Мастер-класс "Игровые методы и приёмы, используемые в организации театрализованной деятельности"

Разделы: Работа с дошкольниками


Воспитатели-слушатели сидят за 4 столами.

Воспитатель-мастер (далее В.М.):

"Уважаемые коллеги! Все мы знаем, что детство - время непрерывного познания мира, а театрализованная деятельность более легко и непринужденно дает возможность познать его. Помогают в этом правильно подобранные методы и приемы. Наш мастер-класс посвящён игровым методам и приёмам театрализованной деятельности. Путём прямого и комментированного показа мы познакомим вас с отдельными методами и приёмами, которые используются в работе над образом, а затем рассмотрим возможность и варианты их применения в различных видах детской деятельности.

Выберем для демонстрации широко известный сказочный персонаж - лису. Основные этапы работы над образом лисы представлены на схеме.

(В.М. обращает внимание слушателей на схему). Приложение 1

В.М.: "Первый этап - определение образа. Его задача - научить детей распознавать конкретный образ, выделяя характерные черты, присущие только ему. Для реализации этого этапа используется ряд методов и приёмов, представленных на схеме. Рассмотрим один из них - "начитывание контрастных отрывков". В рамках мастер-класса, для лучшего восприятия они будут представлены вашему вниманию в виде показа двух мезосцен в исполнении детей. Необходимо распознать, какой именно образ лисы присущ той или иной мезосцене и дать ей характеристику.

Показ детьми мезосцен "Лиса Алиса" и "Лисичка-сестричка". После показа воспитатели-слушатели дают характеристику увиденным образам в соответствии с поставленными В.-М. вопросами:

- Какой предстала перед вами лиса Алиса? (Предполагаемые ответы: настойчивая, напористая, экстравагантная т т.д.)

- Какую вы увидели лисичку-сестричку? (осторожную, хитрую,, хищную и т.д.)

Итак, с помощью метода "начитывания контрастных отрывков" перед вами предстали два разных образа лисы.

Второй этап - работа над мимикой. Его задача - научить детей передавать эмоциональное состояние героев с помощью мимики. На схеме представлены методы и приёмы, способствующие её реализации. Остановимся подробнее на приёме - работа с иллюстрациями на эмоциональное состояние.

В.М. делит воспитателей-слушателей на 2 подгруппы: "Лиса Алиса" и "Лисичка-сестричка", обращая их внимание на магнитную доску с иллюстрациями.

В.М.: Перед вами ряд иллюстраций с изображением лисы в различных эмоциональных состояниях, которые наиболее ярко выражены в ее мимике. Необходимо выбрать те иллюстрации, на которых мимика лисы подходит к образу персонажа в соответствии с подгруппой и аргументировать свой выбор.

Выполнение задания слушателями.

В.М.: Таким образом, приём "работа с иллюстрациями" даёт возможность определить мимику героя через его эмоциональное состояние.

Третий этап - работа над голосом. Его задача - развитие речевого аппарата детей и совершенствование интонационной выразительности. (В.-М. обращается к схеме). Все методы и приёмы, используемые на этом этапе широко известны. Рассмотрим прием - "интонационная выразительность".

Задание для первой подгруппы - проговорить фразу Лисички-сестрички "Я - лисичка, я - сестричка, я хожу не слышно". Задание для второй подгруппы - проговорить фразу Лисы Алисы: "Ах вот ты где, Буратино...Я тебе сейчас все объясню". Фразы необходимо проговаривать с разной интонацией, присущей определённому образу лисы.

Выполняя задание, каждый участник с различной эмоциональной окраской проговаривает предложенную фразу.

В.М.: Таким образом, с помощью приёма "интонационная выразительность" можно придать речи эмоциональную окраску.

Четвёртый этап - работа над жестом и движением. Его задача - научить детей двигаться в соответствии с характером персонажа. Найдите на схеме те методы и приёмы, которые используются на данном этапе. Познакомимся с игровым методом на запоминание различных действий, используя игру "Повторяйка".

Для её проведения В.М. вызывает четырёх человек из воспитателей-слушателей.

В.М.: Правила игры:

- совместно выбрать конкретный образ лисы;

- первый участник показывает одно движение, присущее выбранному образу;

- задача каждого последующего участника игры, воспроизвести движение, или жест предыдущего участника и добавить свой элемент, дополняющий образ.

Игра проводится под музыкальное сопровождение.

В.М.: Таким образом, игры на память различных действий способствуют развитию двигательной активности детей через координацию "жест-образ".

Пятый этап - заучивание роли. Его задача - выучить текст конкретной роли. Педагогу необходимо помнить, что все приёмы, применяемые на данном этапе, взаимосвязаны и должны использоваться в строго определённой последовательности, указанной на схеме. В рамках мастер-класса мы отступим от данного правила и начнём работу со второго приёма, а далее последовательно перейдём к следующим.

Далее В.М проводит комментированный показ.

В.М.: "Прием "Книжечка" используется непосредственно во время прочтения текста. Детям предлагается закрыть лицо ладонями и вспомнить как можно больше предложений из текста. Затем, жестом ладони "превращаются" в раскрытую книгу. Дети, не отвлекаясь от "воображаемой книги", по очереди как бы "читают" из неё те предложения, которые запомнили. Чтобы выстроить из этих предложений ранее прочитанный текст, используется следующий прием - "Волшебный сундучок". Детям демонстрируется сундучок с ленточками. Воспитатель спрашивает, кто запомнил самое первое предложение и предлагает этому ребенку вытянуть из сундучка первую цветную ленточку и произнести это предложение. Таким же образом другими детьми воспроизводятся все последующие предложения. И так постепенно с помощью воспитателя выстраивается текст.

При использовании следующего приема - "Театра на фланели", в процесс запоминания текста включается зрительная память. Эти игровые действия проходят по принципу составления рассказа по серии сюжетных картин, каждая из которых воспроизводит в изображении последующее предложение текста.

В совокупности эти приёмы способствуют более лёгкому запоминанию текста. Вы сможете в этом убедиться в следующей части мастер-класса.

Таким образом, мы рассмотрели все этапы работы над образом, а также некоторые методы и приёмы, используемые в театрализованной деятельности. Однако, их можно широко использовать в других видах детской деятельности.

На следующем этапе работы ваша задача - применить те методы и приёмы, с которыми вы познакомились в: музыкальной, изобразительной, физкультурно-оздоровительной деятельности и в развитии речи.

В.М. привлекает внимание слушателей к стенду, Приложение 2 на котором по указанным видам деятельности расположены четыре карточки в соответствии с цветовой гаммой столов, цель и приём, которые они должны использовать.

В.М.: каждая группа, используя "конверт-подсказку" с дидактическим материалом, выполняет задание: применить конкретный приём в определённом виде деятельности и продемонстрировать коллегам результат.

Дается время на обдумывание задания. Звучит негромкая фоновая музыка. При необходимости В.М консультирует, направляет ход рассуждений группы. После чего каждая из групп по очереди представляет результат своей работы.

Содержание "конвертов-подсказок":

Для первой подгруппы:

- вид деятельности - изодеятельность;

- цель - использовать приём "рисунок-шаблон" для передачи эмоционального состояния через мимику персонажа;

2 рисунка с изображением безликих персонажей лисы в соответствии с подобранными к ним диалогами;
Текст диалогов:

Медведь - Лиса:

1.

Пошел медведь к избушке и зарычал:
- Ступай, лиса, вон!
А она ему с печи:
- Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по заулочкам!

Петух - Лиса:

2.

Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах в красных сапогах.
Несу косу на плечи,
Хочу лису посечи - пошла лиса вон с печи!
- Ой-ой-ой! Собираюсь, шубу надеваю.
Петенька, убегаю!

Примерный результат работы группы: нарисовать мимику лисы на шаблоне в соответствии с её эмоциональным состоянием в диалоге.

Для второй подгруппы:

- развитие речи;

- цель использовать приемы "Книжечка", "Волшебный сундучок" и "Театр на фланели" для заучивания текста;

- сундучок с цветными ленточками;

- фланелеграф;

- 4 картинки с изображениями лебедя, соответствующими каждому предложению текста;

Текст.

1. Вдоль по бережку лебедушка плывет.
2. Выше бережка головушку несет.
3. Белым крылышком помахивает.
4. Со крыла водичку стряхивает.

Примерный результат работы группы: воспитатели демонстрируют запоминание текста с помощью, предложенных приёмов.

Для третьей подгруппы:

- музыкальная деятельность;

- цель- использовать приём "голосовая импровизация" для расширения диапазона и тембра голоса в соответствии предложенным персонажем;

- шапочки З-х медведей;

- карточки с изображением музыкальных инструментов.

Текст.

На полянке, на лугу три медведя жили,

Три медведя жили, малину есть любили.
Как малину найдут сразу песню запоют.
Папа-мишка низко пел: " ля-ля-ля-ля-ля-ля"
Мама нежно песню пела: "ля-ля-ля-ля-ля-ля"
А Мишутка-медвежонок звонко песню распевал,
Да малину доедал: "ля-ля-ля-ля-ля-ля".

Примерный результат работы группы: воспитатели выбирают картинку с определённым инструментом, соответствующим по звучанию тембру голоса, предложенных персонажей. Далее имитируют голос персонажа, пропевая текст.

Для четвертой подгруппы - физкультурно-оздоровительная деятельность;

Цель - использование игры "Повторяйка" для развития двигательной активности детей;

- шапочки кошек;

Текст:

1.

Уселась кошка на окошко
И стала лапкой уши мыть. (Слова педагога - "Понаблюдав за ней немножко ее движенья можем повторить".)

2.

Уселась кошка на окошко
И стала лапкой уши мыть.
Потом задумалась немножко -
Решила грудочку помыть. (Слова педагога - "Понаблюдав за ней немножко ее движенья можем повторить".)

3.

Уселась кошка на окошко
И стала лапкой уши мыть
Потом задумалась немножко -
Решила грудочку помыть.
довольная собой осталась,
с хвостом пушистым разыгралась. (Слова педагога - "Понаблюдав за ней немножко ее движенья можем повторить".)

Примерный результат работы группы: воспитатели проговаривают по очереди текст, сочетая его с определёнными движениями.

В результате презентаций подгрупп получается наглядное представление о возможности использования приемов и методов, но уже в других видах детской деятельности.

В.М обращается к воспитателям-слушателям:

В.М.: Театрализованная деятельность не исчерпала своих возможностей и продолжает активно вовлекать детей в процесс творчества. Следовательно, чрезвычайно важно искать новые методы и приемы, создавать специфическую предметно-окружающую среду, способствующие развитию творческой личности ребенка.