Ботанико-краеведческое исследование юных экологов в аспекте формирования экологической культуры личности

Разделы: Экология


Экологическая культура как часть культуры современного общества призвана помочь преодолению противоречий между использованием природы и ее сохранением. Эта задача сложна, т. к. ее решение требует преодолеть антропоцентрический подход к окружающему миру, заменив его биоцентрическим. Экологическая культура может рассматриваться в качестве мерила цивилизованного общества. В педагогических идеях нашего времени предлагаются различные способы и методические приемы воспитания экологической культуры. Не вызывает сомнения тот факт, что начинать экологически воспитывать человека необходимо с самого раннего возраста, прививая ему любовь к живой природе.

В течение многолетней педагогической деятельности по экологическому образованию и воспитанию школьников мы пришли к однозначному выводу – чтобы любить природу, нужно ее знать, понимать законы ее развития, активно участвовать в работе по сбережению и восстановлению природных ресурсов. В противном случае «любовь к природе» – не более, чем декларативная фразеология, за которой ничего не стоит [3].

При планировании работы по экологическому воспитанию и образованию учащихся в школе № 90 мы стремились к сочетанию теоретической подготовки школьников и их практического участия в творческой работе по изучению природы Самарского региона. В аспекте решения первой задачи в школе проводится углубленное изучение биологии (к сожалению, статус общеобразовательной школы не позволяет ввести дополнительные уроки). В дополнение к школьной программе заинтересованные дети проходят обучение в рамках спецкурса «Экологическое краеведение» в объеме 100 часов, разработанного Н. С. Ильиной, Л. В. Дюгаевым, Т. С. Старковой. У детей, непосредственно изучающих объекты живой природы, принимающих участие в их охране, формируются ценностные качества личности, они и в дальнейшем будут бережно относиться к окружающей природной среде [1].

На этой теоретической основе становится возможной практическая исследовательская деятельность школьников. Взаимодействие научно-исследовательской и учебной работ является актуальным при изучении экологии, биологии, так как:

  • ориентирует на развитие способностей ребенка и формирование его научного потенциала;
  • перестраивает сознание и мышление на осмысление экологической ситуации;
  • способствует глубокому и прочному освоению программного материала.

Одним из условий эффективного проведения научно-исследовательских работ учащихся является наличие логической установки, приучающей детей к последовательному логическому процессу: наблюдать предметы, явления; находить вопрос, проблему, которые надо решать; высказывать предположения; вырабатывать гипотезу.

Важным этапом в формировании познавательной самостоятельности ребят является внеурочная работа школьников. К ней относятся экскурсии, полевые практики, эколого-краеведческие экспедиции.

Полевая практика дает возможность показать диапазон знаний, умений и навыков, которые могут понадобиться школьникам в будущем. Учащиеся получают тематические задания, защиты которых происходит в начале следующего года на классной и школьной конференциях. Полевые практики проводятся на территории и в окрестностях города. В методике проведения полевых практик выделяются три этапа:

  1. Получение учащимися заданий, подготовка оборудования.
  2. Изучение объектов исследования.
  3. Обработка материалов практики и подведение итогов.

Полевая практика для каждого щкольника состоит из двух видов работ:

  1. Каждодневные маршруты с изучением различных биоценозов и объектов неживой природы.
  2. Самостоятельные исследования.

На маршруте обычно закладываются 4-5 «точек»; учащиеся должны описывать площадки размером 2 х 2 м, 1 х 1 м. Каждый школьник собирает материал по своей теме [6].

Тематика полевой практики школьников весьма разнообразна. С 1997 г. объектами исследований становились лесные массивы (Рачейский бор, лиственные леса Кинельского и Красноярского районов, памятники природы Самарской области), уделялось внимание проблеме усыхания дубовых лесов, негативному влиянию пожаров на лесные ценозы. Не были обойдены вниманием растительность и флора микрорайона школы, включая парк имени Ю. А. Гагарина, родники и пруды, в т. ч. на урбанизированной территории; в ряде работ рассматриваются особенности и распространение таксономических групп организмов – мхов, хвощей. Однако наибольшее внимание уделялось мониторингу памятников природы. В их числе такие известные объекты, как Моховое болото, Чубовские степи, овраг Верховой, Серноводский шихан [2].

Результаты исследования флоры «Урочище Семиключье» опубликованы в детском сборнике научных работ [4]. Проведены сравнительные флористические исследования ценных в ботаническом отношении урочищ, до сих пор не взятых под охрану – Успенской горы, горы Лысой и горы Красной. По сути дела, открытием явились исследования школьниками природного комплекса «Верховья реки Ветлянки», геологическое, гидрологическое и феноценотическое своеобразие которого неоспоримо. Объект рекомендован для присвоения ему статуса памятника природы.

Самое интересное – отчеты ребят по самостоятельным работам. Весь собранный материал обрабатывается, обобщается, на основании проведенных исследований делаются выводы. Консультантами полевых практик являются ученые Поволжской государственной социально-гуманитарной академии и педагоги учреждения дополнительного образования детей «Центр детского и юношеского туризма». Все материалы представляются в форме докладов и рефератов, лучшие из которых принимают участие в школьной научно-практической конференции.

В 6-7 классах результаты проведения полевых практик отражаются в темах городской межшкольной конференции учащихся «Первые шаги в науку» (секции «Ботаника», «Экология»).

В 8-9 классах проводится факультатив «Методы экологических исследований». Работа факультатива проходит по нескольким направлениям:

  • получение теоретических знаний;
  • выезды на природу;
  • самостоятельные исследования школьников;
  • встречи с учеными ПГСГА;
  • проведение практикумов: определение видов растений, грибов, животных по книгам, гербариям, коллекциям; экскурсии в Зоологический музей.

Подавляющее большинство исследований школьников было представлено на научных конференциях, все без исключения работы отмечены жюри как достойные поощрения. Многолетний опыт совместной работы позволил представить результаты исследований школьников на федеральном уровне.

В 2004 г. на российском туре конкурса водных проектов работа Лилии Иваевой и Елены Сироткиной «Родники села Алакаевка и поселка Вулкан» отмечена номинационным комитетом как перспективное исследование. В 2005 г. на данном конкурсе «Проект реабилитации пруда на ул. Мирной» М. Пляшешниковой отмечен дипломом III степени в центральной номинации «Национальный победитель» [7]. В 2007-2008 учебном году Наталья Матвеева награждена дипломом лауреата IV Открытых Международных Славянских чтений. Алена Волынцева на Всероссийском детском экологическом форуме «Зеленая планета» (г. Москва) награждена дипломом лауреата, она же награждена дипломом Фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», организованного издательским домом «Первое сентября» (г. Москва) и дипломом за II место в номинации «Экология лесных растений» Всероссийского лесного конкурса «Подрост» (г. Москва).

Достижения учащихся МОУ школы № 90 отмечаются многочисленными грамотами на городских, областных и всероссийских конференциях. В 2008 г. учащаяся 10 класса Алена Волынцева приняла участие в очном туре Всероссийского конкурса научных работ школьников «Юниор», проходившего в рамках Международного смотра научного и инженерного творчества школьников 9-11-х классов в Москве. Работа заняла первое место; после награждения декан по учебной части биологического факультета МГУ К. Н. Тимофеев предложил А. Волынцевой поступать в университет без экзаменов. Этим предложением Алена воспользовалась, и сейчас она студентка II курса биологического факультета МГУ. В газете «Самарские известия» от 20 февраля 2009 г. о ней имеется статья, где Алена выражает признательность родителям и своим учителям-наставникам [5].

Опыт нашей работы показал, что экологические спецкурсы, полевые практики, факультативы – мощное средство формирования познавательной самостоятельности учащихся. Они направлены на построение содержательного взаимодействия учителя и ученика с целью личностного развития обеих сторон, формирования творческой активности школьников и совершенствования их самостоятельности.

Литература:

  1. Борчанинов, С. Н. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. / С. Борчанинов // Сборник трудов Первого международного экологического конгресса, 20-23 сентября 2007 г., г. Тольятти. Т. 4. – Тольятти: Б/и, 2007. – С. 180-183.
  2. Зеленая книга Поволжья: Охраняемые природные территории Самарской области. – Самара: Кн. изд-во, 1995. – 352 с.
  3. Ильина, Н. С. О построении и поддержке исследовательских работ школьников / Н. С. Ильина, Л. В. Селезнева // Исследования в области биологии и методики ее преподавания: межкаф. сб. науч. тр. Вып. 2. – Самара: Изд-во СамГПУ, 2003. – С. 113-121.
  4. Комракова, М. Памятник природы «Семь ключей» – место для новых открытий / М. Комракова // Мой дом, мой край, мой мир. – Самара: АНО «Изд-во СНЦ РАН», 2008. – С. 165-168.
  5. Наливайко, И. В. Примерные темы научно-исследовательских работ учащихся старших классов по кафедрам естественно-географического факультета / И. В. Наливайко // Организация научно-исследовательской работы и подготовка к областной олимпиаде учащихся: метод. рекомендации / под ред. канд. пед. наук И. В. Наливайко. – Самара: РИЦ СГСХА, 2009. – 127 с.
  6. Старкова, Т. С. Система работы по развитию научно-исследовательской деятельности учащихся / Т. С. Старкова // Экологическое образование в целях устойчивого развития-2: Всерос. науч.-практ. конф. 10-12 апреля 2007 г., г. Самара: сб. тр. – Самара: Изд-во Обл. Дома науки и техники. – 2007. – С. 120-124.
  7. Старкова Т. С. и др. Участие самарских школьников в российском конкурсе водных проектов. / Т. С. Старкова, Л. В. Дюгаев, Н. С. Ильина, М. Пляшешникова // Исследования в области естественных наук и образования: сб. науч. тр. Вып. 5. – Самара: Изд-во СГПУ, 2006. – С. 418-423.