Цели:
- Познакомить учащихся с понятием «счастье».
- Помочь осмыслить каждому ученику в течение классного часа понятие «счастье» применительно к самому себе.
(Классный час проводится в форме выпуска устной газеты под названием «Поговорим о счастье». На доске вывешиваются 4 листа ватмана, которые во время урока заполняются учащимися.)
Ход классного часа
1. Песня «Березы у Волги» в исполнении Валиева Раниса. Под эту песню учащиеся класса занимают свои места в аудитории. Они садятся группами по 5 человек за пронумерованные столы. На столах заготовки к проведению классного часа.
2. Вступительное слово учителя.
1) Объявление цели урока.
2) Ознакомление с формой проведения урока:
а) назначение редактора газеты – классного руководителя;
б) представление корректора – учителя русского языка и литературы Хайрутдиновой
Э.А.;
в) назначение собственных корреспондентов групп;
г) все остальные учащиеся - корреспонденты.
3. Первая страница «Что такое счастье?».
Редактор газеты задает учащимся вопрос «Как они понимают – что такое счастье?»
Выслушиваются ответы учащихся, отмечаются корректором наиболее удачные ответы.
После выслушивания всех ответов редактор газеты зачитывает лексическое значение слова по Толковому словарю русского языка Ожегова, философской энциклопедии, Толковый словарь татарского языка. Красочно оформленные определения и понятия счастья вывешиваются на первой странице журнала.
4. Проверяется домашнее задание.
Каждая группа объясняет, как они понимают высказывание великих людей о счастье. Эти высказывания вывешиваются на первой странице газеты.
Учитель комментирует высказывание Жюля Ренара «Если бы строили дом счастья, самую большую комнату пришлось бы отвести под зал ожидания».
5. Вторая страница «Я счастлив, когда...»
Можно ли по внешнему виду определить счастлив человек или нет?
Учащимся предлагается модель куклы, которую следует разрисовать так, чтобы по внешнему виду можно было определить счастливого человека. Эти куклы занимают свое место на второй странице.
6. Беседа с учащимися с наводящими вопросами.
- Что значит счастье для ребенка, ученика, брата, сестры, мамы, папы, бабушки, дедушки?
- Что значит счастье для здорового человека, больного, инвалида? (Упоминается татарские поэты Гакиль Сагиров и Фанис Яруллин)
- Что значит счастье для богатого, нищего?
- Что значит счастье для ребенка, живущего в полной семье, неполной семье, для сироты-детдомовца?
7. Задание: у каждого на столе лежит листок бумаги и цветные карандаши. Посередине этого листа рисуем кружок – это будет сердцевинка цветка. В ней сделаем надпись: «Я счастлив, когда...». А вокруг этой сердцевинки рисуем лепестки, в которых записываем окончания предложения.
(По окончании работы желающие озвучивают результат своей работы. Все цветы приклеиваются на второй странице.)
8. Третья страница «Вы умеете быть счастливыми?».
Проводится тестирование. По набранным баллам каждому ученику выдается соответствующий смайлик. © Эти смайлики прикрепляются на подходящих островках третьей страницы.
9. Четвертая страница «Рецепт счастья».
Подводя итоги урока, учащимся предлагается написать «рецепт счастья» на заранее подготовленных бланках. Этими бланками оформляется четвертая страница газеты.
10. Заключительное слово учителя.
Вывешивается на доске девиз урока-газеты: Если хочешь быть счастливым, будь им! Козьма Прутков.
Слово предоставляется корректору – учителю русского языка и литературы Хайрутдиновой Э.А. Она читает стихотворение Ивана Бунина «Вечер».
Мероприятие заканчивается песней «Счастье» в исполнении учащихся 9В класса.