Цели и задачи.
- Познакомить детей с новым фольклорным жанром - колыбельной песней, дать представление о том, когда и зачем их поют, работать над совершенствованием основных качеств чтения (сознательность, выразительность, правильность)
- Развивать восприятие, мышление, внимание, память, воображение и речь детей, расширять их читательский кругозор.
- Воспитывать интерес к книге, к чтению, к творчеству своего народа.
Оборудование. Мультимедийная презентация; фонограмма колыбельной песни из м/ф "Умка" ; кроссворд.
1. Организационный момент.
Итак, друзья, внимание:
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнем сейчас урок.
2. Постановка цели урока.
- Разгадайте ребус.
- Что такое семья?
- Почему семь я? (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и я)
2008 год объявлен " годом Семьи". Мы сегодня на уроке будем говорить о семье, о своих близких и родных, узнаем много интересного и повторим все, чему уже научились.
Повторение пройденного.
- С какого звука начинается слово СЕМЬЯ?
- Дайте характеристику звуку
(согл., мягк., глухой) - схема - человечек
- Придумайте еще слова с таким же звуком.
- Придумайте слова, в которых звук (С) твердый.
(на доске висит портрет семьи)
- Посмотрите на доску. Это семья . Она очень большая и дружная.
(на картине младенец, перевязанный голубой ленточкой)
- Как вы думаете, младенец - это сын или дочка?
- Почему?
- Напечатаем в тетради слово СЫН.
- Как ласково еще можно назвать сына?
- Давайте напечатаем.
Сын
Сынок
Сынуля
Сынишка
Слова, как и люди живут семьями.
- Как можно одним словом назвать членов одной семьи? (Родственники)
В семье родственники похожи друг на друга. Дочка похожа на маму, мама - на бабушку. У папы и сына схожи черты характера.
Семьи бывают большими и маленькими. Одна семья состоит из трех человек, другая из пяти, а есть и из десяти и более человек.
И в русском языке есть слова - родственники. Эти слова близки по смыслу и чем-то похожи
- Чем внешне похожи наши слова друг на друга? (Есть общая часть)
- Как называется общая часть?
- выделите корень.
- Как называются слова - родственники?
- Давайте дадим имя мальчику. Имя должно начинаться со звука (С).
- Напечатаем имя Стасик.
С какой буквы начнем печатать слово? (с большой)
- Почему?
- Какие еще слова пишутся с большой буквой?
сын Стасик
- Разделим на слоги.
- Какое слово не делится?
- Почему? (сын - один слог)
- Сколько слогов в слове СТАСИК?
- Как узнали.
(делим на слоги, ставим ударение)
Физкультминутка
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - папочка,
Ну, а этот пальчик - я,
Вместе дружная семья!
А сейчас решим кроссворд. Попробуем из слова СЫН путем замены букв составить новое слово, очень близкое для всех нас.
В последнее воскресенье ноября вся страна отмечает праздник МАМ. Этот праздник называется День Матери. Мама - это самый близкий и родной человек.
(Звучит фонограмма "Плач ребенка")
- Что случилось?
- Как можно успокоить малыша?
- Покачать и спеть ему колыбельную песенку.
- Кто обычно вам пел или сейчас поет колыбельные песни?
- Кто сам может пропеть колыбельную?
(Заранее подготовленный ученик исполняет песню)
Физкультминутка.
(колыбельная песня Медведицы из мультфильма "Умка"
- Закройте глаза, представьте, что вы лежите в мягкой постельке, накрылись одеялом и слушаете колыбельную песню
- Какое настроение передают колыбельные песни? (тихое, спокойное, ласковое, нежное)
Работа над "Сказкой о глупом мышонке" по группам.
А сейчас мы с вами будем работать по группам. (Класс делится на 3 группы: не читающие дети, читающие по слогам и бегло читающие).
1 группа: 3 четверостишья напечатаны контуром.
Задание: Найти все гласные и обвести их красным карандашом. Найти знакомые согласные буквы и подчеркнуть их.
2 группа: Даны первые два четверостишья и последнее. Между ними вопрос.
Задание: прочитать и попробовать догадаться, почему мама не нашла мышонка
3 группа: стихотворение разбито на части. Каждому дается одна часть.
Задание: прочитать и рассказать.
- Почему сказка так называется?
- Перечислите, кто приходил к мышонку.
- Как вы думаете, что случилось с мышонком?
- А если бы мышонок послушал мамину колыбельную песню, случилась бы эта беда?
- Чему учит нас эта сказка?
ИТОГ УРОКА.
- Что нового узнали на уроке?
- Что понравилось?