Цель: Формировать умения определять типы обстоятельственных предложений, выяснять общее и различия между ними.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, индивидуальные карточки.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока “Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, степени и сравнительными”. Цель нашего урока заключается в том, чтобы в ходе поиска прийти к выводу: что общего между этими придаточными и в чем их различие. Всем понятна цель урока? Значит, нам нужно максимально сконцентрироваться и работать в темпе, так как у нас много работы.
Словарная работа.
А сейчас проведем словарную работу. Смотрим на экран: канонада. Это слово заимствовано из французского языка. Лексическое значение – продолжительная сильная частая стрельба из многих орудий. Запишите это слово.
Повторение изученного материала.
Теперь 1-й вариант составит сложноподчиненное предложение с придаточными определительными, 2-й вариант – сложноподчиненное предложение с придаточными изъяснительными. Хорошо. Ответьте на следующие вопросы: На какие группы делятся сложноподчиненные предложения? Сколько видов придаточных обстоятельственных?
Объяснение нового материала.
Внимание на экран. Будьте внимательны. Мы с вами переходим к основному этапу урока. Вспомним цель нашего урока: что общего между придаточными образа действия, степени и сравнительными и в чем их различие.
1. Партизаны выполнили задание так, как приказал командир.
2. Немцы двигались так осторожно, что Сашка даже на миг успокоился.
- Найдите грамматические основы.
- Определите главные и придаточные предложения.
- На какие вопросы отвечают придаточные?
- Что поясняют придаточные? Какие это придаточные?
- При помощи чего прикрепляются придаточное к главному предложению? Придаточные образа действия и степени могут прикрепляться при помощи союзов и союзных слов. Если придаточное прикрепляется союзными словами, то оно однозначное. Если же союзами, то многозначное.
- Графически изобразите схемы сложноподчиненных предложений.
На экране схемы этих предложений. Проверьте, правильно ли вы выполнили.
Во втором предложении в строении словосочетания может быть не только наречие, но и имя прилагательное и имя существительное. Ребята, давайте сделаем вывод. Что общего между придаточными образа действия и степени?
Ответы учащихся.
Общее: придаточные образа действия и степени могут быть однозначными и многозначными; поясняют словосочетания ; одинаковые указательные слова являются членами предложения и не могут быть опущенными.
Отличие: придаточные образа действия и степени отвечают на разные пары вопросов и поясняют словосочетания различного строения.
Общее | Различие |
1. Могут быть однозначными и многозначными. | 1. Отвечают на разные пары вопросов. |
2. Поясняют словосочетания. | 2. Поясняют словосочетания различного строения. |
3. Одинаковые указательные слова являются обстоятельствами и не могут быть опущены. |
Закрепление.
Выполнение упражнения 127 на странице 60. Первый вариант работает со сложноподчиненными предложениями с придаточными образа действия. Второй вариант со сложноподчиненными предложениями с придаточными степени.
[Незнакомец не рассматривал нас так], (как рассматривали мы его).
[Загрузка пошла до того быстро], (что подводы не поспевали подвозить зерно).
Продолжение объяснения нового материала.
Внимание. Вот третье предложение.
Еще долго не умолкала победная канонада, словно война не хотела покидать русскую землю.
- Найдите грамматические основы предложения.
- Определите главное и придаточное предложения.
- На какой вопрос отвечает придаточное предложение?
- Что поясняет придаточное?
- При помощи чего прикрепляется придаточное сравнительное?
Проверяем. Итак, схема вашего предложения должна выглядеть так.
Придаточные сравнительные, ребята, прикрепляются только при помощи союзов.
Ответьте на вопрос: Чем отличаются сравнительные придаточные от придаточных
образа действия и степени?
На первый взгляд легко. На самом деле очень часто путают. Итак, сделаем самый
главный вывод на этом уроке.
Придаточные сравнительные поясняют все главное предложение, а придаточные образа действия и степени – словосочетания. Придаточные сравнительные отвечают на один вопрос как, а придаточные образа действия и степени на пары вопросов. В сложноподчиненном предложении с придаточными сравнительными нет указательных слов, в сложноподчиненных предложениях с придаточными образа действия и степени указательные слова обязательны. Еще один одно главное отличие: в основе СПП с придаточными сравнительными лежит сравнение, а в СПП с придаточными образа действия и степени нет даже намека на сравнение.
Придаточные сравнительные | Придаточные образа действия и степени |
1. Как? | 1. Как? Каким образом? Как? В какой степени? |
2. Поясняет все главное предложение. | 2. Поясняют словосочетания: глагол + указательное слово; указательное слово + наречие, сущ., прил. |
3. Нет указательных слов. | 3. Указательные слова обязательны, не могут быть опущены. |
4. Сравнение | 4. Нет намека на сравнение. |
Воспитательный момент.
Ребята, прочитайте еще раз эти три предложения и посмотрите на них с другой точки зрения. Что между ними общего?
В этом году наша страна отмечает 65-летие Победы над фашистской Германией. Мы с вами должны чтить погибших и уважать память о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны.
Закрепление.
Работа по карточкам. Расставьте пропущенные знаки препинания. Определите придаточные образа действия, степени и сравнительные.
- На войне солдаты поступали так как велел им долг.
- Из груди так сильно била кровь что санитарка не успевала менять марлевые салфетки.
- Мина взорвалась так неожиданно что Сашка оказался в неглубокой воронке полной мутной водой.
- Засмеялся он точно сталь зазвенела.
- Ветер дул так сильно что стоять на ногах было невозможно.
- Где-то рядом грянуло так что задрожала вся улица.
- Это были люди настолько страшные что они были закутаны и одеялами и платками.
Проверка задания. Еще раз вернемся к выводу. Чем отличаются придаточные сравнительные от придаточных образа действия и степени? Ответы учащихся. На следующем уроке продолжим изучение этой темы.
Домашнее задание. Знать отличия СПП с придаточными образа действия, степени и сравнительными. Упражнение по учебнику № 130, 168.
Спасибо всем за урок. Выставление и комментирование оценок.