Цели:
- Формировать общеучебные умения (сравнивать, доказывать, читать, объяснять).
- Развивать учебно-коммуникативные умения.
- Воспитывать любовь к природе, учить бережно, внимательно, осмотрительно относиться к животным.
Оборудование:
- предметные наборы картинок диких и домашних животных;
- выборочные статьи из учебника «Окружающий мир», программа «Школа 2100», 3 класс;
- набор правил для составления рекомендаций «Как правильно вести себя с животными»;
- книжка прививок домашних животных;
- листы для работы групп, фломастеры.
Ход урока
I. Целеполагание.
Вступительное слово.
- Мы изучили разных животных.
- На какие группы можно разделить всех животных? (Травоядные, хищные, пресмыкающиеся, насекомые, птицы, звери, домашние, дикие и т.д.)
- Мы выберем две большие группы «Домашние животные» и «Дикие животные».
- Но почему так называется тема «Осторожно: животные»? (Вопрос на доске.)
- Животный мир разнообразен, но не волнует ли вас вопрос «Опасны ли животные? Каких животных следует опасаться?»
- Почему возникает такой вопрос?
- Можно ли на этот вопрос ответить одним ответом, однозначно? (Можно, нет.)
- Нам надо будет ответить на этот вопрос. А зачем? (Чтобы уметь жить рядом с животными, уметь ухаживать за ними, любить животных и т.д.)
- Т.к. ответов много, могут быть верные и неверные ответы (мы это выясним), мы будем искать ответ на этот вопрос в коллективе, совместно.
II Основная часть.
1.Образование групп.
Класс делится на две группы. Выбирается старший в группе (помощник учителя).
- Первая группа будет продумывать ответы, по каким признакам мы определяем домашних животных.
- Вторая группа будет составлять ответы о диких животных.
- Каким должно быть взаимодействие между ребятами в группе, между группами? (Должны друг друга слушать, дополнять друг друга, помогать, исправлять.)
2. Деление животных на домашних и диких. Сравнение групп животных.
- У каждой группы есть одинаковый набор картинок с изображением животных.
Набор картинок: козы, лисы, кони, слон, собаки, пчелы, куры, тигры, обезьяны, мухи, муравьи, голуби, коровы, медведи, кошки, синицы, свиньи, кролики, мыши, ёж и т.д.
- Какое задание вам нужно выполнить?
1 группа – выбрать домашних животных.
2 группа – выбрать диких животных.
Домашние: куры, голуби, кошки, слон, коза, пчёлы, кролики, ёж, мыши, ... .
Дикие: слон, тигр, обезьяна, зайцы, голуби, медведи, муравьи, ёж, мыши, пчёлы,…
- Есть ли спорные варианты, одинаковые варианты?
3. Определение признаков, по которым произошло деление на диких и домашних животных.
- Объясните, почему одно и то же животное встречается в первой и второй группе.
(Дети на листочках в группах пишут признаки домашних животных, диких животных и вывешивают на доску.)
- Послушайте выступления друг друга.
Дикие:
- живут в природе;
- добывают пищу самостоятельно;
- защищают сами себя.
Домашние:
- живут рядом с человеком в приспособленном месте;
- человек обеспечивает пищей;
- человек защищает животных, ухаживает за ними;
- человек получает от них мясо, молоко, мех и т.д.
- Есть ли ещё мнения?
4. Работа над основным вопросом урока «Каких животных следует опасаться?».
- Почему так названа тема урока «Осторожно: животные»?
- Каких животных следует опасаться?
- По группам продумайте и напишите, чем может быть опасно каждое животное?
Домашние:
- клюнуть;
- укусить;
- испугать лаем;
- заразить болезнью;
- напасть и испугать;
- уколоть.
Дикие:
- укусить и заразить болезнью;
- укусить и отравить ядом;
- напасть и загрызть;
- напасть и испугать;
- уколоть;
- испачкать пахнущим веществом;
- ударить;
- толкнуть.
(Дети прикрепляют на доску листы с признаками опасностей.)
- Есть ещё мнения?
- Может быть каких-то опасностей не хватает? Что бы вы добавили?
- ТАК КАКИЕ ЖИВОТНЫЕ ОПАСНЫ?
- ВСЕ!!!
- Действительно, ВСЕ ЖИВОТНЫЕ ОПАСНЫ.
5. Работа над сравнением опасностей.
(У каждой группы есть статьи (об опасности диких и домашних животных). Использовать текст учебника для 3 класса по программе «Школа 2100» по данной теме.)
- Прочитайте, чем опасны разные животные.
- Послушайте друг друга.
- Чем же опасны голуби?
- Ежи?
- Змеи?
- Осы, пчёлы?
6. Работа над правилами обращения с животными.
- Как же может и должен себя обезопасить человек? (Должны быть какие-то правила поведения с животными.)
- Можете уже назвать хоть какие-нибудь правила, как обращаться с животными?
- Пришёл запрос на пакет документов из Ветеринарной службы по борьбе с болезнями животных. Они просят разработать рекомендации обращения с животными с целью охраны здоровья людей.
- Вам предстоит продумать правила обращения с домашними и дикими животными.
- Вы пишите правило на листиках или рисуете.
- Вот здесь есть пакеты с документами для каждой группы.
- Дополните свои правила на доске.
(Представитель каждой группы прикрепляет на доску листочки.)
Домашние:
- не подходить к домашним животным без разрешения хозяина;
- делать прививки в ветеринарной службе;
- при укусе, обработать рану, срочно обратиться к взрослым, к врачу;
- можно гладить всех;
- можно всех дразнить;
- быть осторожными с незнакомыми домашними животными.
Дикие:
- не подходить к диким животным;
- не брать на руки диких животных;
- не ходить в лесу в открытой обуви;
- не трогать змей, дать им спокойно уползти;
- при укусах змей, диких животных срочно обратиться к врачу;
- при укусе ос, пчёл вытащить жало, обратиться к врачу;
- можно в лесу ходить в легкой одежде;
- можно всех животных дразнить;
- можно всех гладить;
- можно животных кормить.
- Послушайте выступления друг друга.
III. Подведение итогов.
- Можно ли ваши рекомендации-правила раздать по классам, чтобы остальные ребята ими пользовались?
- Учитель рассказывает о трагических случаях содержания диких животных в домашних условиях.
- Приглашённый врач-ветеринар рассказывает о прививках домашним животным.
- Спасибо за работу.
IV. Домашнее задание.
Подготовить книжку-малышку «Правила поведения с животными», с.39-40.
Памятка «Как правильно вести себя с домашними животными».
- Не подходить к домашним животным без разрешения хозяина.
- Делать прививки в ветеринарной службе.
- При укусе обработать рану, срочно обратиться к взрослым, к врачу.
- Быть осторожными с незнакомыми домашними животными.
Памятка «Как правильно вести себя с дикими животными».
- Не подходить к диким животным.
- Не брать на руки диких животных.
- Не ходить в лесу в открытой обуви.
- Не трогать змей, дать им спокойно уползти.
- При укусах змей, диких животных срочно обратиться к врачу.
- При укусе ос, пчёл вытащить жало, обратиться к врачу.