Открываем новый секрет имен существительных. Знакомство с тремя склонениями имен существительных

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

Учащиеся должны:

  • получить представление о трёх типах склонения имён существительных;
  • учить распознаванию склонений существительных;
  • уметь формулировать учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы, делать выводы на основе наблюдений;
  • формировать навыки грамотного письма; развивать речь учащихся;
  • воспитывать навыки самоконтроля, взаимоконтроля и взаимовыручку.

Тип урока: введение нового знания.

Оборудование: учебник русского языка под ред. М.С.Соловейчик, инсценированные костюмы, карточки для работы в парах, таблица-опора склонений имён существительных, карточки весёлых и грустных человечков, индивидуальные карточки учащихся для оценки работы, мультимедийный проектор, презентация, магнитофон, пленка с записью пения птиц, жужжание пчёл.

Ход урока

1. Организационный момент.

Презентация.

У.

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Все за парты сели дружно,
А теперь учиться нужно. Слайд № 1

- Урок русского языка

- С каким настроением начинается урок?

/Дети поднимают карточки с грустными и весёлыми человечками./

- Замечательно! Хорошее настроение, взаимовыручка, желание активно и внимательно работать помогут нам сделать новые открытия. Желаю Вам успехов!

Слайд №2

2. По образцу проверьте домашнюю работу. Слайд №3

а) Учитель организует самопроверку домашнего задания по образцу (дома было задано просклонять существительные кот и лиса)

3. Актуализация знаний

(Инсценировка отрывка из пьесы М.Ф. Фонвизина "Недоросль").

Госпожа Простакова хочет показать, как умен ее сын Митрофанушка. Митрофан говорит, что он выучен грамматике. На вопрос, что он знает из грамматики, отвечает: "Много. Существительна да прилагательна."

  • Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
  • - Дверь? Котора дверь?
  • - Вот эта.
  • - Эта? Прилагательна.
  • - Почему же?

- Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит не повешена: так та покамест существительна.

  • Так поэтому у тебя слово "дурак" прилагательное, потому что он прилагается к глупому человеку?
  • - И ведомо. Слайд № 4

Учитель: Этот год, ребята, вы знаете, является годом семьи. Самым главным человеком в семье считается - мама. Она любит и заботится о своих детях не зависимо от того, какими бы они не были. И сейчас, ребята, нам предстоит с вами доказать г-же Простаковой и её сыну из пьесы М.Ф.Фонвизина "Недоросль" в чём они были неправы.

Работа в парах. (5 пар, первый ряд). Карточки с заданием.

- Определить падеж выделенных имён существительных.

  • 1 карточка. Семья - это милый и ласковый дом.
  • 2 карточка. Семья сильна, когда над ней крыша одна.
  • 3 карточка. Самой ласковой, заботливой и неповторимой в семье является мама, у которой мы всегда в долгу.
  • 4 карточка. Зажжённая свеча любви передавалась от семьи к семье.
  • 5 карточка. В семье мы учимся любви, заботе и уважению.

б) Блиц-опрос

У. - Ребята, а как вы ответите на вопрос, что такое существительное?

У. - Как изменяются имена существительные?

У. - В форме какого падежа выступают имена существительные, являясь подлежащим?

У. - Что значит просклонять имена существительные?

У. - Молодцы , ребята. Оцените свою работу на индивидуальных карточках

У. - Сейчас послушаем, как справились ребята в парах.

в) Проверка задания в парах.

4.) Постановка учебной задачи

У.- Семья - самое главное в жизни для каждого из нас. Семья - это близкие и родные люди, те кого мы любим, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Сегодня мы много будем говорить о семье.

У. - Просклоняйте имена существительные, определите род и выделите окончания

И.п.

сестра

а

папа

а

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

У. - Сравни окончания этих существительных. Что общего у них? Чем отличаются?

- Какой можно сделать вывод? Слайд № 6

Д. - Существительные м.р. и ж.р., которые в начальной форме имеют окончания - а, - я, имеют одни и те же окончания в одинаковых падежах.

И.п.

брат

-

добро

о

сердце е
Р.п.            
Д.п.            
В.п.            
Т.п.            
П.п.            

У. - Просклоняйте имена существительные, определите род и выделите окончания.

У. - Сравните окончания этих существительных. Что общего у них? Чем отличаются? Слайд №8

У.- Какой можно сделать вывод?

Д.- Существительные ср.р. с окончаниями - о, -е и м.р. с нулевым окончанием в начальной форме имеют одни и те же окончания в одинаковых падежах.

У. - Просклоняй имена существительные, оставляя "окошки" на месте окончаний. Слайд №9

И.п

дочь

-

Р.п.    
Д.п.    
В.п.    
Т.п.    
П.п.    

У. - Почему на месте окончаний вы оставили "окошки"?

Д. - Эту орфографическую задачу мы не проходили. Окончание безударное. -

У. - Проверьте по образцу Слайд №10

У. - Какой сделаем вывод?

Д. - Существительные ж.р. с нулевым окончанием в начальной форме склоняются не так как остальные существительные

3. Постановка учебной задачи

У. - Каждая семья, ребята, это как маленький муравейник, где у каждого есть своя работа, своя задача. А так как мы с вами одна дружная семья . Слайд № 11

У. - Какие задачи мы будем ставить на уроке?

Д.

1. - Сколько всего в русском языке групп имён существительных, у которых однотипные окончания при склонении ?

2. - По какой форме имени существительного узнают его склонение?

3. - По каким признакам слова?

4. "Открытие" учащимися нового знания.

У. - Какие есть предположения?

Д. - У нас получилось три группы имён существительных, у которых однотипные окончания в начальной форме. В первую группу можно отнести им.сущ. ж.р.и м.р с окончанием -а, -я, во вторую - м.р. с нулевым окончанием и ср.р., в третью - ж.р. с нулевым окончанием.

У. - Как нам проверить наши предположения?

Д. - Сравним наши выводы с выводами авторов учебника.

1) Чтение правила по учебнику с. 79

У.- Разделите текст на части. О чем говорится в каждой части?

Поработайте в паре.

У.- Посмотрите на схему. Что вы заметили? Слайд № 12

Д. - Что есть, ошибка в схеме и нет примеров слов.

У. -Найдите ошибки и запишите примеры в тетрадь на тему "Семья"

склонения

род

окончания

примеры

1-е скл.

ср.р

ж.р.

бабушка

дядя

2-е скл.

м.р

м.р

-о, -е

брат

добро

сердце

3-е скл.

ж.р

дочь

мать

5. Физкультминутка

Слайд №13

Комплекс утренней зарядки для глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

У.

А теперь для вас задача,
Пусть не покинет вас удача!

У.- Поставьте карточки в нужной последовательности.

(На доске прикреплены карточки на одной и на другой стороне)

/ окончание/ ед. число/ Им.п./ род/ склонение/

(Двое учащихся работают у доски, остальные в тетради)

/Им. п./ ед. число/род/ окончание/ склонение/

У. - Какой же будет алгоритм действий при определении склонения имён существительных?

7. Закрепление полученных знаний

У. - Ребята, вы любите смотреть разные интеллектуальные игры,

"Самый умный", "Большие буквы"? Сейчас мы поиграем в игру "Родители и дети".

(Вопрос задаёт мама Смакаева Дамира)

Мама: - Когда Дамир был маленький я пела ему колыбельные песни. Вот одна из них.

- Не шумит в реке камыш, - 2-е скл.
Не шуршит под полом (мышь). 3-е скл.
В этот час такая (тишь). - 3-е скл.
Только слышно: "Спи, (малыш)!" - 2-е скл

- Назовите им.сущ. 2-го и 3 -го скл

8. Запись пословиц в тетрадь.

Мама. - Определить склонение имён существительных в начальной форме.

(Один ученик работает у доски, остальные в тетради)

1- е скл. 1 - е скл.

- Семья в куче -не страшна туча. Слайд № 15

      3-е скл      2-е скл.

Где любовь и совет, там и горя нет.

9. Включение нового знания в систему знаний

У.- А сейчас я хотела, чтобы каждый из вас выполнил следующее задание самостоятельно.

Упражнение 184

- А сейчас: на минутку представим лето, вы вместе с родителями на лесной поляне.

Слайд № 16

(вставка музыки лесная поляна с ягодами, пение птиц, жужжание пчёл)

10. Игра " Собери слова в лукошко"

Есть для вас еще игра,
Постарайтесь, детвора,
Разгадайте-ка секрет,
Дайте правильный ответ!

Дружба
Страна
Семья

Облако
Солнце
Закат

Боль
Мысль
Грусть

У. - Собери нужнее слово в каждое лукошко по склонениям

У. - Докажи правильность ответа.

9. Рефлексия деятельности.

- Какую задачу ставили?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что на уроке у вас хорошо получалось?

- Над чем ещё надо поработать?

- Спасибо за урок

Оцените свою деятельность, кто не допустил ошибок, поставьте на полях тетради "+" кто немного сомневался - "?" -  кто допустил ошибки и ему нужно тренироваться, поставьте "-".

Домашнее задание. Повторить правило с. 79. Упр.183. Дополнить столбики именами существительными, относящихся к разным склонениям.