Урок-игра по курсу органическая химия «Вся правда о спиртах»

Разделы: Химия


Пьянство есть упражнение в безумии.
/Пифагор/
Пьянство – добровольное сумасшествие.
/Сенека/
Никакие напасти и преступления не уничтожают столько народа и народного богатства, как пьянство.
/Ф.Бэкон/

Внеаудиторное мероприятие «Вся правда о спиртах» проводится среди студентов первого курса. Мероприятие может проводиться как внутри студенческой группы, так и между группами.

Учебная цель: добиться прочного усвоения системы знаний о кислородсодержащих органических соединениях – предельных одноатомных спиртах на примере этанола.

Развивающая цель: формирование информационной культуры, коммуникативных навыков и творческой самореализации студентов.

Воспитательная цель: становление целостной, гармоничной личности, ориентированной на здоровый образ жизни.

Методическая цель: демонстрация методики проведения внеаудиторного занятия с привлечением большой аудитории и использованием мультимедийных технологий.

Оснащение: проектор, экран, ноутбук.

Подготовка к мероприятию:

  1. выполнение рефератов и презентаций с защитой
  2. проведение семинаров в студенческих группах
    По итогам выбираются 3 команды.
  3. создание жюри из преподавателей
  4. выдача домашнего задания участникам мероприятия (представление команды; основные направления изучаемой проблемы; газета; презентация по заданному направлению)

Структура мероприятия:

  1. организационная часть
  2. мотивация деятельности (тема, злободневность)
  3. актуализация
  4. основная часть
  5. заключение

Мероприятие проводится в виде развивающего, познавательного урока-игры под девизом: «Здоровое будущее России».

Есть вещества, о вреде которых неустанно повторяют десятки лет и все таки используют во всех странах, люди разных рас, вероисповеданий, культур. С пьянством и алкоголизмом связано 45% детской беспризорности, 50% преступности, 40% неполных семей. В состоянии опьянения действительно устраняются сдерживающие факторы. Мы собрались здесь, чтобы поговорить об этой проблеме, так как она животрепещущая и злободневная. Начинаем нашу игру. Слово ведущим.

1 ведущий: Сегодня мы пригласили вас на познавательное мероприятие «Вся правда о спиртах», посвященное проблеме алкоголизма и алкоголизации общества.

2 ведущий: Вы уже неоднократно обсуждали эту тему и в кругу друзей, и с родителями, и на классных часах, но в разных ситуациях подход к этой проблеме был неоднозначный.

1 ведущий: Мы постараемся посмотреть на эту проблему под несколько иным углом зрения.

2 ведущий: Мы не будем читать вам нотаций о том, что пить – плохо. Мы будем говорить об основе алкогольных напитков с точки зрения химии и биологии. Рассмотрим способы получения этанола, виды алкоголя и их влияние на человеческий организм.

1 ведущий: Выбор мы оставляем за вами.

2 ведущий: Мы надеемся, что вы узнаете что-то новое, а также сможете заложить еще один кирпичик в ту крепость вашего характера, которая отгородила бы вас от несчастий приносимых алкоголем.

1 ведущий: Наша игра будет состоять из 4 туров (творческих и интеллектуальных), которые будет оценивать жюри (представление членов жюри).

2 ведущий: Максимальное количество баллов по оценочной таблице жюри – 10б. за первый, второй и четвертый туры и 9б. – за третий тур.

1 ведущий: Болельщики также имеют возможность получить некоторое количество баллов.

2 ведущий: Итак, наш первый тур – домашнее задание: представление команд и их «газетного творчества». Каждой команде нужно уложиться в 3 минуты. Прежде, чем этот тур начнется, представители от каждой команды должны определить очередность выступлений, которая будет соблюдаться в течение всей игры. Для этого они взять со стола жюри карточку с номером.

1 ведущий: Пока жюри подводит итоги первого тура, прослушайте информацию.

3 ведущий: А знаете ли вы, что…

  • в указе царя Алексея Михайловича о соколиных охотах говорилось, что всем людям, имеющим отношение к соколам строжайше запрещалось пить: «Дабы государевым птицам от пьяных или нечистых людей дурного не учинить»;
  • в Древней Индии пьяниц пытали, вливая в рот кипящее вино. Особенно жестоко наказывали женщин;
  • в Древней Спарте специально спаивали рабов и демонстрировали их молодым спартанцам, чтобы показать, насколько отвратителен пьяный человек;
  • принятый внутрь алкоголь быстро всасывается в желудке и тонком кишечнике и поступает в кровь, а затем в ткани…через полчаса наибольшая концентрация достигается в мозге;
  • во времена царствования Петра I на шею пьяницам вешали полупудовые медали, которые снимали по прошествии строго определенного времени.

2 ведущий: Предоставляем слово жюри.

1 ведущий: Переходим ко второму туру – конкурс презентаций.

2 ведущий: Установим регламент: не более 7 минут на каждую презентацию.

//Каждая команда заранее подготавливает презентацию по конкретно выбранной теме: «Этанол и крепкие алкогольные напитки», «Вина и тоники», «Пиво» и в максимально доступной форме доводит данную информацию до слушателей.

1 ведущий: Пока жюри подводит итоги презентаций, проведем разминку с болельщиками. Каждый верный ответ будет отмечен специальными карточками. Правильность ответов оценивают преподаватели.

2 ведущий: Какие органические вещества называются спиртами?

1 ведущий: Какие еще химические соединения содержат группу, которая является функциональной группой спиртов?

2 ведущий: Какой из предельных одноатомных спиртов является основой алкогольных напитков?

1 ведущий: Перечислите самые распространенные способы получения этанола?

2 ведущий: В каком органе человека концентрация спирта будет максимальной через 20-30 минут после приема алкогольного напитка?

1 ведущий: Когда и кем спиртсодержащие алкогольные напитки были ввезены в Россию?

2 ведущий: В каком фильме главный герой прыгал зимой на улице со словами: «Пить надо меньше, надо меньше пить»? Почему опасно пить именно зимой?

1 ведущий: Жюри готово сообщить итоги второго тура.

2 ведущий: Теперь третий, самый сложный интеллектуальный тур. Командам будет задано 9 вопросов на скорость. Та команда, которая раньше всех и правильнее ответит на вопросы, может получить все 9 баллов.

1 ведущий: Приготовились, начали! Почему предельные одноатомные спирты называются алкоголи?

2 ведущий: Как классифицируют спирты по строению углеводородного радикала и по числу функциональных спиртовых групп?

1 ведущий: Какие виды изомерии характерны для спиртов?

2 ведущий: Назовите изомер этанола из другого гомологического ряда? Как называются эти вещества по отношению друг к другу?

1 ведущий: Какой из спиртов имеет непосредственное отношение к алкогольным напиткам и какими способами получают этот спирт для пищевых и промышленных целей?

2 ведущий: Что такое абстинентный синдром? Почему наутро после употребления алкоголя требуется большое количество питья?

1 ведущий: Как называется реакция взаимодействия спирта с карбоновой кислотой?

2 ведущий: Какие спирты называются первичными, вторичными, третичными?

1 ведущий: Что такое атомность спирта? Приведите примеры спиртов с различной атомностью?

2 ведущий: Все вопросы исчерпаны, ответы услышаны и оценены преподавателями, а также отмечены в оценочных листах жюри.

1 ведущий: Переходим к 4 туру. В этом туре командам нужно придумать частушку, рекламный слоган против пьянства или антирекламу алкогольного напитка.

2 ведущий: Пока команды трудятся над предложенными им заданиями в соответствии с карточками выбранными вначале, мы предлагаем болельщикам посмотреть на экран.

//На экране демонстрируются слайды, отражающие негативное воздействие алкоголя на организм человека. Например, социальная реклама «Береги себя» Всероссийского патриотического антиалкогольного проекта «Общее дело».

1 ведущий: Мы с вами коснулись только вершины айсберга, но хотим верить, что время было потрачено не зря.

2 ведущий: Все мы еще раз задумались: стоит ли ломать свою жизнь, а, вернее, топить ее в рюмке водки, бутылке пива или баночке с тоником…

Жюри подводит итоги игры.