Классный час "Семейные архивы. Моя семья в годы Великой Отечественной войны"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Классное руководство


Цель:

  1. Развивать познавательный интерес учащихся. Воспитывать чувство патриотизма.
  2. Дать почувствовать сопричастность к историческим событиям Родины. Активизировать интерес детей к истории семьи, ее генеалогии.
  3. Дать почувствовать, что интерес к семье распространяется и на личность учащегося.
  4. Способствовать развитию интереса учащихся к истории своей Родины, ее прошлому, ее настоящему. Поддерживать инициативу и творчество учащихся.
  5. Воспитывать у учащихся уважительное отношение к нравственным ценностям своей семьи, Родины. Стимулировать у детей нравственные мотивы поведения. Укреплять связь поколений в семье.
  6. Воспитывать культуру дискуссии диалога. Развивать умение публичного выступления.

Место проведения: кабинет.

Оборудование:

  • доска-плакаты: «Семейные архивы. Моя семья в годы Великой Отечественной войны»;
  • магнитофон, проектор, экран;
  • аудиокассета «Песни военных лет» («Священная война», «Фронтовики, оденьте ордена»);
  • на составленных в центре кабинета столах расположены вещи-реликвии военных лет:
    • пилотка, гимнастерка,
    • комсомольский билет,
    • партийная характеристика,
    • ордена, медали, фотографии (переснятые);
  • книга «Герои Советского Союза».

Подготовительная работа к классному часу:

  1. Информационный классный час, на котором объявляем о начале сбора информации по теме «Семейные архивы».
  2. Устные рассказы детей на классном часе о своей семье в году Великой Отечественной войны, (краткие, информационные).
  3. Письменные оформления (сочинения) на тему клубного часа.
  4. Сбор реликвий.
  5. Свободное рассматривание собранных материалов.
  6. Оформление выставки.
  7. Прослушивание песен о Великой Отечественной войне, выбор понравившихся.
  8. Привлечение родителей к сбору информации по теме классного часа (информация на родительском собрании, просьба сориентировать ребенка к кому из родственников обратиться за помощью).
  9. Подготовка выступающих на данном клубном часе (проходит серия классных часов, и выступают все желающие).
  10. Возложение цветов к памятнику воинам-танкистам.
  11. Подбор стихов (А. Логвинов «Мы – дети той войны».

Содержание.

Слово учителя. Все исторические события совершаются людьми. Народны массы – состоят из отдельных людей и именно они совершают важнейшие события истории. И сегодня мы послушаем о людях, участниках Великой Отечественной войны – больше того, эти люди – Ваши родные. Это их руками в тылу и на фронте ковалась победа.

Звучит голос Левитана. «Сегодня, 22 июня, 1941 года...» (объявление о начале войны) затем, запись песни «Священная война».

65 лет прошло со дня ВОВ. Дети, родившиеся после войны, стали взрослыми, и у них родились дети, внуки и даже уже правнуки. Война уходит в прошлое, становясь страницей в учебнике истории. Прошло много лет. Во многих семьях не сохранились документы, фотографии, их просто нет. Не до фото было. А документы – сгорели, потерялись. Жизнь бы сохранить. И тем ценнее для нас то немногое, что смогли уберечь. Подлинные, не за стеклом в музее, а бережно и трепетно хранимые в семье частицы исторических событий, что подкрепляют нашу сопричастность с ними.

Но исторические события сами не свершаются. Их осуществляют народные массы, а народные массы это отдельные люди.

И сегодня вы расскажете о людях, что вынесли на своих плечах эти 1418 дней и ночей. Это те капли, которые и составляют океан народных масс.

И цель нашего разговора – почувствовать нашу сопричастность к историческим, (т.е. знаменательным, исключительно важным (Ожегов с. 250, изд. 94г.) событиям

Люди, о которых вы поведаете – ваши близкие, дедушки и бабушки, и другие родные.

Выступление детей с показом фото и видео материалов.

Заключительное слово.

Тема войны. О ней написано много научных исследований о стратегии и тактике, много художественных произведений о мужестве и героизме, много снято фильмов, прославляющих героизм тех лет. Но время отодвигает от нас это событие и стираются образы, уходит святость тех лет. Уже и памятники сносят и братские могилы ветшают. Не замирает сердце перед величием подвига тех 1418 дней и ночей. И если в ваших душах стала зримее связь поколений, если работа по подготовке к этому клубному часу сплотила ваши семьи, сблизила отдалившиеся отношения, то цель достигнута.

Итог.

Тема войны. Вопросы:

  1. Разве мало о ней написано?
  2. Зачем сегодня мы продолжаем говорить о ней? (Отодвигают.)
  3. Что происходит? (Ветшают, сносят, пересматривают историю.)
  4. Что дал нам этот клубный час?

Анализ проведенного мероприятия.

Данный классный час имеет огромное нравственное, практическое, интеллектуальное значение в воспитании учащихся. Особенно, я считаю, важна эта тема для сближения и понимания разных поколений в семье. Для подбора материала многие дети обзванивали родных, некоторые впервые узнали фамилию, имя, отчество деда, прадеда и других родственников – участников ВОВ. Внуки взглянули на родных людей с непривычной для них стороны участников исторических событий. Это очень важно в воспитании гражданственности, патриотизма. Война уходит все дальше и мы забываем о ней. Стираются впечатления о роли нашего Отечества, забываются имена героев в честь которых названы улицы нашего района, улицы, на которых живут наши дети. И серия клубных часов на тему «Семейные архивы» напоминают детям об этом, у них появляется чувство сопричастности к историческим событиям, понимание того, что историю творят люди: в частности их родные. У нас оказался очень интересный подбор фактов: дед Яремчук Л.В. – Герой Советского Союза, родственник Качкарова А. похоронен на Чижовском плацдарме, есть дедушки, прошедшие войну, с Финской до Японской, есть участники боев под Смоленском, Москвой Сталинградом, на Курской дуге.

В Приложении 1 Вы сможете увидеть фотографии, посвященные классному часу «Семейные архивы. Моя семья в годы Великой Отечественной войны» из нашего классного альбома «Летопись школьной жизни»