Предмет, класс | Информатика и ИКТ, 9 класс | ||
Тема урока, № урока по порядку № урока по теме |
Построение диаграмм и графиков в
электронных таблицах Excel. Урок №28 Урок №4 |
||
Тип урока | урок изучения нового материала | ||
Технология обучения | технология дидактических задач | ||
Цель урока | Сформировать умения наглядно представлять числовые данные в электронных таблицах Excel. | ||
Задачи урока | обучающие | развивающие | воспитательные |
Знать:
Уметь:
|
способствовать обучению школьников
умению выделять главное, ставить и решать задачи; обосновывать свои ответы, иллюстрируя их примерами; создать условия для развития логических навыков учащихся. |
способствовать формированию
коммуникативной культуры; работы в группе. |
|
Актуальность использования средств ИКТ | Активизация познавательной
деятельности учащихся. Обеспечение наглядности учебного материала |
||
Необходимые средства обучения | Компьютеры, дидактические материалы: Маршрутные листы, задания к практической работе, подсказка "Восстанови порядок", Алгоритм построения диаграммы, Оценочный лист. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы | Цель занятия | Время | Содержание деятельности | Формы деятельности обучающихся | Методы обучения | Средства обучения | Измерители | |
педагога | обучаемых | |||||||
Информация | Сообщение темы урока. Мотивирование обучающихся на активную познавательную деятельность. Восприятие и осмысление задания. Знать теоретические термины и понятия по теме, основные этапы выполнения решения задачи в электронной таблице. |
5 | Обоснование значимости
рассматриваемого материала для деятельности
обучаемого. Ознакомление с заданием. Консультирование в случае затруднений |
Получение информации по теме. Осмысление задания. Работа с информационными листами "Построение диаграмм и графиков". |
Парная | Комментарий учителя Самостоятельная работа Парная |
Тема урока (доска) Маршрутный лист Практическая работа 1 Задания к практической работе Подсказка "Восстанови порядок" |
|
Планирование | Уметь выявлять основные этапы решения задачи в электронной таблице | 5 | Консультирование в случае затруднений | Выделение основных этапов решения
задачи Отбор необходимой информации |
Парная | Самостоятельная работа Парная | Маршрутный лист Практическая работа 1 Задания к практической работе Подсказка "Восстанови порядок |
|
Принятие решения | Уметь выбрать оптимальный вариант решения задачи | 5 | Консультирование в случае затруднений | Обсуждение и выбор решения | Парная | Дискуссия | Информационные листы ПК |
План решения задачи |
Выполнение | Уметь выполнять вычисления в ЭТ, построение диаграмм с помощью Мастера диаграмм. | 20 | Консультирование в случае затруднений | Оформление решения задачи в электронной таблице | Парная | Практический | ПК | Соответствие плану |
Контроль | Уметь контролировать правильность выполнения работы | 4 | Организация взаимоконтроля, консультирование в случае затруднения | Контроль правильности решения задачи Установление соответствия решенной задачи существующему образцу |
Парная | Взаимоконтроль | Оценочный лист Образец решения задачи на ПК |
План решения задачи в и критерии оценок |
Оценка | Уметь представлять и оценивать результаты своей деятельности | 6 | Анализ и подведение итогов | Взаимооценка результатов работы в соответствии с критериями | Фронтальная | Самооценка Беседа | План, критерии оценок |
Ход урока
Информация
Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем с вами изучать возможности электронной таблицы Microsoft Excel. Предположим, перед нами стоит следующая задача: по данным таблицы "Информация о производстве товаров и их реализации в 2002/03 гг." необходимо представить данные, по которым четко было видно:
- выпуск и реализацию продукции по кварталам и годам;
- сколько всего выпушено и произведено продукции в 2002 и 2003 году.
Как здесь лучше поступить? Ведь информация, которая представлена в виде таблицы, не помогает четко проследить эту данные (предполагаемые ответы учеников). Для наглядного представления числовых данных используются такие средства как графики и диаграммы, и мы сегодня на уроке будем учиться строить диаграммы. В рамках сегодняшнего урока вы узнаете:
- Основные этапы построения диаграмм;
- Какие типы диаграмм и графиков существуют;
- Основные приемы редактирования и оформления диаграмм.
Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока (предполагаемые ответы учеников). Итак, тема урока "Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах Excel" (учащиеся в тетрадях пишут число, тему урока).
Что же такое диаграмма?
Диаграмма - это графическое представление числовых данных (записали определение в тетрадь).
Диаграммы упрощают сравнение и восприятие чисел, поэтому они весьма популярны. Диаграммы создаются по элементам - отдельным числам рабочего листа и по ряду данных - группам данных внутри столбца или строки. Существуют различные типы диаграмм.
Вам сегодня на уроке предстоит сложная задача. Вы сегодня будете самостоятельно, работая в группах, добывать информацию, выстраивать план действий, находить решения и проверять правильность выполнения задания. Готовы? Тогда давайте приступим к выполнению работы.
Посмотрите у вас на краю столов лежат Маршрутные листы (Приложение 1), положите их перед собой. Давайте посмотрим на основные этапы работы:
Открыть файл Практическая работа 1 (Приложение 2) расположенный в Мои документы / Ученики /9 класс/ Электронные таблицы / Практическая работа 1 (в нем находиться таблица "Информация о производстве товаров и их реализации в 2002/03 гг.").
Прочитать задание 1 (Приложение 3) к практической работе (на краю столов берут лист с заданием и внимательно читают).
Прочитать задание 2 (Приложение 3) к практической работе (на краю столов берут лист с заданием и внимательно читают).
С первым заданием я думаю, у вас проблем не возникнет, а вот второе задание для вас пока является невыполнимым. Поэтому здесь вам понадобится помощь. Вы можете воспользоваться подсказкой "Восстанови порядок" (Приложение 4) (на краю столов берут лист с подсказкой). Ну, если у вас ничего не получится, то можете воспользоваться конвертом, которой лежит последним на столе. В нем находиться Алгоритм построения диаграммы (Приложение 5). Конверт запечатан. Можете воспользоваться им в любую минуту. Но, помните, что, открыв конверт, ваша работа будет оценена на бал ниже. Поэтому конверт используйте в последнюю очередь. Ну и заключительный этап.
4. Ответить на вопросы:
- Какие виды диаграмм вам известны?
- Назовите основные этапы построения диаграмм.
- Что можно делать с диаграммами?
Приступайте к работе.
Планирование.
Учащиеся работают парами, сидя за одним компьютером. Выделяют основные этапы решения задачи. Отбирают необходимую информацию. Учитель консультирует в случае затруднений.
Принятие решения.
Учащиеся обсуждают этапы выполнения работы и выбирают правильные решения заданий. Учитель консультирует в случае затруднений.
Выполнение
Учащиеся оформляют решения задачи в электронной таблице. Учитель консультирует в случае затруднений.
Контроль
Контроль правильности решения задачи учащимися. Устанавливается соответствие решенной задачи существующему образцу (вычисления в таблице должны быть у всех одинаковые, а вот тип диаграмм может различаться, группе учащихся нужно выбрать наиболее удачный тип диаграммы.). Учитель разрешает учащимся открыть электронный вариант решения задачи и сверить его со своим. После проверяет сам результаты выполнения задания.
Оценка
Анализ и подведение итогов. Взаимооценка результатов работы в соответствии с критериями. Учащиеся сравнивают свою работу с соседней группой.
Вот и подошел к концу наш урок. Давайте ответим на вопросы пункта 4 Маршрутного листа. А теперь возьмем Оценочные листы (Приложение 6) и выставим себе оценки за урок. Всем ребятам большое спасибо за работу на уроке. Дома нужно повторить тему "Электронные таблицы", основные понятия, вспомнить, чему мы научились на уроках, и подготовиться к обобщающему уроку по данной теме. До свидания, ребята. Урок окончен.