Внетабличное умножение и деление (закрепление)

Разделы: Начальная школа


Цели: отработать навыки деления двухзначных чисел; повторить умножение и деление двухзначных чисел на однозначные; нахождение доли числа и числа по доле повторить знания геометрического материала развивать монологическую речь учащегося; воспитывать чувство коллективизма, любви к литературе и математике

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Объявление темы и целей урока.

Тема нашего урока: “Внетабличное умножение и деление”. На этом уроке мы закрепим навыки деления двухзначных чисел; вспомним об умножении и делении двухзначного числа на однозначное; различные приемы устного счета; нахождение доли числа; порешаем задачи различных типов; вспомним геометрический материал.

Урок сегодня у нас необычный – Математика в сказке.
К нам в гости пришел замечательный русский писатель – Алексей Николаевич Толстой (показать книжку с портретом писателя).
Он принес с собой книгу “Русские народные сказки” в его обработке.
Мы сейчас попробуем отгадать одну из сказок.

III. Устный счет.

Название сказки зашифровано в примерах, которые записаны на доске. Вы должны прочитать эти выражения математическим языком и назвать ответы.

40 : 10 4
16 + 5 21
39 – 20 19
5 × 2 + 0 10

(Произведение чисел 2 и разделить на 4 = 4
– разность чисел
– сумма чисел
– делимое 10, делитель 1, частное = 10)

(УЧИТЕЛЬ НА ДОСКЕ ЗАПИСЫВАЕТ ОТВЕТЫ 4; 21; 19; 10)

– Каждый ответ – это порядковый № алфавита.
– Назовите буквы, и у вас, получится слово.

4 21 19 10
Г У С И

– Как называется сказка? Назовите полное название сказки. – “Гуси-лебеди”.

– И так, сказка начинается.

2. Жили мужик да баба. Была у них дочка, да сынок маленький.

– Доченька, мы поедем на работу, а ты присмотри за братцем. Не ходи со двора, будь умницей. Мы купим тебе платочек.

Отец с матерью ушли, а девочка забыла, что ей приказали, посадила братца на травку под окошком, а сама побежала на улицу, заигралась. Налетели гуси-лебеди (рисунок).

Подхватили мальчика и унесли на крыльях. Вернулась девочка, а братца нет. Звала она братца, плакала, но братец не откликался.

(Посмотрите ребята, упало несколько перышек. Давайте их рассмотрим, а здесь примеры. А что если мы их решим, а вдруг поможем девочке найти ее братца).

1-е перо: (у доски)

8 × 7 + 14 + 36 : 9 – 45 : 5 = 55

2 – е перо (карточка: задание № 1):

32 × 3

18 × 4

с комментариему
 доски

Самостоятельно:

27 × 3

32 × 2 

 14 × 6

 15 × 7

проверка

сигнальными карточками
 

  Выбежала девочка в чистое поле и только вдалеке увидела, как гуси-лебеди пропали за темным лесом.

Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала И УВИДЕЛА

3. Чтобы увидеть то, что увидела девочка нужно решить примеры – деление двузначного числа на однозначное.

84 : 3

72 : 2

с комментарием

Увидела девочка СТОИТ ПЕЧЬ и просит:

– “Печка скажи, куда гуси – лебеди улетели?”

Печка отвечает: “Съешь ржаного пирожка”.

Девочка отвечает: “У моего батюшки и пшеничные не едятся”.

IV. Печка ей не сказала. Побежала девочка дальше.
Увидела она яблоньку. (рисунок)

– Но ЯБЛОНЬКА вот такая белая.
– Бывает ли такая яблонька?

Чтобы она стала похожа на настоящую, нужно решить примеры с буквенными выражениями:

а = 48 с = 8

а + 12 если а = 48, то 48 + 12 = 60

70 – с если с = 8, то 70 – 8 = 62

а : с если а = 48, то 48: 8 = 6

с × 5 если с = 8, то 8 × 5 = 40

По ходу решений открываются части яблони цветной стороной.

– Сколько яблок на яблоне?
– Сколько их было бы, если бы их было в 11 раз больше?

Девочка попросила, чтобы яблонька сказала, куда гуси-лебеди улетели. А яблонька сказала: “Съешь мое лесное яблочко”. Но девочка ответила: “ У моего батюшки и садовые не едятся”. Яблоня не сказала.

Побежала девочка дальше.

V. Увидела она МОЛОЧНУЮ РЕЧКУ в кисельных берегах.

– Но что это? На ВОЛНАХ РЕКИ что есть. Давайте посмотрим. Ведь мы знаем, что вода имеет огромную силу. ТАМ ПРИМЕРЫ. Предлагаю их решить. Может тем самым поможем девочке.

ПРИМЕРЫ:

58 : 29

96 : 16

с комментированием

Самостоятельно (карточка задание № 3):

84 : 14

92 : 23

75 : 15

 48 : 16

– Вспомним, как совершить проверку деления.
– Что мы еще должны помнить при делении двухзначных чисел

(В частном однозначное число.)

– Девочка спросила: “Речка, речка, ты не видела, куда гуси-лебеди улетели”.

– А речка, отвечает: “Съешь моего простого киселька с молоком, скажу”. Но девочка не стала, есть киселек.
Долго еще бегала девочка по полям, лугам, болотам. День К ВЕЧЕРУ. Пора домой

VI. Работа с моделями часов.

Вечер: покажите время:
– без четверти 5;
– четверть 6;
– половина 6.

VII. Бежала девочка лесом и вдруг видит – стоит избушка на курьих ножках. (рисунок)

Для того чтобы избушка повернулась к девочке дверью, мы должны выполнить геометрические задания:
– сколько треугольников – 5 (Покажите их);
– сколько прямоугольников – 9 (Покажите их);
– gокажите квадрат. Периметр квадрата = 4м. Найди длину его стороны.

(ИЗБУШКА ПОВАРАЧИВАЕТСЯ)

Вошла девочка в избушку, а там Баба-яга кудель прядет, а братец с серебряными яблочками играет.

– Зачем пришла?
– Пришла погреться.
– Садись кудель прясти. Дала веретено.

VIII. Прядет девочка, нитки обрываются. Одна нитка оборвалась 5см., а другая на 2см меньше.

НАЧЕРТИТЕ 2 ТАКИХ ОТРЕЗКА.

IX. Девочка прядет. Вдруг из-за печки выбегает мышка

(ПОИЩЕМ ГЛАЗКАМИ, ГДЕ МЫШКА)

Показываю мышку – мягкая игрушка.

– А знаете ли вы? Зимой мышка, как бы, выезжает на дачу. Вместо норки, они свои гнезда строят прямо на земле, под снегом. Все мыши и полевки поедают плоды и семена деревьев и кустарников. Уничтожают много желудей, семян ели и сосны. Кроме этого, они наносят огромный вред молодым деревцам, обгрызают кору, а на веточках объедают почки. Много молодых всходов деревьев и кустарников погубят они зимой.

– Вспомним цепи питания, из уроков окружающего мира?
– А зачем на земле нужна мышка?

X. Но наша мышка совсем другая – сказочная. Она говорит девочке: “Дай мне кашки, я тебе добренькое скажу”. Дала девочка мышке кашки, а в этой кашке были зерна гречихи и проса.

– Давайте сосчитаем, сколько зерен всего было в каше.

Гречневых зерен было – 50 шт.
Зерен проса – 25шт.
Сколько всего зерен в каше?

– На сколько зерен гречихи больше?
– Во сколько раз зерен гречихи больше, чем проса?

 

XI. Физкультминутка.

Мы писали, мы считали.
На вопросы отвечали.
А теперь мы отдохнем
Сладко, сладко все заснем.

Сниться детям сон смешной
Сон веселый, озорной.
Леопольдик добрый был,
Вредных мышек он любил.

Круть и Верть – лентяи были,
Колосок не молотили,
Петушок пирог испек.
Стыдно мышкам – наутек.

Семь мышат у норки сели
Громко песенку запели
Мы мышатам подпоем
И скорей плясать пойдем.


МЕЛОДИЯ ПЕСНИ О МЫШКЕ

За работу нам пора,
Сядем тихо детвора.

Дала девочка мышке кашки, а мышка ей сказала, баба-яга топит баньку и сейчас их зажарит и съест.

– Бери братца и беги.

Девочка так и сделала. А мышка села вместо нее кудель прясть.

Баба-яга подойдет к окошку и спрашивает:

– “Девица, прядешь ли?”
– Мышка отвечает: “ Да”.
– Ну-ка сосчитай, сколько мышат у меня в доме?

XII. Задачи Бабы-Яги.

  1. Вчера я съела 5 мышат, а это 1/4 всех мышек, что живут в моей избушке. Сколько мышек живет в избушке?
  2. Позавчера я сварила 30 жучков и паучков. 1/3 часть составляют жучки. Сколько жучков я сварила?

Вытопила печь Баба-яга и пришла за девочкой, а в избушке нет никого. Закричала Баба-яга.

– Гуси – лебеди! Летите в погоню! Гуси взмахнули огромными крыльями.

XIII. Интересно, какой длины были крылья.

(Карточка задание № 4)

Длина крыла:

1 м. = …см.
89 см. = … дм. … см.
9 дм. 5 см. = … см.

а) Добежали дети ДО МОЛОЧНОЙ РЕКИ. Выпили кисельку; речка помогла им.
б) Побежала девочка с братцем дальше к ЯБЛОНЬКЕ. Съела лесное яблочко; яблонька помогла им.
в) Добежали до ПЕЧКИ. Съела ржаной пирожок. Печка помогла им.

Полетели гули-лебеди, покружили, дани с чем к Бабе-яге улетели! Девочка с братцем домой прибежали, а тут отец с матерью пришли.

Вот и сказке конец.

XIV. Итог урока.

Закончилась сказка, и подошел к концу наш урок. Он вам понравился? Закройте глазки на минутку и вспомните все, что было на этом уроке. Какие задания выполнили? С чем работали?

Спасибо за работу!

XV. Тест.

ТЕСТ – КОНТРОЛЬ

_____________________________________________________

(Фамилия. Имя)

вопрос ответы
1. Увеличить 15 в 4 раз 30 11 60
2. Уменьшить 72 на 8. 9 64 80
3. Во сколько раз 50 меньше 100? 2 50 150
4. Найди частное чисел 32 и 16 2 16 48
5. Какое число надо увеличить в 6 раз, чтобы получилось 72? 10 12 70
6. Найди произведение чисел 5 и 20. 4 100 25
7. Какое число надо уменьшить в 2
раза, чтобы получить 15?
30 16 28
8. Найди произведение чисел 12 и 3. 2 72 36
9. На сколько 36 больше 12? 3 24 48
10. Уменьшить 28 в 2 раза. 90 72 14

Оборудование:

  • Книга “Русские народные сказки”;
  • Портрет А.Н. Толстого;
  • Алфавит;
  • Модели часов;
  • Нарисованные и вырезанные из бумаги: печь, яблонька, гуси – лебеди, молочная река, избушка Бабы-яги;
  • Мягкая игрушка – мышка;
  • Куклы – девочка и братец;
  • Тест;
  • Д./з. с. 22 № 14 – зад. № 18 – примеры.