Цели:
- Сформировать представление о природе ветра.
- Ознакомить с видами ветров. ветров.
- Научить чертить розу ветров и анализировать её.
- Развивать умение делать обоснование, предположение.
Задачи урока:
- сформировать представление учащихся:
- о природе ветра;
- о причинах его возникновения;
- о связи силы ветра с величинами атмосферного давления;
- учить связывать научные представления с реальной жизнью;
- научить приему построения особого типа графика – розы ветров;
- показать учащимся значение ветра и возможности его использования человеком.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
- Ребята, какую большую тему мы изучаем?
Сейчас проведём географический диктант, проверяющий ваши знания по уже изученному материалу.
- Воздушная оболочка Земли? (Атмосфера.)
- Нижний слой атмосферы, «фабрика погоды»? (Тропосфера.)
- Разность между самой высокой и самой низкой температурой в течение суток называется ... (амплитуда).
- Прибор да измерения температуры воздуха? (Термометр.)
- Сила, с которой воздух давит на земную поверхность и все лежащие на ней предметы, называется ... (давление).
- Прибор для измерения давления, называется ... (барометр).
- Люди, изучающие состояние атмосферы, называются ... (метеорологи).
3. Сообщение темы и цели.
- Сейчас, чтобы узнать тему нашего урока, вы должны отгадать загадку.
Хоть бескрылый, а летает.
Безголовый, а свистит.
Хоть безрукий, но бывает
Груши с веток обивает,
сосны с корнем вырывает,
Так порою он сердит.
Только что он был везде –
Миг и нет его нигде. (Ветер.)
- Тема нашего урока «ВЕТЕР» запишите.
- Ребята, давайте оценим, с каким багажом знаний вы пришли на урок. Выберите тот мешок, который соответствует вашим знаниям по теме (см. Приложение 5).
- Что вы уже знаете по этой теме?
- Что нам предстоит узнать на уроке?
- Что такое ветер?
- Причина образования ветра.
- Виды ветров.
- Направление и сила ветра.
- Значение ветра.
- Каждый сегодня на уроке должен приложить усилия, чтобы пополнить свой мешок знаний. Подумайте в течение урока на какую оценку вы себя оцените в конце урока.
4. Объяснение новой темы.
- Вы на себе ощущали ветер?
- Как он дует?
Т.е. вы ощущаете как движется воздух. Вы можете сказать определение?
Ветер – это движение воздуха над земной поверхностью в горизонтальном направлении.
Причина образования ветра.
- А вот почему происходит образование ветра?
- Вспомните, как нагревается воздух над сушей и морем?
- Что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении? (Опыт со свечкой.)
- Какой воздух идёт по низу от открытой двери, какой вверху? (Параллельно происходит составление схемы.)
Объяснение с помощью схем на слайдах образование бриза.
Представьте, что вы находитесь на берегу моря в жаркий летний день (щелчок мыши). Воздух на суше нагревается быстрее, чем вода, а мы знаем, что чем выше его температура, тем он легче, и тем самым он устремляется вверх (щелчок мыши). У поверхности Земли создаётся область низкого давления. Почему? Известно также, что для нагревания 1 см3 воды требуется в 3 раза больше тепла, чем для нагревания того же количества песка. Следовательно, вода будет нагреваться медленнее. И над поверхностью воды воздух будет тяжелее и холоднее. Именно поэтому летом со стороны воды веет прохладой. Здесь образуется область низкого давления. Более холодный воздух со стороны моря устремляется на сушу. Из области более высокого давления в область более низкого давления (щелчок мыши). Образуется ветер, который носит название бриз.
Итог. Воздух перемещается из области высокого давления в область низкого давления.
Бризы обычно охватывают слой воздуха толщиной около 1 км и проникают в горизонтальном направлении на равнинной местности на десятки километров.
- А теперь на примере дневного бриза попробуйте объяснить образование ночного бриза.
Заполнение таблицы (см. Приложение 1).
Ветры | Характеристика | Причина возникновения |
Бризы. | Меняют своё направление в разное время суток. | Местные различия в нагревании воздуха над водоёмом и побережьем, пашней и лесом. |
Итог. Главная причина образования ветра в атмосферном давлении над разными участками земной поверхности. Ветер всегда дует из области высокого давления в область низкого давления.
Виды ветров.
- Мы рассмотрели с вами один из видов ветров. Какой? (Бриз.)
- Аналогично образуются ветра у нас на Дальнем Востоке.
- Работает по учебнику стр. 117 рис. 74. (Объяснение образования Муссона.)
Зимой дует с суши на море он,
Ветер, который зовется муссон.
А летом все делает наоборот
С моря на сушу берет разворот.
Еще в древние века, когда морские и океанские просторы бороздили только парусники, многие арабы отправлялись в июне-июле в сказочно богатую Индию. В это время юго-западный ветер надувал паруса кораблей и они довольно быстро проходили весь путь от берегов Южной Аравии до полуострова Индостан. В зимние месяцы корабли грузились необходимыми товарами и шли обратно. И опять попутный ветер, но теперь уже дующий в обратном направлении, подгонял суда. Ветер, который так помогал морякам, арабы назвали «маусин», что означает «время года, сезон». Название ветру дали очень меткое, ведь он действительно меняет свое направление два раза в год. Впоследствии французы то слово стали произносить на свой лад – муссон.
Гиппал – римский купец, установивший особенности движения муссона (см. Приложение 4).
Ветры | Характеристика | Причина возникновения |
Бризы. | Меняют своё направление в разное время суток. | Местные различия в нагревании воздуха над водоёмом и побережьем, пашней и лесом. |
Муссоны. | Меняют своё направление по сезонам года. | Различие в нагревании суши и океана зимой и летом. |
- По табличке выясните черты сходства муссона и бриза.
- Черты различия.
- Какой можно сделать вывод?
Направление и сила ветра.
- Люди уже давно заметили, что одни ветры (например, западные) приносят осадки, пасмурную погоду; другие ветры, наоборот, ясную солнечную погоду. Поэтому уже давно стало необходимостью уметь определять направление ветра.
- Как вы думаете. Как правильно называть ветер, по той стороне горизонта куда он дует или наоборот откуда он дует?
- Почему?
- Название ветра происходит от стороны горизонта, откуда он дует.
- Как можно определить направление ветра (по местным признакам: деревьям, дыму из труб, флажкам и т.д.) но более точно это можно сделать с помощью флюгера. (Объяснение устройства флюгера.)
Устройство флюгера. На вертикальной стойке (1) надо подвижно закрепить стрелку (2), которая называется «флюгарка». К ней прикрепить крылатку (3). Флюгарка всегда направлена в ту сторону, откуда дует ветер.
- Если по изменению температуры воздуха можно судить по графику, то о направлении ветра можно узнать по графику, называемому розой ветров.
Чертим розу ветров. Раздаю таблицы направление ветров в Николаевском районе за февраль 2009 г. (см. Приложение 2).
- Ребята, подберите прилагательные к слову ветер.
- Как вы думаете. Какие из них характеризуют силу ветра?
- Ветер дует с различной силой. Сила ветра определяется по 12-бальной шкале Бофорта. (Работа с форзацем учебника.)
Френсис Бофорт – составил шкалу скорости ветра (см. Приложение 3).
- Скорость ветра определяется с помощью прибора Анемометра.
Самые сильные ветры на Земле 104 м/с – зарегистрированы 12.04.1934 на горе Вашингтон (США). Самое ветреное место на Земле – мыс Денисова, Антарктида, 300 дней в году ветры достигают 89 м/с.
- Итак по каким параметрам измеряем ветер? (Направление, сила.)
Итог. Название ветра происходит от стороны горизонта, откуда он дует.
Рассказ ученика о торнадо.
О шутках ветра.
«В 1608 г. во Франции над местечком Прованс неожиданно выпал «кровавый» дождь, что крайне напугало население. Многим людям этот дождь запачкал одежду. Почти никто не сомневался в том, что с неба льется настоящая кровь. Утверждали, что такой страшный дождь предвещает смерть. И многие готовились принять ее. Но вскоре дождь прекратился, «кровавые» капли постепенно испарились, и ни с кем ничего не случилось.
Подобные явления в прошлом веке случались в Западной Европе 25 раз. Выпадали «кровавые» дожди и в нашей стране, в частности в Армении. В XX столетии они наблюдались на территории Франции, Италии, Греции, Турции, Венгрии и многих других государств.
Случались и другие «цветные» дожди, 31 марта 1847 г. в Шембери (Франция) прошел «белый» дождь. Аналогичный «молочный» дождь выпал в июне 1956 г. на окраине Киева. Суеверные люди такие дожди часто принимали за целебное средство, якобы посланное богом. На самом же деле причиной таких дождей является ветер. Приобретая ураганную силу в далеких пустынях, он нередко поднимает вверх и несет с собой на большие расстояния много красной суриковой пыли, которая и придает каплям вид крови. Что же касается «молочного» дождя, то он обычно имеет в своем составе частицы мела и белой глины.
Ветру присущи и другие «шутки».
Однажды в Дании на протяжении 20 минут с неба падали живые раки. В разное время и во многих местах отмечены случаи «дождей» из пауков, жуков, лягушек и других насекомых и животных. Население Испании, Португалии, Норвегии, Дании, Шотландии и других приморских стран не раз получало даровую «небесную» пищу в виде «дождя» из сельдей.
Бывает, что ветер переносит и иные предметы. Так, в Марокко он разрушил большие склады с пшеницей и, подхватив ее, высыпал на побережье Испании. В другой раз смерч, образовавшийся в море, проходя около Неаполя, захватил и понес с собой корзины с апельсинами. Через несколько минут на достаточно большом расстоянии от места происшествия выпал «дождь» из апельсинов.
Вы, может быть, знаете, что в 1983 г. сильные ураганы пронеслись по Ивановской и некоторым другим областям, принеся разрушения, и что наши люди отважно боролись с этим стихийным явлением».
Значение ветра.
- Ребята, я давала вам задание, найти пословицы и поговорки о ветре. (Читают.)
- Почему люди уделяли внимание ветру?
- Ветер великий в природе работник. Вспомните, еще А. С. Пушкин подметил:
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море...
- Ветер перегоняет тучи, облака, а иначе дождь и снег были только над водной поверхностью:
Взгляни на небосвод -
Повсюду облака плывут,
Послушные ветрам, и
Громоздят они причудливые формы.
В. Гюго.
- А какое ещё значение имеет ветер?
- Очищает воздух.
Отработанные автомобильные газы, дым от заводов и фабрик ветер уносит из населенных пунктов.
- Люди еще в древности поняли, что лодка и без весел может плавать, был бы ветер.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
А. С. Пушкин.
- Ещё в давние времена люди использовали силу ветра.
Ветряная мельница – аэродинамический механизм, использующий энергию ветра, состоящий из колеса с лопастями и передач. В России ветряные мельницы традиционно использовалась для помола зерна или подъёма воды. Считается, что ветряная мельница впервые появилась в VII веке в Персии.
- Вырабатывает электроэнергию.
Полярники используют ветряные движители для получения света и тепла; американские фермеры тянут ветряками воду из скважин.
- Ветер «съедает» горы, сглаживает их.
Создавая причудливые формы в виде богини или истукана.
- Ветром на большие расстояния переносятся семена трав, кустарников и деревьев, споры грибов.
На территории Казахстана расположен прославленный курорт «Боровое». Более всего привлекает отдыхающих березовый танцующий лес. Белоствольные красавицы, произрастающие на берегу озера, имеют причудливую форму, кружатся в сказочном вальсе. А главный руководитель этого ансамбля – ветер.
А знаете ли вы?
В разных местах жители давали свои названия местным ветрам: «женатый» – на оз. Селигер (стихает на ночь); «мужичий» – северный ветер на Дону; «бабий ветер» – слабый камчатский ветер (сопровождается ясной и тихой погодой, благоприятный для сушки белья); «гнилой ветер» – в юго-западной части р. Волги (часто приносит плохую погоду); «плакун» – западный ветер в Архангельском поморье (часто сопровождается дождем); «фен» – районы распространения: горные системы, особенно Альпы, Памир, Кавказ (направление ветра с гор в долины); «самум» – властелин пустынь, несущий раскаленный песок.
5. Итог урока.
Игра «Знаток географии» (см. Приложение 6).
- Ребята, давайте оценим, с каким багажом знаний вы уходите с урока. Выберите тот мешок, который соответствует вашим знаниям по теме.
- Какие именно знания вы положили в свой мешок?
- Понравился ли урок?
- Какие оценки вы себе поставите? Согласны ли остальные?
Домашнее задание: §39 з.4.