"Остров потерянных слов"

Разделы: Работа с дошкольниками


Самоанализ занятия (предоставлено в приложении)

Цель: повторение и обобщение изученного материала.

Задачи:

1. Коррекционные:

  • активизировать в речи слова: путешествие, путешественник, путешествовать;
  • развивать фонетический слух, развивать умение дифференцировать гласные и согласные, звонкие и глухие согласные;
  • развитие навыков звукового и слогового анализа слов; формирование практических навыков словообразования; анализа предложения;
  • развитие пальчиковой и артикуляционной моторики;
  • развитие абстрактного и логического мышления, умения проводить операции сравнения и сопоставления; совершенствование умения классифицировать, обобщать.

2. Обучающие:

  • предупреждение дисграфических ошибок, развитие орфографической зоркости;
  • развитие и совершенствование грамматического оформления речи.

3. Воспитательные: воспитывать умение работать и играть.

Анализ целей занятия

 На занятии по обучению грамоте в совокупности решаются коррекционные, образовательные, воспитательные задачи. Цель занятия соответствует особенностям учебного материала – материал на обобщение, закрепление изученного в нестандартных условиях, в новой обстановке.

Анализ структуры и организации занятия

 Я использую различные виды занятий по обучению грамоте: занятие – игра, сказка, театр, встреча. Для решения вышеуказанных задач, я считаю удачным такой вид занятия, как путешествие.

 Продумывая структуру занятия, я руководствовалась принципом от простого к сложному (на корабле провела беседу о составе слова, на острове предложила выполнить звуко-слоговой анализ слов; а в конце занятия – анализ предложения); старалась логично связывать этапы занятия, выделить вводную, основную и итоговую часть; проследить взаимосвязь этапов занятия.

Анализ содержания занятия

 Использовались приёмы активизации детей на занятии:

  • Введение в игровую ситуацию - вопросы о путешествии, подготовили к теме занятия, а сообщение о кладе повысило внутреннюю мотивацию, явилось побуждением к действию.
  • Появление карты, смена объектов на пути следования дают возможность активизировать внимание детей на протяжении всего занятия; максимально использовать всю площадь группы, решать задачи пространственной ориентировки;
  • Появление Пирата - сюрпризный момент, вносит оживление при решении трудных мыслительных задач на пути следования.
  • Смена видов деятельности способствует эмоциональной разгрузке детей: интеллектуальные задания чередуются играми малой подвижности и музыкальными номерами в соответствии с темой занятия (частушки и песня про буквы). Наряду с фронтальной формой организации детской деятельности, просматривается индивидуальная и подгрупповая. Используется приём проверки выполнения учебной задачи, самопроверки, взаимопроверки.

Оценка коррекционной направленности занятия.

  • Гора Самоцветов.предлагает
    - формирование элементарных навыков звуко-буквенного анализа и синтеза; решение задания с опорой на несколько анализаторов: слуховой, зрительный, тактильный;;
    - задания, которые способствуют формированию практических навыков словообразования и закрепления навыков образования сложной слоговой структуры.
  • На Весёлой полянке предлагаются игры на:
    - «Звонкий – глухой», («Домики для звуков»);
    - Пещера Подсказок предлагает задания на развитие мелкой моторики и зрительно – моторной координации; позволяет выполнить анализ и составить схему предложения. Пират предлагает составить слова из слогов, подобрать слова к схемам, что способствует развитию логического мышления.

Развитие словаря прослеживается на протяжении всего занятия.

Наряду с наглядными, словесными, практическими методами используется проблемно-поисковый метод. Дети попадают в ситуацию выбора (букв, символов звуков, схем слов, предметов), ситуацию поиска правильных решений.

Занятие несёт воспитательную направленность и способствует развитию познавательного интереса. Решалась задача воспитывать умение работать и играть в коллективе.

Средства, приёмы и методы соответствуют содержанию материала, поставленным целям занятия. Соблюдался принцип психологической комфортности. Интерес, активность и работоспособность детей, их самостоятельная деятельность – всё это доказывает, что занятия по обучению грамоте необходимы при подготовке детей к школе.

 Считаем педагогические цели достигнутыми, полученные знания дети смогут использовать в обычной жизни.