Проблема развития письменной речи учащихся, работа над сочинением имеет исключительное значение, так как задания части С Единого государственного экзамена и по русскому языку, и по литературе - это задания открытого типа, требующие развернутого ответа в форме сочинения - рассуждения на основе предложенного текста. Задание части С проверяет прежде всего сформированность у учащихся коммуникативной компетентности, необходимой для понимания чужих и создания собственных высказываний. В процессе подготовки к итоговой аттестации у учащихся должны сформироваться следующие составляющие коммуникативной компетентности:
1. опыт восприятия и понимания информации, содержащейся в тексте, базирующейся на умении
- анализировать содержание читаемого текста;
- формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать;
- аргументировано доказывать собственное мнение;
- ставить коммуникативные цели и достигать их через содержание текста сочинения;
- структурировать собственный текст и композиционно правильно оформлять письменную работу;
2. опыт использования в речи вариативных грамматических конструкций и лексического богатства языка, а также опыт использования изобразительно-выразительных средств;
3. опыт оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.
Для успешного решения этих задач, как показывает практика, надо уметь работать с текстом, уметь понимать информацию, заложенную в нем, четко, ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою позицию. В школьной практике используется более сорока видов письменных работ, в том числе и сочинение-эссе. Эссе как жанр школьного сочинения, согласно современным жанровым подходам, относят к сочинениям "предполагающим определенную интерпретацию исходного текста" или "текстам, в которых концепция автора в отношении исходного текста дается в оригинальной форме" (Т.А.Ладыженская) и виду творческой работы, рассчитанному на авторскую индивидуальность ученика (Ю.А.Озеров), а В.Н.Мещерякова называет их авторскими текстами.
И не случайно в современных условиях гуманизации и гуманитаризации образования, поиска личностно-ориентированных подходов в обучении возрастает интерес к этому жанру.
Эссе соединяет в рамках одного текста разные типы и стили речи, позволяет познакомить с целым комплексом близких жанров, тем самым осуществляется совершенствование коммуникативной и речевой культуры.
Эссе все шире входит в школьную практику как один из видов сочинения не только в области русского языка и литературы, но и в обществоведческих дисциплинах, иностранных языках, истории, географии.
Представляю разработку фрагментов занятия элективного курса по теме "Подготовка к сочинению в жанре эссе" по тексту В.Тендрякова "Люди и нелюди"
Жизнь человека - величайшая ценность.
Кем бы ни был этот человек, какой бы образ жизни он не вел.
Согласны ли вы с этим?
Дискуссия.
Подготовленный ученик читает заметку из "Московского комсомольца".
Крик души.
Жизнь ценна?! Оглянитесь вокруг- где вы видите, что жизнь ценится7 всюду насилие, кровь, беззаконие. Вы сейчас мне приведете слова Чернышевского: "прекрасное есть жизнь", Островского: "Самое дорогое у человека- это жизнь". А где это прекрасное? где это дорогое?...
Совсем недавно в нашем подъезде в четыре утра- темно, мороз- молодой человек, исколотый, накачанный наркотиками, полуголый, бессознательно ломился во все двери. И, не получив желаемого, остался в холодном подъезде на площадке третьего этажа умирать: Утром, когда первые жильцы пошли на работу, кто-то вызвал "скорую". Но: было поздно- он умер. Если жизнь ценна, то почему он. 16-17-летний человек, не ценит ее, а растрачивает ее?
Я понимаю, когда на войне, перед лицом вынужденной смерти хочется жить, так хочется жить! А почему сейчас так просто и нелепо расточаем ее, не умеем ценить? Жалеем убитого воробья, задавленную машиной кошку, плачем над прочитанной книгой, не можем уснуть после просмотренного фильма, а жизнь не ценим. Почему??!
Может, не знаем, в чем ее ценность? А ведь душа болит, болит за наше поколение:
Что сподвигло молодого человека написать такое письмо?
Автор хочет, чтобы люди задумались о ценности человеческой жизни.
Любить все человечество легко, но любить соседа-дебошира не всегда получается. Абстрактно добрым быть легко, но очень сложно любить конкретного человека.
Письмо в газету, которое вы сейчас слышали, написано в жанре эссе. У этого жанра есть свои особенности, которые надо учитывать при написании работы.
В прошлом году мы с вами письменно высказывали свое отношение к введению в гимназии школьной формы. Ваши высказывания, ваше отношение к этой проблеме и есть эссе. В сентябре мы писали "Послание себе, живущему в мае" - эта работа была выполнена тоже в жанре эссе.
Попробуйте назвать особенности этого жанра?
Ответы.
Найдите в словарях определение этого жанра (предложены различные словари )
Точного определения нет ни в одном словаре. У вас на столах листы с определениями из различных словарей, прочтите, выберите главное и запишите в тетрадь ваше определение, подчеркните в нем ключевые слова.
На доске составляем определение(коллективно).
Доска.
- свободная композиция
- изображение раздумий, впечатлений, ассоциаций
- эмоциональность! (обязательные условия жанра)
- образность
- афористичность
- небольшой объем
- смешение разных стилей речи
- необычное начало
Дома я просила вас вспомнить или нарисовать то место, где вам особенно уютно, хорошо, где вы счастливы.
На листе вы изобразили свои любимые предметы. Опишите это место, эти предметы, их особенности в жанре эссе. Учтите все перечисленные вами особенности этого жанра.
5-7 мин. выполняют работу. Чтение, отклики.
Вам предложено было поработать с текстом В.Тендрякова ( отпечатан, получили на предыдущем уроке) Текст без названия .Как бы вы озаглавили текст? О чем он?
Кто я? Что такое масса? Почему так живуча грубость в обществе?
Краткий пересказ. Класс дает рецензию (краткий ли это пересказ, верно ли определена тема, проблема текста).
С помощью каких выразительных средств автор изображает голодное время? Очередь живое существо - голова, хвост. Метафоры.
В очереди стоят ватники, шинели, брезент, плащи. Синекдоха.
Части тела по отдельности.
Очередь - символ общества, России того времени. Она не имеет своего мнения.
Назовите эпитет, при помощи которых автор изображает очередь.
Кого жаль в этом произведении.
Старушку. Против нее все ополчились.
На что обращает внимание автор, почему?.
Глаза- зеркало души.
В очереди есть участник войны. Почему его не жалко?
Он не разобрался в ситуации. Осуждает ее.
Какая деталь повторяется? Почему?
Золотой зуб, кубанка. Победа материального над духовным.
Обращаемся к тексту с того момента, когда подошла женщина. Что она услышала?
"Лагерная шалава"
Увидели, что милиционер привел, сразу замолчали, потом "ели спину", парень "плюнул в сердцах".
Какое чувство толпа испытывает к женщине?
Неприязнь, ненависть. Презрение. А когда узнали, что она больная, то жалость, сочувствие.
Как называется эта фигура?
Еще какие фигуры использует автор?
Градация: Нарастание " шалава:плюнул".
Тендряков назвал свое произведение (Скотчем креплю к доске слова , написанные большими буквами: Люди и нелюди. Почему?
Что должно случиться , чтобы нелюди стали людьми? От чего это зависит?
Все зависит от самого человека и от того общества, в котором он находится.
Можно ли утверждать, что данный текст- эссе? Докажите.
Образность, эмоциональность, смешение различных стилей речи ( жаргонизмы), необычное начало, афористичность - все присущие данному типу текста признаки находим в данном произведении.
Найдите афоризмы в тексте.
Как вы можете доказать, что текст эмоционален?
Используются предложения с многоточиями и другое.
Есть ли надежда, что нелюди все-таки станут людьми. Вспомните "Чучело" Железнякова. В финале произведения ребята на доске написали "Чучело, прости нас!". Читатель надеется, что перерождение началось.
Я заранее попросила Иру написать об этой повести свои впечатления.
Ученица зачитывает работу.
Что соответствует в работе Иры жанру эссе? Что бы вы добавили?
Послушайте песни о Беслане (учащиеся подобрали три песни)
Попробуйте написать вступление к сочинению по теме "Трагедия Беслана".
Тех, кто убивал детей никогда нельзя будет назвать людьми, только нелюди.
Где найти ту кнопку, тот рычаг, чтобы на земле остались только люди? ( С доски убирается слово нелюди).
Найдите в тексте предложение, которое запомнится на всю жизнь, которое поможет и вам, и другим стать людьми.
Я бы хотела, чтобы вы не только научились писать эссе, но и стали добрее, милосерднее, чтобы на земле стало больше людей еще на один класс.