Блицтурнир по физике "Механическое движение. Плотность". 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Тип урока: повторение и систематизация знаний.

Вид урока: комбинированный.

Цель урока – научить формулировать четкие ответы на качественные задачи, уметь пользоваться формулами.

Задачи урока: продолжать развитие речи, логического мышления учащихся, в интересной форме повторить пройденный материал, провести массовый опрос учащихся и выставить оценки.

Класс делится на 5 команд. Каждая команда выбирает капитана. Перед каждым заданием капитаны вытаскивают, не глядя, карточку с заданием. Далее все члены команды обсуждают решение и оформляют в тетрадях. Один представитель команды защищает решение у доски.

Ход урока

I. Организация начала занятия.

II. Разминка. Знаешь ли ты формулы?

Выбрать по одному человеку от команды. За определенное время (3 минуты) нужно написать как можно больше формул.

III. Первое задание. Качественные задачи.

  1. Корабль подплывает к пристани. Относительно каких тел пассажиры, стоящие на палубе этого корабля, находятся в движении:
  2. а) реки; б) палубы корабля; в) берега?

  3. Какую траекторию описывает при движении автомобиля его фара, точка обода колеса, центр колеса:
  4. а) относительно прямолинейного шоссе; б) относительно центра колеса?

  5. Движутся или покоятся относительно друг друга пассажиры метро, находящиеся на двух эскалаторах:
  6. а) движущихся в одном направлении; б) движущихся в разных направлениях?

  7. На столике в вагоне движущегося поезда лежит книга. Относительно каких тел книга находится в покое:
  8. а) столика; б) рельсов; в) пола вагона?

  9. Группа самолетов выполняет одновременно фигуры высшего пилотажа, сохраняя заданный строй. Что можно сказать о движении самолетов относительно друг друга?

IV. Второе задание. Сравни величины.

  1. Скорость зайца 15 м/с, а скорость дельфина 18км/ч. Кто из них быстрее?
  2. Плотность бетона 2200 кг/м3, а плотность латуни 8,5 г/см3. Плотность какого вещества меньше?
  3. Скорость электровоза 25 м/с, а скорость автомобиля “Москвич” 108км/ч. Что из них быстрее?
  4. Плотность железа 7,8 г/см3, а плотность алюминия 2700 кг/м3. Плотность какого вещества больше?
  5. Миша бежит со скоростью 18 км/ч за Сашей, убегающим от него со скоростью 12 м/с. Догонит ли Миша Сашу?

V. Третье задание. Расчетные задачи.

  1. Какую плотность имеет Людоед массой 115 кг при превращении в мышку объемом 15 см3?
  2. За какое время ступа Бабы Яги полетает 2 км, если скорость ступы 20 м/с?
  3. Листья, поднятые ветром, за 5 мин, двигаясь равномерно, переместились на расстояние 7500 м. Какова скорость урагана?
  4. Какая масса керосина может быть влита в бидон емкостью 0,02 м3?
  5. В течение 30 с поезд двигался равномерно со скоростью 72 км/ч. Какой путь прошел поезд за это время?

VI. Четвертое задание.

  1. Старик Хоттабыч, когда находился в обществе своего спасителя Вольки, имел плотность организма 980 кг/м3и объем, равный 0,08 м3. Какова была плотность Хоттабыча, когда он на протяжении двух тысяч лет в полном одиночестве сидел в кувшине объемом 2 литра?
  2. Автомобиль за первые 10 мин проехал 900 м. Какой путь он пройдет за 0,5 ч, двигаясь с той же скоростью?
  3. Змей Горыныч пролетел 6 км за 5 мин, затем пробежал еще 1200 м за 60 с. С какой средней скоростью двигался Змей Горыныч?
  4. Для строительства новой будки для дворового пса заготовлены дубовые доски шириной 10 см, длиной 2,5 м и толщиной 20 мм – всего 30 штук. Сможет ли Петя привезти их все на тележке, на которую можно грузить не более 20 кг? (плотность досок 0,7 г/см3).
  5. Автомобиль ехал 0,5 ч со скоростью 90 км/ч. С какой скоростью должен ехать велосипедист, чтобы проехать тот же участок пути за 1 ч 30 мин?

VII. Пятое задание. Экспериментальные задачи.

Необходимо как можно быстрее провести соответствующие измерения

  1. Измерить плотность картофеля.
  2. Измерить плотность пластилина.
  3. Измерить плотность кусочка мыла.
  4. Измерить плотность металлического цилиндра.
  5. Измерить плотность деревянного бруска.

VIII. Подведение итогов.

Прошу учащихся в группе выставить оценку друг другу.

IX. Домашнее задание:

  1. Повторить §16 – 21,
  2. Творческое задание (составить задачу или кроссворд по теме “Механическое движение. Плотность тел”).

Литература:

  1. А.Е. Васильев “Физика. 7 класс. В 2 ч”, Лицей, Саратов, 2007.
  2. Л.А. Кирик “Физика. 7 класс. Самостоятельные и контрольные работы”, Илекса, Москва 2007.
  3. А.В. Перышкин “Учебник физики для 7 класса”, Дрофа, Москва, 2006.
  4. С.Е. Полянский “ Поурочные разработки по физике. 7 класс”, ВАКО, Москва, 2003.
  5. А.В. Постников “Проверка знаний учащихся по физике 7-9 класс”, Просвещение, Москва, 1986.