Цели урока:
1. Закрепить умение умножать и закреплять на однозначное число. Отработать навыки табличного и внетабличного умножения и деления
2. Развивать логическое мышление учащихся. Активизировать внимание, память.
3. Воспитывать любовь к литературе.
Оборудование:
- компьютер
- компьютерная презентация
- мультимедийный проектор
- портрет К.И. Чуковского
- карточки с заданиями
- алфавит
- иллюстрации персонажей сказки
Ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока
- Сегодня на уроке мы будем упражняться в умножении и делении на однозначное число, повторим табличные случаи умножения и деления. Вспомним также выражения с переменной, будем находить доли числа, решать задачи разных типов и поработаем с геометрическим материалом.
- Урок у нас с вами необычный - математика в сказке.
В этом году, 19 марта, исполнилось бы 128 лет замечательному детскому поэту и писателю Корнею Ивановичу Чуковскому.
Слайд № 1( К. И. Чуковский)
- С ранних лет вам читали его произведения мамы и папы, дедушки и бабушки. Теперь вы читаете их самостоятельно. А когда подрастете, то обязательно будете читать их своим детям. Поэтому произведения К.И. Чуковского будут читать всегда, они будут передаваться от поколения в поколение.
- Посмотрите на портрет этого замечательного человека.
- Сколько лет он прожил?
- И после себя оставил большое наследие - свои произведения.
III. Работа по теме урока
- Название этой сказки зашифровано в примерах.
- Прочитайте их математическим языком и решите устно.
Слайд № 2 "Примеры"
- 28: 2 =
- 15 * 3 - 24 =
- 33: 3 + 12 =
- 85: 85 =
Ответы записываю на доске (14, 21, 23, 1)
- Каждый ответ - порядковый номер буквы в алфавите.
- Какое слово получилось? (Муха)
- Как называется сказка К.И. Чуковского, в которой есть это слово? ("Муха-Цокотуха")
Слайд №3 "Книга "Муха-Цокотуха""
- Итак, сказка начинается:
- Я буду начинать читать, а вы заканчивать.
Учитель:
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Дети:
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла. (Показ картинки с изображением Мухи)
- А вот какую денежку она нашла, вы узнаете, когда посчитаете длинный пример на порядок действий. Ответ нужно сказать мне на ушко.
Слайд № 4" Пример на порядок действий"
3 * 8 + 7 + 90: 3 - 20 * 3 =
- Покажите ответ пальчиком. (1)
- Правильно, это 1 рубль.
- А сколько копеек в 1 рубле? (100)
- Благодаря этой находке:
Учитель: Пошла Муха на базар
Дети: И купила самовар.
Слайд № 5 "Самовар"
- Вот какой самовар она приобрела.
- А самовар непростой, он станет расписной тогда, когда вы найдете значение выражения с переменной.
- У вас на столе карточка с изображением самовара. На нем написаны выражения с переменной.
- Подставив значения переменной в выражение, вы сможете найти его значение. Полученный ответ обозначает цвет части самовара. (Учащиеся самостоятельно работают по карточкам)
- Давайте проверим.
Слайд № 6 "Самовары цветные"
- Под каким номером получился у вас самовар?
- Самовар вскипел, угощение готово.
Учитель: "Приходите, тараканы,
Дети: Я вас чаем угощу!"
Слайд № 7 "Тараканы"
- Посмотрите, из всех щелей полезли тараканы.
- Сколько их?
- Сколько их приползло бы, если бы их было в 3 раза больше? (18)
Учитель: Тараканы прибегали,
Дети: Все стаканы выпивали,
- Сколько стаканов они выпили бы, если на каждого приходилось по 2? (36)(Показ букашки)
Учитель:
А букашки -
По три чашки
С молоком
И крендельком:
Дети:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!
Букашками будете вы.
- Две букашки идут к доске есть крендельки с чаем, а остальные работают в тетрадях по вариантам.
- I в. Х*4=36:3
- II в. 8*Х=12*2
Слайд № 8 "Крендельки"
- Сколько букашек? (2)
- Сколько крендельков? (6)
- Они эти крендельки поровну поделили.
- По сколько съели? (по 3)
- Проверим у наших букашек.
Учитель:
Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
Дети:
А сапожки непростые -
В них застежки золотые.
Слайд № 9 "Сапожки"
- На каждом сапожке по 17 застежек. Сколько всего застежек? ( 34 )
Учитель:
Приходила к Мухе
Бабушка - пчела,
Дети:
Мухе-Цокотухе
Меду принесла: ( Показ картинки с изображением пчелы )
Слайд № 10 "Бочонки с медом"
- Составьте по рисунку задачи разных типов и устно их решите.
1. В одном бочонке 100 г меда, а в другом 50 г. Сколько граммов меда в обоих бочонках ? ( 150 г )
2. В одном бочонке 100 г меда, а в другом 50 г. На сколько граммов меда в одном бочонке больше, чем в другом ? (на 50 г)
3. В одном бочонке 100 г меда, а в другом 50 г. Во сколько раз в первом бочонке больше меда, чем во втором ? ( в 2 раза )
Учитель:
"Бабочка - красавица.
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье?" ( Показ картинки с изображением бабочки)
- Бабочка почему-то предпочла цветок. Почему?
Бабочка пробует еду (сок, нектар) не хоботком, а средними лапками, а сосет уже хоботком - это научный факт. Занимается изучением насекомых наука этимология.
- Варенье Муха сварила из разных ягод.
1. Ягод малины положила 36, а клубники на 13 ягод меньше. Сколько ягод земляники она взяла для приготовления варенья? (26 ягод )
2. Жук проглотил ? ягод малины. Сколько ягод малины он проглотил? ( 9 )
IV. Физкультминутка ( Показ картинки с изображением паучка )
V. Закрепление знаний.
- Вот так друзья! Стыдно за таких гостей.
- А как бы вы поступили в этой ситуации? ( Дети высказывают свои мнения)
Учитель:
А кузнечик, а кузнечик,
Ну, совсем как человечек,
Дети:
Скок, скок, скок, скок!
За кусток,
Под мосток
И молчок. ( Показ картинки с изображением кузнечика)
Слайд № 11 "Единицы длины"
- Посмотрите, какими прыжками скакал кузнечик.
- Переведите эти данные. (устно)
- 3 м = : дм;
- 1 дм 5 см = : см;
- 40 дм = : м.
- А вот какой длины был мосток, мы узнаем, когда решим задачу.
- К доске идет ученик, а остальные работают в тетрадях.
- У вас на столах карточка с задачей. Читаем и работаем.
Слайд № 12 "Задача"
Задача. Прыгая через мост, кузнечик сделал один прыжок длиной 32 см, а второй в 2 раза длиннее. Какой длины был мост?
Учитель:
А злодей-то не шутит,
Руки - ноги он Мухе
Дети: Веревками крутит.
- Начертите в тетради длины веревок отрезками, решив задачу.
Задача. Первая веревка длиной 12 см, а вторая составляет 1/3 от длины первой.
- Запишите решение: (12: 3 = 4 (см))
- Чему равна длина второй веревки? (4 см)
Учитель: Зубы острые в самое сердце вонзает
Дети: И кровь у нее выпивает.
Учитель:
Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
Дети:
И в руке его горит
Маленький фонарик. ( Показ картинки с изображением фонарика)
Слайд № 13 "Фонарик"
- Посмотрите на фонарик.
- Из каких фигур он состоит? (из квадрата и прямоугольников)
- Поработаем с фонариком по вариантам.
- I в. Известно, что периметр квадрата равен 12 см. Найдите площадь.
- II в. Известно, что сторона прямоугольника равна 6 см, а его периметр - 18 см. Найдите площадь фигуры.
Слайд № 14 "Фонарик"
- Площадь квадрата равна 9 см2, а площадь прямоугольника - 18 см2 .
- Узнайте устно, чему равна общая площадь фигуры? (27 см2 )
Учитель: "Где убийца, где злодей?
Дети: Не боюсь его когтей!"
Слайд № 15 "Муха в паутине"
- Комарик спасет Муху в том случае, если верно назовете табличные произведения третьего десятка. (21, 24, 25, 27, 28, 30 )
Учитель:
"Слава, слава Комару -
Победителю!"
Прибегали светляки,
Зажигали огоньки -
То-то стало весело,
То-то хорошо!
Дети:
Эй, сороконожки,
Бегите по дорожке,
Зовите музыкантов,
Будем танцевать!
Слайд № 16 "Светляки, сороконожки"
- Вот они: светляки, сороконожки, бабочки.
- Вспомните, как называются компоненты действия умножения и как они связаны между собой.
- Какое из трех равенств записано верно? (2 )
- Почему? ( Выводы детей)
Учитель:
Музыканты прибежали,
В барабаны застучали.
Бом! Бом! Бом! Бом!
Дети:
Пляшет Муха с Комаром!
Нынче Муха - Цокотуха
Именинница!
VI. Итог урока
- Вот и закончилась сказка.
- Какие задания мы выполняли?
- С чем работали?
- Что понравилось на уроке? В чем испытывали трудности?
VII. Домашнее задание.
Разноуровневое:
- 1 группа: учебник с. 23 - задание на смекалку;
- 2 группа: рабочая тетрадь с. 13 № 27;
- 3 группа: учебник с. 22 № 6.