Цель: закреплять представление детей о зимних явлениях и приметах, используя элементы русского фольклора.
Задачи:
- развивать экологические знания детей, через интересные, познавательные сведения о природе;
- формировать интерес к зимним развлечениям, народным песням и играм;
- продолжать воспитывать детей на лучших традициях народного творчества;
- обогащать лексику детей;
- приучать выслушивать ответы товарищей, развивать память, внимание мышление, речь.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Вот и закончилась осень. Собран урожай. Давайте вспомним, как же мы трудились?
1 ребенок:
Осень – тетушка,
Тяжела работушка,
Все покосы, нивушка
Болят наши спинушки.
Во-полях снопы вязали,
Надломили спинушки.
2 ребенок:
Уродилась пшеничка, горох, чечевичка,
на поле – снопы, на столе – блины и пироги!
Воспитатель: Ну, если вспомнили про пироги и блины, давайте, и мы с вами сегодня научимся заводить тесто на блины.
(Дети моют руки и под руководством воспитателя заводят тесто на блины под фонограмму песни «Ой блины, блины, ой блиночки мои».)
Воспитатель: Ребята давайте готовое тесто отдадим нашим поварам, и они нам напекут блинов. А пока пекутся, наши блины вспомним, какое сейчас время года?
- Как вы узнали, что пришла зима?
Дети: Холодно, замерзает река, дни короче...
Воспитатель: А какая бывает зима?
Дети: Морозная, снежная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студеная.
Воспитатель: А так, как дни короткие, а вечера длинные в старые времена наши бабушки и дедушки вечерами устраивали посиделки или вечорки. Потому что не было телевизоров, и они себя развлекали. Собирались у кого-нибудь дома. Девушки пряли, вязали, а юноши им пели песни, танцевали, рассказывали сказки.
Ребята, давайте устроим себе посиделки и встретим зиму. Но для этого мы должны очутиться в те далекие времена, а поможет нам русская песня-хоровод «Мы шагаем по сугробам».
(Пока дети водят хоровод ставим лавки, разворачиваем дом с печью. воспитатель за ширмой переодевается в костюм Зимы. Дети подходят к «горнице», их встречает Зима.)
Дети (исполняют « Здравницу»):
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица – душа,
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, матушка-зима (поклон).
Зима: Здравствуйте ребята, проходите в горницу, присаживайтесь на лавки. Я очень вас ждала. За год вы повзрослели, узнали много нового. Сможете отгадать загадку?
Если снег идет,
Метель метет,
На дворе мороз кусачий-
Что это значит?
Дети: Зима пришла, вот что это значит.
(Дети исполняют русскую народную песню «Зимушка-зима».)
Зима: Какие молодцы. Ребята, а что я приношу с собой?
Дети: Метель, вьюгу, бурю, буран, гололедицу, снег.
Зима: А какой бывает снег?
Дети: Мягкий, пушистый, рыхлый, блестящий, сверкающий, хлопьями, крупой...
Зима: Ребята, кто знает загадки, пословицы, поговорки о зимних явлениях природы?
- Бел, а не сахар, ног нет, а идет. (Снег.)
- Белая скатерть все поле укрыла. (Снег.)
- Летает на воле, да не птица? (Пурга.)
Снег глубок и хлеб хорош.
Повсюду снег, на речках – лед,
А на дорожках – гололед.
- Гуляет в поле, да не конь.
- А еще говорят: «Мороз велик – стоять не велит». И мы стоять не будем. Снегу то насыпало. Идем во дворы играть. Снежками друг в друга кидать.
Игра «Метелица».
Зима: Устали, присаживайтесь на лавки возле печи. А что еще делают ребята во дворах?
(Лепят «снежную бабу», катаются на санках, снегоходах, строят снежные городки.)
Зима: А кто вспомнит, какой я веселый праздник приношу для вас?
Дети: Новый год!
Зима: А чем мы украшаем елочку?
- Ребята, я хочу вас попросить мне помочь, приготовить украшение для елочки. А будем мы делать бусы и рисовать снежинки. Для этого мы разделимся, у меня в одной руке бусинка, в другой – снежинка. Кто угадает, что в руке, тем и будет заниматься.
(Коррекционная работа, под фонограмму песни «У леса, на опушке».)
1 подгруппа – дети нанизывают на леску бусинки.
2 подгруппа – рисую снежинку по точкам.
Зима: Ребята, подошло мое время попрощаться с вами. Пора мне приступать к своим обязанностям. А с вами я буду ещё 3 месяца. Но вы должны очутиться дома, для этого вам необходимо закрыть глаза и нарисовать в воздухе рукой снежинку или елочку.
(Коррекционная работа на координацию движения.)
(Звучит музыка. Зима уходит, выходит воспитатель с блинами.)
Воспитатель: Пока ребята Вы путешествовали, повара напекли нам блинов. Так что сейчас мы будем пить чай, но непростой, лечебный.
Вы должны попробовать чай, и сказать из каких трав он заварен.
(Дети пробуют и называют.)
Воспитатель: На этом наше занятие закончилось и мы приглашаем всех гостей на чаепитие.