Звуки [к], [к'] и буква К, к. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Введение.

"Самостоятельность головы учащихся составляет единственно прочное основание всякого плодотворного учения".
К. Д. Ушинский

Однажды известного физика Альберта Энштейна спросили: "Как делаются открытия?" Энштейн ответил: "А так все знают, что вот этого нельзя. Он и делает открытие". Конечно, это была шутка. Но, вероятно, Энштейн вкладывал в нее глубокий смысл. Ведь, чтобы "не знать" знать надо! Нужно "сомневаться", не брать на веру все, чему учили. И тогда появляется человек, которого не останавливает инерция привычных представлений. Вот он и делает открытие.

В настоящее время значение образования очень велико. Человечество оставило позади век промышленности и вступило в век информации. Но способна ли современная система образования дать ребенку знания, соответствующие требованиям экономического мира? Выполнение этой задачи очень сложно, поскольку объем информации в любой отрасли ежегодно удваивается, а в некоторых областях, таких, как медицина, экономика, биология утраивается. И высококвалифицированному учителю, и современному учебнику очень сложно и практически невозможно уследить за потоком новейших сведений.

Теперь не достаточно хорошо знать предмет, получить диплом, найти надежную работу и изредка проходить курсовую подготовку. Правила изменились: в век информации очень важно, чтобы выпускник школы был готов своевременно переучиваться, меняться и приспосабливаться к новым условиям жизнедеятельности.

Соответственно изменились и приоритеты в образовании, в новых условиях на первый план выходит личность ученика, его способность к самоопределению и самореализации.

Ситуация, сложившаяся в российском образовании, ставит задачу по смене парадигмы образования - с формирующей на развивающую. Переход к новой парадигме образования не может быть реализован без четкого и внятного ответа на вопрос: "Как учить?".

Урок XXI века - это творческий процесс учителя и ученика. Моя задача, как учителя, построить такое образовательное пространство, в котором ученику предоставляется познавательная самостоятельность и, чем выше степень познавательной активности, тем интенсивнее развиваются способности ученика. Ведь еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно, только играя самому. Точно так же познавательные, деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда дети не пассивно усваивают новые знания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Подготовка такого урока - это трудоемкий процесс. Я должна выстроить свою деятельность так, чтобы не нарушать моего положительного практического опыта, вписывая имеющиеся знания о том, что хорошо для детей, что помогает ребенку стать успешным и счастливым в будущем. А также урок должен включать в себя имеющиеся в педагогике и психологии знания об общих закономерностях эффективного развития детей.

Последовательность шагов развивающего урока (план урока):

  1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).
  2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Построение проекта выхода из затруднения.
  5. Первичное закрепление во внешней речи.
  6. Самостоятельная работа.
  7. Включение в систему знаний и повторение.
  8. Рефлексия деятельности (итог урока).

Учителю, взявшему установку на развитие у учащихся познавательных процессов, необходимо соблюдать следующие условия:

  1. Четко представлять, что он должен развивать в пределах каждого конкретного школьного курса, при изучении той или иной темы.
  2. Знать возрастные и индивидуальные особенности воспитуемых; овладеть навыками диагностики.
  3. Знать, как, какими средствами можно развивать то или иное качество. В поиск таких средств должен быть включен ученик (с подсказкой и под контролем учителя).
  4. Включать упражнения по развитию в цель любой работы на уроке.
  5. Осуществлять контроль не только знаний, умений, навыков, но и уровня развития познавательных процессов.

В этом пособии представлен урок обучения грамоте в 1 классе, разработанный в рамках традиционной программы для начальных классов (1 - 4 ). Но ученики, выполняя специальным образом подобранные задания, глубже овладевают учебным материалом и одновременно развивают память, внимание, мышление. Сами формулируют тему и цель урока, определяют виды и содержание учебной деятельности на отдельных его этапах, принимают активное участие в овладении учебным материалом.

Можно ли добиться того, чтобы ребенок стал умнее, способнее, одареннее? Конечно, если развитием умственных способностей заниматься так же регулярно, как тренируются в развитии силы, выносливости и других подобных качеств. Если ребенок постоянно тренирует свой ум, решает трудные задачи, действует активно, самостоятельно находит верные решения в нестандартных ситуациях - результат обязательно будет.

Опыт работы в этом направлении показал, что у учащихся:

- повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие, память; дети умеют "видеть", "слышать", рассуждать;

- развивается способность к переносу полученных мыслительных навыков на незнакомый материал;

- формируются начальные основы психической культуры: учащиеся самостоятельно добывают знания, испытывают потребность в учебной деятельности; дети самоорганизованны, спокойны, уверены в себе.

Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным.

И напоследок, позволю дать совет. Не стоит относиться к неверным ответам учащихся на те или иные вопросы, как к поводу усомниться в "доброкачественности" или "неполноценности" тех или иных способностей учеников.

Ни в коем случае!

Они - талантливы! Все! Об этом еще говорил знаменитый французский писатель Жан Жак Руссо.

Так что, рассматривайте неправильный ответ, как повод для анализа пути решения какой-либо задачи, причин возникновения неверного ответа и поиска иного, верного способа решения задачи.

В добрый путь!

 Литература

1. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте.- М.: Владос, 2002.

2. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. - 1 кл. - М.: Росмэн, 2002.

3. Лайло В. В. Изучение алфавита и развитие восприятия. М.: Дрофа, 2002.

4. Лайло В. В. Повышение грамотности и развитие мышления. М.: Дрофа, 2002.

5. Щадриков В. Д. Познавательные процессы и способности в обучении. М., 1990.

6. Я иду на урок в начальную школу: Чтение: Книга для учителя. - М.: "Первое сентября" , 2000.

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме " Звуки [ к ],[к ] и буква К, к"

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: лента букв, изображения животных, карточки для чтения, карточки с именами Кеша и Вася, учебник Горецкий В. Г. Русская азбука. 1 кл.- М.: Просвещение.

Цель урока. Восприятие и первичное осознание нового материала.

Задачи урока:

  • Образовательные: познакомить с новыми буквами и звуками, учить читать с изученными буквами, наблюдать за ролью формоизменения для точности высказывания мысли и связи слов в предложении, учит давать характеристику звукам, узнавать буквы.
  • Развивающие: развивать речь, внимание, мышление, память, фонематический слух.
  • Воспитательные: воспитывать интерес к чтению, прививать любовь к животным.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

а) мобилизующий этап

Учитель на доску прикрепляет 4 игрушки (зайчик, лягушка, корова, еж) (см. приложение 1).

У: Назовите хором прикрепленные игрушки в той последовательности, в которой они находятся, и постарайтесь их запомнить.

Теперь закройте глаза. Учитель делает перестановку двух игрушек, просит открыть глаза и ответить на вопросы.

- Скажите, в каком порядке игрушки стояли первоначально и в какой последовательности они находятся после перестановки?

- Какие игрушки поменяли свои места?

б) работа с лентой букв

2. Формулирование темы и цели урока.

На доске картинки: кабан, кенгуру, кот, кит (см. приложение 2).

У. Назовите предметы, изображенные на картинках.

У. Распределите прозвучавшие слова на две группы и сформулируйте тему урока.

Д. В первую группу можно отнести слова КОТ, КАБАН, потому что они начинаются со звука К. Во вторую группу можно отнести слова КЕНГУРУ, КИТ, потому что они начинаются со звука [К]. Значит тема сегодняшнего урока - "Звуки [К], [ К] и буква, которая их обозначает.

У. Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока. Используйте для этого, написанные на доске фразы.

  • Познакомиться с :..
  • Учиться отличать:.
  • Учиться читать:

Д. Цель нашего урока - познакомиться со звуками [к], [к] и буквой, которая их обозначает, учиться отличать звуки [к], [к] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв; учиться читать с новой буквой.

3. Знакомство с новыми звуками

У.Одно из животных хочет сегодня попасть к нам в класс и принять участие в нашей работе. Это домашнее животное, в названии которого один слог и три звука. Подумайте, кто это.

Д. Это КОТ, потому что это домашнее животное, в названии которого один слог и три звука.

У. назовите первый звук в этом слове.

Д. Это звук [К].

У. Произнесите первый звук в этом слове хором. (Дети произносят несколько раз звук [К])

У. Скажите, какой это звук?

Д. Этот звук согласный, потому что при его произнесении поток воздуха проходит через горло не свободно, встречая преграду. Этот звук глухой, потому что при его произнесении мы слышим шум. Этот звук твердый, потому что мы его произносим твердо. За ним следует звук [О].

У. У нашего кота есть одна проблема. Ему нравятся две клички, а какую выбрать - он не знает. Какая кличка подойдет ему сегодня на уроке: КЕША или ВАСЯ?

Д. Ему сегодня подойдет кличка КЕША, потому что в этом слове есть наш новый звук.

У. Какой это звук?

Д. Это звук [К].

У. Произнесите этот звук хором и охарактеризуйте его.

Д. Звук [к] согласный, потому что при его произнесении поток проходит через горло не свободно, встречая преграду. Этот звук глухой, потому что при его произнесении мы слышим шум. Этот звук мягкий, потому что мы произносим его мягко.

У. Сделай те вывод по первой части нашего урока.

Д. Мы сегодня познакомились со звуком [К]. Он согласный, глухой, твердый. Познакомились со звуком [К]. Он согласный, глухой, мягкий.

4. Физкультминутка

У. Во время физкультминутки мы узнаем места, где любит бывать наш КЕША. Скажите, по какому признаку мы можем их определить?

Д. мы сможем их определить по наличию в названии этих мест звуков к и к.

У. Если услышите слово со звуком [к] или [к], то поднимаете руки вверх и подтягиваетесь, как Кеша. Если в слове нет звуков [к] и [к], то наклоняетесь вперед, опуская руки вниз.

Крыша, озеро, лавочка, бассейн, кресло, ручей, печка, сугроб, коврик, самолет.

5. Знакомство с буквой К

У. Котик очень хочет увидеть букву, с которой начинается его имя. Найдите ее в кассе и покажите коту. (Дети показывают букву К.)

- Встаньте и изобразите букву К.

- В какой квадратик мы поместим букву К на ленте букв?

Д. Мы поместим букву К в синий квадратик, потому что она согласная.

У. Котик говорит, что букву К он хорошо запомнил, но читать еще не научился. С чего начнем учиться читать?

Д. Лучше начать с чтения слогов.

6. Чтение слогов и слов с новой буквой

На доске слоги:

КА КАП КПА ПКА
КИ КОС КСО СКО
КО КУН КНУ НКУ
КУ КЫТ КТЫ ТКЫ
КЫ КИЛ КЛИ ЛКИ

(см. приложение 3).

У. Котику очень понравилось это упражнение, но он слегка проголодался. Подумайте, чем его сегодня можно угостить?

НА доске написаны слова:

СУП ТВОРОЖОК
КАША МОЛОКО
КОЛБАСА СМЕТАНКА
РЫБА КОТЛЕТА

Д. Его можно угостить теми продуктами, в названии которых есть наша новая буква.

У. Прочитайте названия продуктов, в которых есть буква К. (Дети читают.)

У. Измените слова, в которых нет буквы К, таким образом, чтобы продукты, которые они называют, на уроке сегодня пригодились.

Д. Не суп, а супчик.

Не рыба, а рыбка.

У. Кеша любит не только читать, но и слушать, когда читают. Прочитайте самостоятельно, напечатанный текст у вас в карточке. Подумайте, о ком он, и сосчитайте слова с новой буквой.

Родина кошек - Африка. Они любят тепло. Кошки - полезные животные. Они хорошо влияют на здоровье людей (см. приложение 4).

У. О ком этот текст?

Д. Этот текст о кошках.

У. Сколько в нем слов с буквой К?

Д. В нем три слова с буквой К.

У. Кто прочитает нашему коту текст вслух? (Ученики по желанию читают вслух.)

- Как вы понимаете два последних предложения? (Дети размышляют.)

- Как надо относиться к кошкам?

У. Перед вами карточка - загадка. Соединив буквы в алфавитном порядке вы увидите героя сегодняшнего урока (дети могут делать это задание с опорой на алфавит). Обратите внимание есть ли среди этих букв, буква которую мы изучили сегодня, обведите ее карандашом (см. приложение 5).

- Каким цветом обведете? Почему?

У. А теперь послушаем Аню. Она нам расскажет о том, какой кошке поклонялись древние индейцы. (Ученица заранее подготовила сообщение)

Речь пойдет о ягуаре. Много веков назад в Перу, Центральной Америке и Мексике этой кошке поклонялись как богу. Древние инкские - художники создали каменных идолов - богов в виде полулюдей - полуягуаров. Ягуар - самый крупный, самый могучий и вызывающий страх представитель семейства кошачьих. Название " ягуар" произошло от древних индейских языков и означало " убийца, справляющийся с жертвой одним прыжком." Он достигает длины более 2 метров, а весит от 110 - 180 килограммов. Ягуар великолепно плавает, прекрасно лазает по деревьям и преследует жертву с одинаковым успехом, как в воде, так и на дереве.

Работа с учебником на с. 53

1) Чтение диалога. (Закрепление знаний о диалоге)

- Давайте расставим ударение над словами. (Дети выполняют задание.)

- Обратите внимание: КОСИТ (человек) - КОСИТ (заяц).

- О какой косе идет речь в диалоге?

2) Ребусы - с. 54: Косы - осы, сук - сок.

Итог урока

У. С какими звуками и буквой мы сегодня познакомились?

Д. Мы сегодня познакомились со звуками [ К ], [К] и буквой К.

У. Охарактеризуйте звуки [ К] и [ К].

У. Скажите, какое домашнее животное, кроме кота Кеши, могло прийти к нам сегодня на урок. Обоснуйте свой ответ.

Д. К нам на урок могла бы прийти собака. В этом слове есть звук [ к]. Это домашнее животное.

У. Как бы вы ее назвали?

Д. Например, Тузик. В этом слове есть звук [ к ]

У. Вспомните начало урока, в названии каких животных встречаются изученные звуки?

Д. Звук [К] встречается в названии животных лягушка, корова.

У. Что из нового материала запомнили легко, а что вызвало затруднение?

 Методические рекомендации к уроку.

Обучение грамоте - очень важный начальный период овладения младшими школьниками русским языком. От глубины приобретенных знаний и прочности, сформированных на этом этапе, умений и навыков в существенной степени зависит успех дальнейшей учебно-воспитательной работы в этом направлении.

Это урок начинаю с мобилизующего этапа. Для того , чтобы в самом начале урока обеспечить высокий уровень вовлеченности ученика в учебную деятельность и развитие его важнейших интеллектуальных качеств. Данное упражнение направлено на развитие наглядно - действенного мышления и одновременно на развитие внимания, памяти, наблюдательности, а так же совершенствует речевые возможности ученика. Упражнения такого рода рассчитаны на 2 - 3 минуты ежеурочного применения. Постепенно учитель может увеличивать количество игрушек и перестановок.

На втором, важном этапе урока учащиеся формулируют тему и цели урока. Тему даю не в готовом виде, а организую коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей ситуации. Затем, чтобы на основе глубокой и активной речемыслительной деятельности смогли самостоятельно, с той или иной степенью точности, предвосхитить и сформулировать предназначенную для изучения тему. Таким образом, у учащихся создается внутренняя установка и самоустановка на достижение цели, которая обеспечивает готовность к усвоению знаний. Предопределение школьниками содержания своей деятельности активизирует внимание, мышление, память и соответственно развивает их. Первоначально формулирование цели урока осуществляю коллективно с использованием опорных слов ( познакомиться с:, учиться отличать: и т. д.) означающих начало данных фраз. Постепенно необходимо переходить к самостоятельному формулированию цели. Это дает первокласснику овладевать практическим умением строить умозаключения.

Следующий этап, ознакомление школьников с новым материалом ( понятия "речь, слово, слог" и знакомство с новыми звуками ) происходит с помощью частично - поискового метода. Его основу составляет речевое действие. В первом классе организую коллективную деятельность в форме подводящего диалога. В процессе речемыслительных действий школьники учатся сравнивать, сопоставлять, находить общее, логически рассуждать, обоснованно выражать свои мысли. С первых дней обучения ведется активная работа по обогащению лексики учащихся. В процессе беседы - рассуждения школьники самостоятельно формулируют определенные понятия, выделяя родовую принадлежность и существенные признаки предмета. Такой подход не только способствует успешному пополнению словарного запаса, но и стимулирует развитие логического мышления. Чтение слогов, слов с новой буквой совмещаю с осуществлением различных интеллектуальных операций. Так, чтение слогов, объединенные в группы по какому - то признаку, чтение близких по смыслу слов, чтение слов с изменением лексической окраски позволяет не только формировать навык чтения, но сделать процесс чтения интересным.

Во время чтения текстов использую приемы, направленные на развитие распределения, объема внимания, памяти и призванные совершенствовать технику чтения, повышать уровень понимания читаемого ( чтение слов с пропущенными буквами; чтение предложений с пропущенными словами, чтение предложений с двойным повтором определенной группы слов, чтение текста с одновременным счетом некоторых слов и т. д.) все это делает работу с текстом более интересной для детей и более результативной, чем при использовании традиционных методов обучения. Один из видов упражнения вы найдете в этом уроке.

Физкультминутка проводится с дидактическим заданием по теме урока, в русле его сюжетной линии, с небольшой мыслительной нагрузкой. Таким образом, организованная и проведенная физкультминутка не разрывает, а, наоборот, соединяет между собой структурные части урока. Содержание физкультминутки можно поручить и детям. Это обеспечит необходимую разрядку, снимет напряжение, не отвлекая при этом от темы урока.

На этапе закрепления и самостоятельной работы необходимо помнить об организации ситуации успеха, которая способствует включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность. При чтении диалога необходимо добиваться четкого, орфоэпического правильного послогового чтения, так как это является основой грамотного письма. Так же необходимо обращать на слабые позиции гласных букв. Если посчитаете необходимым, можно дать понятие о проверочном слове.

На последнем этапе (рефлексии) организую деятельность по самооценке учащихся, так же выясняем степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Такое включение ребенка в учебную деятельность создает условия не только для формирования у него готовности к саморазвитию, но и для формирования устойчивой системы знаний и системы ценностей (самовоспитание).

Таким образом, развивать познавательные способности можно не только на отвлеченном материале (оторванном от школьной программы), но и на конкретном учебном материале.