяти, мышления и воображения.

В Программу также включены занятия, способствующие формированию у детей навыков самоорганизации и осознанию ценности здорового образа жизни. Специальное место отводится подготовке к конкурсам «Русский медвежонок» и «Кенгуру». Подготовка к этим конкурсам в рамках кружковой работы позволяет снизить школьную нагрузку у детей.

Данная программа рассчитана на младший школьный возраст и предполагает четыре года обучения. Опыт показывает, что специально подобранная развивающая программа для учащихся начального звена дополняет большую работу школьного учителя по обучению и развитию детей и способствует общему развитию ребенка.

Требования к знаниям и умениям.

По окончании курса занятий ученики должны приобрести следующие умения и навыки:

  1. Иметь представление о том, что такое память, внимание, воображение, мышление и об их значении в жизни и в учебной деятельности, в частности.
  2. Иметь представление об уровне развития параметров этих процессов у себя лично.
  3. Знать приёмы и упражнения, направленные на их развитие.
  4. Знать о приёмах и методах самоорганизации и уметь ими воспользоваться.
  5. Уметь решать логические задачи, ребусы, кроссворды, сканворды, числобусы, математические ребусы, судоку, японские кроссворды и т. д.
  6. Иметь опыт участия в интеллектуальных конкурсах различного уровня.

Приложение 1. Программа 1 года обучения.
Приложение 2. Программа 2 года обучения.
Приложение 3. Программа 3 года обучения.
Приложение 4. Программа 4 года обучения.
Приложение 5. Список литературы.