Цели:
- показать необходимость реформы армии, ее трудности;
- воспитание патриотизма и гражданственности;
- социализация личности;
- развивать умение анализировать факты, обобщать их, формулировать выводы;
- формировать умение работать с текстом, использовать дополнительную литературу как источник новых знаний.
Эпиграф:
"В любви к Отечеству мы
Не уступаем ни одному
Ни одному народу и
Доказали это не раз перед
Целым светом" .
К. Д. Ушинский.
Ход урока
1. Сегодня наш разговор мы начнем со слов К.Д. Ушинского. Обратите внимание на наш эпиграф. Прочитайте его внимательно и подумайте: о чем он говорит и какова будет тема нашего урока?
Учащиеся: из эпиграфа выводят тему урока.
Учитель: записываем тему урока: "Какая армия нам нужна".
2. Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока и ответим на вопросы:
- Какие чувства вызывают у вас чувства слова Ушинского?
- Согласны ли вы с ними?
- Подтвердите примерами из истории России мысль великого педагога.
3. Мы с вами уже изучили определенный период нашей истории, касались и вопроса формирования вооруженных сил.
Я попросила проанализировать, обобщить изученные исторические факты и напомнить нам как шло формирование вооруженных сил нашей страны (опережающее задание). По ходу сообщения мы составим опорный конспект и назовем его "Из истории вооруженных сил".
Учитель: Мы уже встречались с темой, которая касается армии.
4. Вопрос классу: - Вспомните, как она называется?
(Тема: Для чего нужна армия?)
- Так для чего же нужна армия?
(Для защиты свободы и независимости своего народа).
- Вспомните, когда нашей армии приходилось защищать свободу и независимость нашей армии? (В. О. В. )
Посмотрите, как часто мы вспоминаем об этих событиях, насколько они важны в нашей жизни. Какую важную роль здесь играет личность? Те люди, которые отстояли независимость нашей Родины. Какой же должна быть армия сегодня, чтобы защищать свой народ?
5. Озвучивание целей: Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос, какой же должна быть современная армия?
Вы ещё не можете, в силу своего возраста, не большого жизненного опыта полностью оценить ту ситуацию, которая сложилась сегодня в армии, но всё же попытаемся разобраться в некоторых вопросах.
Например: что такое всеобщая воинская обязанность, профессиональная армия, какие проблемы существуют в современной армии.
6. Некоторые уч-ся получили задание провести социологический опрос среди уч-ся, учителей гимназии, родителей и задать им вопрос: "Какой должна быть современная российская армия: профессиональной или сформированной на основе всеобщей воинской обязанности?"
- анализ соц. опроса
- вывод
- 5% - на основе всеобщей воинской обязанности.
- 95% - профессиональная армия
7. Современный мир развивается и изменяется очень быстро. Изменяется ситуация и внутри государства. Иногда это проводит к необходимости реформировать то или иную сферу общества. Появилась необходимость реформировать и армию.
Вопросы уч-ся: Какие проблемы существуют в современной армии? Может быть, вы, опираясь на свои знания, попытаетесь назвать эти проблемы?
Так же у некоторых ребят есть родители военные. Я просила поговорить с ними и обсудить этот вопрос. Одна из проблем, как вы отметили, - "дедовщина". Многие связывают это с существованием "всеобщей воинской обязанности" (Запись понятия в тетрадь) т. е. каждый гражданин страны - мужчина обязан отслужить положенный срок. Одни считают, что так и должно быть - армия из юноши делает мужчину. А другие считают: Человек должен иметь право выбора - служить или не служить.
Вспомните результаты социологического вопроса. Специалисты считают, что нужна заинтересованность солдата в армейской службе. Эта заинтересованность проявляется, когда служба в армии становится профессиональной. Что же такое профессиональная армия? (Запись понятия в тетрадь).
Её суть в следующем: в армии служат только те, кто хочет. За службу они получают приличную зарплату. Т. е появляется солдатская профессия. Вспомните результаты социологического опроса.
8. Несмотря на то какой будет армия, профессиональная или нет, те, кто будет служить в армии, должны готовиться к этой службе.
Что мешает, а что помогает службе в армии? Давайте подумаем над этим вопросом.
Учитель: Скажите, как вы уже сейчас, учась в школе, можете начинать готовиться к службе в армии?
Вывод: делают уч-ся.
9. Уч-ль: Если армия становится профессиональной, то возникает вопрос: сколько стоит такая армия? В стоимость армии нужно включить не только зарплату, которую государство будет платить профессионалам, но, наверное, надо учесть, те изменения, которые произойдут в отношении солдата-профессионала к своей службе (к работе).
- Какие изменения могут произойти?
- Как изменится боеготовность и боеспособность такой армии?
Прежде, чем ответить на этот вопрос, давайте вспомним, что такое боеготовность и боеспособность армии?
Вывод по уроку: Подведем итог, еще раз обратимся к эпиграфу и ответим на вопрос: Какая армия нам нужна?
10. Д/З. Ответить на вопрос: У армии перед государством много обязанностей. А какие обязанности у государства перед армией?
11. В оставшееся время - работа с текстом. Прочитайте рассказ "Дедовщина у казаков". Ответьте на вопросы:
- Почему Крючков получил не писаное право "гонять молодых"? Укажите не менее трех причин.
- Почему вахмистры и офицеры поощряли "дедовщину"? Укажите не менее двух причин.
12. Проверка выполненного задания.
13. Выставление отметок за урок.