Цели:
- Познакомить учащихся с краткой биографией писателя, историей появления романа, с содержанием отрывка из повести.
- Развивать навыки правильного, осознанного, выразительного, выборочного чтения, устной связной речи; умения воспроизводить в памяти прочитанные ранее произведения по прослушанным отрывкам; умения составлять выставку из книг на заданную тему с краткой аннотацией к каждой книге; умение анализировать прочитанный текст и в результате анализа определить, какие средства выразительности использует автор для выражения своих чувств.
- На примере героя отрывка из повести воспитывать тёплое и бережное отношение к матери – самому дорогому человеку.
ХОД УРОКА.
1. Организация, начала урока.
- Ребята, рассмотрите выставку книг. Кто автор всех этих произведений?
-Сегодня на уроке мы познакомимся с отрывком из автобиографической повести Л.Н.Толстого «Детство».
2. Вступительная часть.
– С этим человеком мы знакомы уже давно по его произведениям. Имя его – Лев Николаевич Толстой Сегодня на уроке мы подробнее поговорим о его жизни и творчестве, познакомимся с отрывком из его повести.– Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября по новому стилю) в 1828 году в имении Ясная Поляна, близ Тулы. Большую часть своей жизни провёл писатель в этом местечке. (рассказ ученика)
По своему происхождению Лев Николаевич принадлежал к знаменитым дворянским фамилиям. В семье, кроме Льва Николаевича, было ещё трое сыновей: Николай, Сергей, Дмитрий и дочь Мария, сестра писателя. К сожалению, дети рано осиротели: Мария Николаевна, их мать, умерла в 1830 году, Николай Ильич, их отец, – в 1837 году.
Воспитательницей детей стала их дальняя родственница Татьяна Александровна Ергольская. Она сохранила детские сочинения Л.Н.Толстого.
С 1841 года дети толстые жили в Казани у тётушки-опекунши Пелагеи Ильиничны Юшковой. В 1844 году Лев Николаевич поступил в Казанский университет. Но существующее преподавание не удовлетворяло его пытливый ум, и в 1847 году Толстой подал прошение об увольнении его из числа слушателей.
В 1851 году Толстой с братом Николаем (к тому времени офицером-артиллеристом) отправился на Кавказ, чтобы поступить на военную службу. На Кавказе Л.Н.Толстой написал свою первую повесть “Детство”. Под названием “История моего детства” повесть была напечатана в журнале “Современник” и по желанию автора была подписана только его инициалами: “Л.Н.”.
В 1859 году он открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Вслед за тем при деятельном участии Толстого было открыто ещё 26 школ. Толстой сам обучал ребят грамоте. В 1870-х годах он создал “Азбуку” и первоначальные книги для чтения. Эти короткие рассказы и басни знают все с раннего детства.
3. Проверка домашнего задания.
Возвращение к прочитанным произведениям Толстого.
– С этими рассказами мы с вами знакомились на протяжении всех четырёх лет учёбы в школе. Они хорошо запоминаемы, потому, что рассказы Л.Н.Толстого учат только добру и справедливости. Прослушайте отрывки и вспомните, из каких произведений они взяты?
4. Знакомство с биографией (продолжение, рассказ учителя)
– На склоне лет Толстой был полон творческой энергии. За последнее десятилетие своей жизни он написал около пятидесяти произведений. На всю жизнь сохранил Толстой любовь к детям. В 1900-е годы он опять занимался с крестьянскими ребятишками, как в молодости
28 октября 1910 года в шестом часу утра Толстой навсегда покинул Ясную Поляну. Он направлялся на юг России. В дороге он заболел воспалением лёгких и вынужден был сойти с поезда на станции Астапово. В доме начальника станции прошли последние семь дней жизни писателя.
7 ноября в 6 часов 5 минут утра Л.Н.Толстого не стало.
Лев Николаевич прожил долгую жизнь. Он умер, когда ему было 82 года. Похоронили его, как он завещал, в Ясной Поляне, среди деревьев, на краю оврага.
В Ясной Поляне находится музей Льва Николаевича. Туда приезжают люди со всех уголков мира, чтобы посмотреть своими глазами дом, где жил и творил великий русский писатель.
5. Знакомство с новым произведением.
– В своём рассказе о творчестве Толстого я упоминала о повести “Детство”. Эта повесть родилась на Кавказе. Именно там Лев Николаевич сделал свой самый главный выбор в жизни – он стал писателем. Он задумал роман “Четыре эпохи развития”, в котором хотел изобразить процесс духовного развития человека, “резко обозначить характеристические черты каждой эпохи жизни: в детстве теплоту и верность чувства; в отрочестве скептицизм; в юности красоту чувств, развитие тщеславия и неуверенность в самом себе”. На Кавказе написана первая часть задуманного романа – “Детство”; позднее были созданы две другие – “Отрочество” и “Юность”, а четвёртая часть “Молодость” осталась так и не написанной.
6. Работа над текстом.
- Ознакомительное чтение текста вслух.
- Обмен мнениями.
- Что нового узнали о детстве писателя из воспоминаний?
( Мы узнали, что Л.Н.Толстой был младшим братом. В детстве Толстой и его братья мечтали, чтобы все люди были счастливы.)
-Во что он любил играть с братьями?
(Он любил играть в муравейное братство.)
Что в воспоминаниях показалось вам особенно интересным?
(Дети очень любили играть, фантазировать, они любили рисовать, лепить, сочинять истории.)
- Как вы думаете, можно ли детство Л.Н.Толстого назвать счастливым?
– Какими чувствами переполнен этот отрывок?
– Найдите в тексте, какими словами обращается Николенька к матери, как он её называет.
- Анализ отрывка с выборочным чтением.
– Как мама называет своего сына?
– О чём нам с вами, читателям, могут говорить эти выражения?
– Что испытывал мальчик, когда находился рядом с матерью? Что хотелось ему сделать в эти минуты для всех знакомых и незнакомых ему людей? Прочитайте.
- Выделение основной мысли текста.
– Это произведение Л.Н.Толстого называется “Детство”. Как вы считаете, только ли о детских годах мальчика Николеньки хотел рассказать писатель?
– Найдите и прочитайте строчки, которые выражают главную мысль отрывка.
7. Подведение итогов урока.
Что в воспоминаниях показалось вам особенно интересным?
(Дети очень любили играть, фантазировать, они любили рисовать, лепить, сочинять истории.)
- Как вы думаете, можно ли детство Л.Н.Толстого назвать счастливым?