Эпиграф: Единственный путь, ведущий к знаниям, – это деятельность (Б.Шоу).
Цели:
- Образовательная: сформировать знания о практическом применении целлюлозы в жизни и будущей профессии секретарь-референт. Закрепить знания учащихся по теме “Углеводы”. Выработать практические рекомендации по использованию материалов и инструментов, ткани и мебели в зависимости от их химического состава.
- Развивающая: развивать логическое мышление учащихся, умение сравнивать, анализировать, делать выводы; развивать самостоятельность, навыки исследовательской работы, экологическое мышление.
- Воспитательная: воспитывать ответственность, организованность, трудолюбие, коммуникативность. Прививать интерес к химии и будущей профессии.
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения урока: экскурсия в музей.
Подготовка к уроку:
- Сформировать творческие группы учащихся для проведения исследовательской работы, основываясь на следующих принципах: добровольность участия; учет индивидуальных способностей, психологических особенностей, интересов учащихся.
- Разработать темы исследований, поставить цели, сформулировать задачи.
- Определение методов исследования, источников информации.
- Распределение обязанностей внутри группы.
- Самостоятельная исследовательская работа учащихся.
- Оформление результатов работы.
- Оформление кабинета. Кабинет оформляется как музей, в котором работают выставочные залы (приложение 1): “Ткани и волокна”, “Продукты химической переработки древесины”, “Бумага и изделия из нее. Проблемы экологии”, “Современная мебель и проблемы экологии”. Учащиеся играют на уроке роль экскурсоводов.
Оснащение:
1. Стенды:
1.1. Классификация волокон.
1.2. Производство ацетатного волокна.
1.3. Стиль секретаря-референта.
1.4. Офисная мебель.
1.5. Из истории бумаги.
1.6. Бумага в работе секретаря.
2.Натуральные образцы.
2.1. Нитки, ткани.
2.2. Канцелярские принадлежности.
2.3. Бумага разных видов.
2.4. Древесина.
3. Стенгазета: Викторина “Все о бумаге”.
4. Дидактический материал.
4.1. Тестовые задания.
4.2. Памятки.
4.3. Вопросы для рефлексии.
ПЛАН УРОКА
Урок проводят учитель химии и мастер производственного обучения секретарей-референтов.
1. Организационный момент.
Учитель: Добрый день, уважаемые ребята, коллеги и наши гости.
Мастер: Мы рады видеть вас на нашем уроке.
Учитель: Сегодня мы проводим урок по теме “Применение целлюлозы”.
Цель нашего урока заключается в том, чтобы показать практическое применение целлюлозы в жизни и будущей профессии.
Мастер: Цель нашего урока – показать, как правильно использовать в работе секретаря материалы и инструменты, ткани и мебель в зависимости от их химического состава.
2. Опрос по теме “Углеводы”.
Учитель: Наш урок необычный. Это урок-экскурсия в музей. Прежде чем отправиться в музей, вам необходимо пройти контроль, подобно таможенному, только это будет химический контроль знаний по теме “Углеводы”. Контроль в виде теста на два варианта.
Учащиеся отвечают на вопросы теста (приложение 2).
3. Экскурсия в музей.
Мастер: Теперь мы можем отправляться на экскурсию. В нашем музее работают четыре выставочных зала: “Ткани и волокна”, “Продукты химической переработки древесины”, “Бумага и изделия из нее. Проблемы экологии”, “Современная мебель и проблемы экологии”. В каждом зале работают опытные экскурсоводы, научные сотрудники, которые провели большую исследовательскую работу и сегодня выступят перед вами со своими сообщениями и результатами исследований.
Учитель: С какого зала начнется экскурсия? Это надо угадать.
у |
т |
и |
л |
ь |
с |
т |
а |
л |
ь |
В нашей задаче “утиль”, т.е. вторичное сырье, “переплавить” в сталь можно с помощью одного промежуточного слова. Это слово имеет большое значение для будущего секретаря-референта. Что это за слово? (СТИЛЬ).
Мастер: А что означает слово “стиль”? Стиль – это особенности одежды, макияжа, манеры поведения и т.д. Стиль секретаря – это деловая, красивая, элегантная одежда; это высокий уровень культуры общения и поведения. Так в какой же зал мы пойдем в первую очередь? После того, как отгадали: Правильно, в выставочный зал “Ткани и волокна”. В этом зале у нас работают два экскурсовода.
Учащаяся (экскурсовод № 1): лекция “Производство волокна” – приложение 3.
Учащаяся (экскурсовод № 2): лекция “Выбор ткани для одежды” – приложение 4.
Учитель: Наша экскурсия продолжается. Куда мы с вами пойдем дальше?
Путем химической переработки целлюлозы
Много разных веществ получают,
Но в работе секретаря-референта
Лишь определенные применяют.
После того, как отгадали: Мы переходим в выставочный зал “Продукты химической переработки древесины”.
Учащаяся (экскурсовод № 3): лекция “Продукты химической переработки древесины” – приложение 5.
Учитель: В какой зал мы отправимся дальше? Послушайте стихотворение-загадку:
Я бываю белоснежной, гладкой,
Нежной и шуршащей,
Плотной, серой, разноцветной,
И прозрачной и блестящей.
В меру прочной, в меру мягкой,
Пористой, порою липкой,
Но всегда необходимой,
Секретарями так любимой.
Как зовут меня скажите
И о пользе расскажите.
Что это? (БУМАГА). После того, как отгадали: Выставочный зал “Бумага и изделия из нее. Проблемы экологии” – самый большой. Здесь работают четыре экскурсовода.
Учащаяся (экскурсовод № 4): лекция “История бумаги и способы ее производства” – приложение 6.
Учащаяся (экскурсовод № 5): лекция “Бумага и проблемы экологии” – приложение 7.
Учащаяся (экскурсовод № 6): лекция “Бумага в нашей жизни” – приложение 8.
Учащаяся (экскурсовод № 7): лекция “Бумага и бумажные изделия в работе секретаря” – приложение 9.
Учитель: Наша экскурсия продолжается.
Столы и стулья,
Стеллажи и стенки,
Кресла, диваны,
Шкафы и тумбочки
Все это объединяется одним словечком
И называется просто … (МЕБЕЛЬЮ).
Это последний выставочный зал. Здесь работают два экскурсовода.
Учащаяся (экскурсовод № 8): Лекция “Строительные материалы для мебели” – приложение 10.
Учащаяся (экскурсовод № 9): Лекция “Офисная мебель” – приложение 11.
4. Закрепление.
4.1. Провести устный опрос учащихся (приложение 12).
4.2. Раздать памятки по теме урока (приложение 13).
5. Подведение итогов урока.
6. Выдача домашнего задания.
6.1. Составить кроссворд по теме “Углеводы”.
6.2. Дополнительно (для желающих): ответить на вопросы викторины “Что мы знаем о бумаге” (приложение 14).
8. Рефлексия.
Чтобы учащиеся смогли лучше осмыслить не только содержание отдельных проектов, но и урок в целом, им предлагается ответить на несколько вопросов (приложение 15).