Цель: познакомить с заглавной буквой «Д».
Задачи:
- Научить писать заглавную букву «Д».
- Учить давать характеристику звуков.
- Способствовать развитию речи, наблюдательности, мышления.
- Воспитывать любовь к России.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Громко прозвенел звонок
Начинается урок.
Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
II. Введение в тему.
- Слушаем и смотрим.
- О чём был просмотр? (Ответы детей.)
- Как можно назвать одним словом ? (О Родине.)
- О какой родине говорим? (О малой.)
(Слайд 15) Чем различаются слова? Подумайте, почему?
- Какой вывод можно сделать? (Когда мы говорим о государстве, то пишем слово Родина с большой буквы, а когда говорим о конкретном уголке, месте, где вы родились, то пишем с маленькой буквы.)
(Слайд 16) «Одна у человека мать, одна у него и родина», – писал К.Д. Ушинский.
- Наша страна многонациональна. У каждого народа свои обычаи, сказки, своя музыка, свои танцы, песни, но государственные символы России почитают и знают все.
(Заранее подготовленные ученики рассказывают.)
(Слайд 17)(Слава) В мире много государств. Они отличаются языком, традициями, символами. Символами нашего государства являются гимн, герб, флаг.
У нас очень красивый герб. На нем изображен двуглавый золотой орел на фоне российского флага. Орел – символ солнца, небесной силы и бессмертия. Российский флаг – это трехцветное полотнище.
Третий символ – гимн, его слушают везде и всегда стоя.
III. Изучение нового материала.
- Работа по учебнику стр. 99.
а) Первичное восприятие.
- Рассмотрите иллюстрацию.
- Прочитайте название текста . (Наше Отечество.)
- Кто автор? (К. Д. Ушинский.)
(Слайд 18) Прочитайте ключевые слова, записанные на слайде: Отечество, отцы, Родина, матушка-Россия, государство, язык.
- Сделайте предположение, о малой или о большой родине будет этот текст. (О нашей общей родине, отечестве, о России.)
б) Чтение текста с комментариями.
1 предложение. Как ласково назвал автор нашу Родину? (Матушка.)
2 предложение. Почему Родина по-другому называется Отечество? (Вывод: «отцы» и «Отечество» – однокоренные слова.)
3 предложение. Найдите в тексте однокоренные слова к слову Родина. (Родились, родные.)
- Определите корень. (Корень -род-.)
4 предложение. Найдите и прочитайте пословицу. (Одна у человека родная мать – одна у него и Родина.)
- Это главная мысль.
- Что нового узнали вы из текста?
- У каждого из вас есть любимые слова. Но есть одно слово, самое дорогое, самое важное для всех людей. Это слово – Родина.
Зрительная и двигательная физкультурная минутка.
- К нашей беседе присоединилась буква д. (Слайд 20)
- С какой буквой будем работать дальше? Почему?
- Что уже знаете? (Обозначает согласные, звонкие, твёрдый и мягкий звуки.)
- Что хотите ещё узнать? (Её происхождение, на что похожа, написание, соединение с другими буквами, для чего служит.)
(Слайд 21) Заглавная буква состоит из треугольника, что означает святую русскую мощь, и двух ножек по краям, которые соединяют с матерью землёй. Впоследствии треугольник был заменён на трапецию, что заметно увеличило её мощь.
(Слайд 22) Первые жилища людей были: шалаши, юрты, вигвамы.
(Слайд 23) Красота и величие этой буквы неоднократно отмечались художниками и архитекторами. Здания построенные в форме Д оказываются особенно крепкими, а живущим в них людям постоянно сопутствует удача. По-видимому, даже слово дворец происходит от названия этой буквы. Д, используется даже при дизайне мебели. Кресла и диваны, сделанные по образу этой буквы, оказываются особенно комфортными, а силы человека, сидящего в них, восстанавливаются необычайно быстро. Древним египтянам так понравилась красота этой буквы, что они построили пирамиды именно этой формы. Новый летательный аппарат, основанный, на следующем принципе: перед полётом, так называемые, «ножки» поджимаются, связь с Силой Земли утрачивается, остаётся только Энергия Неба, и ракета взлетает. Для приземления «ножки» опускают, и земля притягивает ракету.
- Знакомство с заглавной буквой «Д». (Слайд 24)
Дмитрий Донской (1350-1389), великий князь московский (с 1359 г.) и владимирский (с 1362 г.), сын Ивана II. При нем в 1367 г. построен белокаменный кремль в Москве. Возглавил вооруженную борьбу русского народа против монголо-татар; руководил их разгромом в битве на р. Вожа (1378). В Куликовской битве 1380 г. (верховья Дона) проявил выдающийся полководческий талант, за что был прозван Донским. Что знаете о нём?
- Сейчас он научит вас писать правильно и красиво первую букву своего прославленного имени. (Показ учителем на доске и объяснение написания.)
- Начинаем писать букву сверху так, как пишется первый элемент в букве «Г», внизу пишем петлю, касаемся строки, закругляем вверх.
- Работа в Прописи.
Письмо буквы «Д».
- Обведите элементы и букву «Д».
- Прочитайте слог. (Ди.)
- Какое соединение? (Верхнее.)
- А у сочетаний Дл, До? (Нижнее.)
- Обведите до конца строки.
- Какие еще буквы будут иметь верхнее соединение с буквой «Д»? (Ду, Ды, Дш, Дт, Дп.)
- Запишите.
- Работа по карточкам.
Даша Дима Диана Денис Дмитрий |
Дон Днепр Даугава Двина Днестр |
Дивногорск Донецк Дмитров Дочка |
Дымок Дружок Дик |
- Дружат дети всей Земли.
- Дина живёт на площади Дружбы.
- Прочитайте слова, написанные с большой буквы «Д».
- Почему они написаны с большой буквы? (Это имена собственные.)
- Подчеркните заглавную букву.
(Дети читают стихи.)
Большая буква.
1. Буква обычная выросла вдруг,
выросла выше букв-подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги -
но почему? За какие заслуги?2. Буква расти не сама захотела
Букве поручено важное дело.3. Ставится в слово не зря и не просто
буква такого высокого роста!
Ставится буква у строчки в начале -
чтобы начало все замечали.4. Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.5. Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города!
Буква большая – совсем не пустяк:
в букве большой – уважения знак!
IV. Закрепление и обобщение.
- Работа в парах. (Слайд 25)
- Составьте пословицы. (Слайд 26)
Родина краше солнца, Родина – мать, Нет в мире краше Для Родины своей |
дороже золота. умей за неё постоять. Родины нашей. ни сил, ни жизни не жалей. |
- Объясните смысл пословиц.
- Какой город называют сердцем нашей Родины? (Москву.)
- Почему? (Это столица нашей страны. Там живет и работает наше правительство.)
- Что считать родиной – родной город или Россию? (И то, и другое, это большая и малая Родина.)
V. Итог урока.
- Наше путешествие подходит к концу.
- Чему мы научились? (Слайд 27)
- Дома (по желанию) нарисуйте иллюстрацию на тему «Родной край», подберите пословицы о Родине.