Цель урока.
Приложение 2 (ход урока в редакции автора)
Ход урока
1. Орг. момент.
Сегодня урок необычный, урок- сказка. Мы должны повторить, что такое солнце, звёзды, луна, а также узнать, почему идёт дождь и дует ветер?
“Я ль, на свете всех милее, всех румяней и белее?
Что же зеркальце в ответ?
Ты прекрасна, спору нет,
Но царевна всех милее
Всех румяней и белее.
Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнёт,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!
Ах ты, мерзкое стекло!
Это врёшь ты мне назло…”.
2. Повторение изученного
- Из какой сказки этот отрывок?
- А кто из вас знает что произошло дальше? (… Царевич Елисей отправился искать свою невесту)
- Ребята, поможем ему найти Царевну? Нам надо будет выполнять задания, которые будут предлагать Елисею!
“К красну солнцу, наконец, обратился молодец:
Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу сводишь
Зиму с теплою весной
Всех нас водишь за собой
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой? Я жених ей.
Солнце отвечает:
- Укажу тебе дорогу, если ответишь “Что такое солнце?”. (Солнце – ближайшая к Земле звезда, оно создаёт нам день, это огромный пылающий шар, оно боль земли, без него не было бы жизни на Земле)
- Ступай к месяцу, он покажет дорогу дальше!
“Тёмной ночки Елисей дождался в тоске своей.
Только месяц показался, он за ним с мольбой погнался.
Месяц, месяц, мой дружок, ты встаёшь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий, и обычай твой любя,
Звёзды смотрят на тебя. Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете ты царевны молодой?
Я жених ей”.
Месяц и звёзды отвечают:
- Выполни наше задание, вставь в текст пропущенные слова, тогда укажем дорогу дальше.
- Ребята, давайте поможем Елисею. (Работа в группах на карточках)
Все звёзды – это огромные пылающие …
Ближайшая к Земле звезда - …
Все звёзды отличаются по … и …
Звёзд на небе очень много, и люди объединили их в …
Луна – естественный … Земли.
Луна в несколько раз … Земли.
На луне нет… - поэтому люди там …
Луна движется вокруг… и обходит её кругом один раз за месяц.
Вы справились с заданием, Королевич благодарит вас, и спешит дальше. Отгадайте, к кому направил Месяц Елисея.
“Ждали, звали, а показался – все прочь побежали”. (Дождь)
3. Работа над новой темой “Почему идет дождь”
“Дождик, дождик, мой дружок
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой, я жених ей.”
Дождик отвечает
- Братец мой, расскажи ребятам как дождик получается, покажу тебе дорогу дальше.
Учитель рассказывает и идёт демонстрация на слайде круговорота воды в природе.
Давайте прочитаем вывод Мудрой Черепахи из учебника стр.92.
- Что такое туча?
- Из чего состоит туча?
- Почему капли падают на землю, и получается дождь?
Ребята, а какие бывают дожди? (Рассматривают виды дождей и объясняют, почему животные и растения радуются дождю)
Загадка
“Без рук, без ног, по полю рыщет
Поёт да свищет, деревья ломает, к земле приклоняет”.
Ветер
“Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе,
Не боишься никого, кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе. Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой, я жених её
- Постой! Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора, в ней глубокая нора
В той норе, во тьме печальной
Гроб качается хрустальный
В том гробу твоя невеста.
Ветер дале побежал.
Королевич зарыдал…”.
- Жалко стало ветру Елисея. Вернулся он и сказал, что поможет оживить царевну, если Елисей ответит “какой бывает ветер?” и получит ветер сам.
РАБОТА В ПАРАХ
4. Физкультминутка
5. Почему дует ветер?
- Ребята, а как же возникает ветер?
Выслушиваются предположения детей и читается вывод на стр.93.
- Ребята, а как мы можем получить ветер? (Дети дуют, машут руками)
Гроб разбился. Дева вдруг ожила. Глядит вокруг
Изумлёнными глазами, и качаясь над цепями
Привздохнув, произнесла: Как же долго я спала!
И с невестою своей обвенчался Елисей.
И никто с начала мира не видал такого пира.
Кроссворд
Дождь
1. Крашеное коромысло над рекой повисло. (Радуга)
2. Кругом вода, а с питьём беда. (Море)
3. Покружилась звёздочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка)
4. Если руки наши в ваксе, если на нос сели
кляксы,
Кто тогда наш первый друг, снимет грязь с лица и
рук?
Чтобы не было беды – жить нельзя нам без … (Воды)
5. Шёл долговяз, в землю увяз. Проливной дождь? (Ливень)
Ветер
1. Кручу, верчу, бурчу знать никого не хочу. (Вьюга)
2. Это что за потолок? То он низок, то высок,
То он сер, то беловат, то чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый, кружевной и синий-синий.
(Небо)
3. Рассыпала Лукерья серебряные перья,
Закрутила, замела, стала улица бела. (Метель)
4. Скатерть белая весь мир одела. (Снег)
5. Сперва блеск, затем треск, за треском плеск. (Гроза)
6. Итог урока
7. Рефлексия