Урок с использованием ЭИ (карты, видео).
Курс “История России. XX век. 9 класс”.
Тема раздела “Советский Союз во второй мировой войне”.
Тема урока: “Фашистское нашествие. Первые неудачи”.
Учебник “История России 20 век” Данилов А.А.
Тип урока: урок усвоения нового материала (в системе уроков по теме “Советский Союз во второй мировой войне (1941 – 1945гг)”. Приложение 1.
Цели и задачи: используя интерактивные видеоматериалы и иллюстрации отобразить основные моменты в первый период войны; сформировать представление об основных периодах войны; показать причины и итоги неудач Красной Армии в начальный период войны.
Условия проведения: занятие проводится в компьютерном кабинете или в классе с наличием одного компьютера; демонстрация презентации по теме. Приложение 2.
Электронное издание: Клио Софт “История России XX век”, 2001 год.
Расположение в электронном издании: Журнал – Р31 – п.1, 2, 3, 4, 5; глобус – “Карты” – общий ход военных действий летом 1941 года, оборона Москвы.
Пути нахождения файлов для создания презентации урока: установить CD-3, открыть “Мой компьютер”, открыть “PH20CD3”, открыть папку “Р31”, необходимые иллюстрации в папке “DIAGR”.
Содержание урока
I. Организационный момент (2 мин)
II. Установка на усвоение нового материала: цели и задачи занятия, ход работы, методы работы (работа с материалами презентации) – 3 минуты.
III. Объяснение нового материала – 30 минут. Демонстрация презентации урока.
1. Накануне войны.
Слайд 2. (Установить CD-3, открыть “Мой компьютер”, открыть “PH20CD3”, открыть папку “Р31”, иллюстрации в папке “DIAGR”, D-2-6)
* Рассмотрим соотношение сил в приграничной полосе СССР и Германии в июне 1941 года. Анализ данных. Вспомнить отношения между СССР и Германией с 1939 года.
2. Вероломное нападение.
Слайд 3. (Установить CD-3, открыть “Мой компьютер”, открыть “PH20CD3”, открыть папку “Р31”, V1A). Рассказ учителя о начале войны (вероломном нападении фашистских войск) сопровождается видеофрагментом.
Слайд 4. (Установить CD-3, открыть “Мой компьютер”, открыть “PH20CD3”, открыть папку “Р31”, иллюстрации в папке “DIAGR”, М1-3)
Знакомство с планом “Барбаросса”. Рассмотрим основные направления ударов немецких войск в начале войны.
В тетрадях составляем схему плана “Барбаросса”.
3. Трагическое начало.
Слайды 5-10.
5. (Установить CD-3, открыть “Мой компьютер”, открыть “PH20CD3”, открыть папку “Р31”, V2AB) Задание для учащихся: посмотреть видеоматериалы и проанализировать итоги первых дней войны.
6. (Установить CD-3, открыть “Мой компьютер”, открыть “PH20CD3”, открыть папку “Р31”, иллюстрации в папке “DIAGR”, D2-5). На иллюстрации просмотреть и отметить динамику в соотношениях сил сторон по итогам первых дней войны.
7. (Установить CD-3, открыть “Мой компьютер”, открыть “PH20CD3”, открыть папку “Р31”, иллюстрации в папке “DIAGR”, D1-9). Учитель рассказывает о создании СВГК и знакомит обучающихся с основным составом Ставки. Записать в тетради дату создания Ставки.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
8. (Установить CD-3, открыть “Мой компьютер”, открыть “PH20CD3”, открыть папку “Р31”, V14). Задание для обучающихся: просмотреть материалы “Начало блокады Ленинграда” и сделать выводы об итогах наступления немецких войск на северном направлении. Записать в тетради начало блокады Ленинграда.
9. (Установить CD-3, открыть “Мой компьютер”, открыть “PH20CD3”, открыть папку “Р31”, V7) Задание для обучающихся: просмотреть материалы “Взятие Смоленска немецкими войсками” и сделать выводы об итогах наступления немецких войск на центральном направлении. Записать в тетради дату взятия Смоленска немецкими войсками.
10. (Установить CD-3, открыть “Мой компьютер”, открыть “PH20CD3”, открыть папку “Р31”, V18) Задание для обучающихся: просмотреть материалы “Потеря Одессы” и сделать выводы об итогах наступления немецких войск на южном направлении. Записать в тетради дату захвата Одессы.
4. Битва под Москвой.
Слайды 11– 13.
11. (Установить CD-3, открыть “Мой компьютер”, открыть “PH20CD3”, открыть папку “Р31”, иллюстрации в папке “DIAGR”, D3-7). Учитель разъясняет понятие “Тайфун” – план немецкого наступления под Москвой. Задание для обучающихся: просмотреть материалы “Подготовка к Московскому сражению” и сделать выводы о готовности сторон к предстоящим сражениям. Записать в тетради дату начала боёв за Москву. Ход действий рассмотреть по настенной карте “Битва за Москву”, рассказать о героях – панфиловцах и боях на Волоколамском шоссе.
12. (Установить CD-3, открыть “Мой компьютер”, открыть “PH20CD3”, открыть папку “Р31”, V9) Дополняем рассказ учителя видеоматериалом о Можайской линии обороны.
13. (Установить CD-3, открыть “Мой компьютер”, открыть “PH20CD3”, открыть папку “Р31”, V8; Р33 – иллюстрации в папке “DIAGR”, Р33М302Z). Итоги Московского сражения отражаем на карте. Далее знакомим обучающихся с планом немецкого наступления на 1942 год. Задание для обучающихся: просмотреть карту, представленную на слайде 13 и сделать выводы о планах немецкого наступления на 1942 год.
5. Создание антигитлеровской коалиции.
Слайды 14 – 15.
14, 15 (Установить CD-3, открыть “Мой компьютер”, открыть “PH20CD3”, открыть папку “Р31”, V21, V22). Учитель рассказывает о складывании антигитлеровской коалиции и просматривая видеоматериал слайда 14 знакомит обучающихся с представителями западных держав (Рузвельт и Черчилль).
Итак, ответим на вопрос: какими явились для нашей страны первые дни войны? Как Вы думаете, что можно было наблюдать в целом на всей протяженности линии фронта? Подводим обучающихся к факту издания Приказа № 270. Задание для обучающихся: просмотреть материалы “Приказ № 270” и объяснить его основное содержание.
IV. В заключение урока (5 мин.) предложить учащимся ответить на вопросы:
Удалось ли немецким войскам осуществить план “Барбаросса”?
Как вы думаете, почему?
Рефлексия проводится в форме заполнения линейки достижений.
Домашнее задание: задания 2 и 3 в рабочей тетради, читать параграф 31.