Обучение грамоте "Заглавная буква Д". К.Д. Ушинский. "Мое Отечество".

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить с заглавной буквой «Д».

Задачи:

  1. Научить писать заглавную букву «Д».
  2. Учить давать характеристику звуков.
  3. Способствовать развитию речи, наблюдательности, мышления.
  4. Воспитывать любовь к России.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Громко прозвенел звонок
Начинается урок.
Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

II. Введение в тему.

- Слушаем и смотрим.

Моя Родина – музыкальный файл

Приложение (Слайды 2-13)

- О чём был просмотр? (Ответы детей.)

- Как можно назвать одним словом ? (О Родине.)

- О какой родине говорим? (О малой.)

(Слайд 15) Чем различаются слова? Подумайте, почему?

- Какой вывод можно сделать? (Когда мы говорим о государстве, то пишем слово Родина с большой буквы, а когда говорим о конкретном уголке, месте, где вы родились, то пишем с маленькой буквы.)

(Слайд 16) «Одна у человека мать, одна у него и родина», – писал К.Д. Ушинский.

- Наша страна многонациональна. У каждого народа свои обычаи, сказки, своя музыка, свои танцы, песни, но государственные символы России почитают и знают все.

(Заранее подготовленные ученики рассказывают.)

(Слайд 17)(Слава) В мире много государств. Они отличаются языком, традициями, символами. Символами нашего государства являются гимн, герб, флаг.

У нас очень красивый герб. На нем изображен двуглавый золотой орел на фоне российского флага. Орел – символ солнца, небесной силы и бессмертия. Российский флаг – это трехцветное полотнище.

Третий символ – гимн, его слушают везде и всегда стоя.

III. Изучение нового материала.

  • Работа по учебнику стр. 99.

а) Первичное восприятие.

- Рассмотрите иллюстрацию.

- Прочитайте название текста . (Наше Отечество.)

- Кто автор? (К. Д. Ушинский.)

(Слайд 18) Прочитайте ключевые слова, записанные на слайде: Отечество, отцы, Родина, матушка-Россия, государство, язык.

- Сделайте предположение, о малой или о большой родине будет этот текст. (О нашей общей родине, отечестве, о России.)

б) Чтение текста с комментариями.

1 предложение. Как ласково назвал автор нашу Родину? (Матушка.)

2 предложение. Почему Родина по-другому называется Отечество? (Вывод: «отцы» и «Отечество» – однокоренные слова.)

3 предложение. Найдите в тексте однокоренные слова к слову Родина. (Родились, родные.)

- Определите корень. (Корень -род-.)

4 предложение. Найдите и прочитайте пословицу. (Одна у человека родная мать – одна у него и Родина.)

- Это главная мысль.

- Что нового узнали вы из текста?

- У каждого из вас есть любимые слова. Но есть одно слово, самое дорогое, самое важное для всех людей. Это слово – Родина.

Зрительная и двигательная физкультурная минутка.

- К нашей беседе присоединилась буква д. (Слайд 20)

- С какой буквой будем работать дальше? Почему?

- Что уже знаете? (Обозначает согласные, звонкие, твёрдый и мягкий звуки.)

- Что хотите ещё узнать? (Её происхождение, на что похожа, написание, соединение с другими буквами, для чего служит.)

(Слайд 21) Заглавная буква состоит из треугольника, что означает святую русскую мощь, и двух ножек по краям, которые соединяют с матерью землёй. Впоследствии треугольник был заменён на трапецию, что заметно увеличило её мощь.

(Слайд 22) Первые жилища людей были: шалаши, юрты, вигвамы.

(Слайд 23) Красота и величие этой буквы неоднократно отмечались художниками и архитекторами. Здания построенные в форме Д оказываются особенно крепкими, а живущим в них людям постоянно сопутствует удача. По-видимому, даже слово дворец происходит от названия этой буквы. Д, используется даже при дизайне мебели. Кресла и диваны, сделанные по образу этой буквы, оказываются особенно комфортными, а силы человека, сидящего в них, восстанавливаются необычайно быстро. Древним египтянам так понравилась красота этой буквы, что они построили пирамиды именно этой формы. Новый летательный аппарат, основанный, на следующем принципе: перед полётом, так называемые, «ножки» поджимаются, связь с Силой Земли утрачивается, остаётся только Энергия Неба, и ракета взлетает. Для приземления «ножки» опускают, и земля притягивает ракету.

  • Знакомство с заглавной буквой «Д». (Слайд 24)

Дмитрий Донской (1350-1389), великий князь московский (с 1359 г.) и владимирский (с 1362 г.), сын Ивана II. При нем в 1367 г. построен белокаменный кремль в Москве. Возглавил вооруженную борьбу русского народа против монголо-татар; руководил их разгромом в битве на р. Вожа (1378). В Куликовской битве 1380 г. (верховья Дона) проявил выдающийся полководческий талант, за что был прозван Донским. Что знаете о нём?

- Сейчас он научит вас писать правильно и красиво первую букву своего прославленного имени. (Показ учителем на доске и объяснение написания.)

- Начинаем писать букву сверху так, как пишется первый элемент в букве «Г», внизу пишем петлю, касаемся строки, закругляем вверх.

  • Работа в Прописи.

Письмо буквы «Д».

- Обведите элементы и букву «Д».

- Прочитайте слог. (Ди.)

- Какое соединение? (Верхнее.)

- А у сочетаний Дл, До? (Нижнее.)

- Обведите до конца строки.

- Какие еще буквы будут иметь верхнее соединение с буквой «Д»? (Ду, Ды, Дш, Дт, Дп.)

- Запишите.

  • Работа по карточкам.
Даша
Дима
Диана
Денис
Дмитрий
  Дон
Днепр
Даугава
Двина
Днестр
  Дивногорск
Донецк
Дмитров
Дочка
  Дымок
Дружок
Дик
  1. Дружат дети всей Земли.
  2. Дина живёт на площади Дружбы.

- Прочитайте слова, написанные с большой буквы «Д».

- Почему они написаны с большой буквы? (Это имена собственные.)

- Подчеркните заглавную букву.

(Дети читают стихи.)

Большая буква.

1. Буква обычная выросла вдруг,
выросла выше букв-подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги -
но почему? За какие заслуги?

2. Буква расти не сама захотела
Букве поручено важное дело.

3. Ставится в слово не зря и не просто
буква такого высокого роста!
Ставится буква у строчки в начале -
чтобы начало все замечали.

4. Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.

5. Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города!
Буква большая – совсем не пустяк:
в букве большой – уважения знак!

IV. Закрепление и обобщение.

- Работа в парах. (Слайд 25)

- Составьте пословицы. (Слайд 26)

Родина краше солнца,
Родина – мать,
Нет в мире краше
Для Родины своей
  дороже золота.
умей за неё постоять.
Родины нашей.
ни сил, ни жизни не жалей.

- Объясните смысл пословиц.

- Какой город называют сердцем нашей Родины? (Москву.)

- Почему? (Это столица нашей страны. Там живет и работает наше правительство.)

- Что считать родиной – родной город или Россию? (И то, и другое, это большая и малая Родина.)

V. Итог урока.

- Наше путешествие подходит к концу.

- Чему мы научились? (Слайд 27)

- Дома (по желанию) нарисуйте иллюстрацию на тему «Родной край», подберите пословицы о Родине.