Цели: отработать навыки деления двухзначных чисел; повторить умножение и деление двухзначных чисел на однозначные; нахождение доли числа и числа по доле повторить знания геометрического материала развивать монологическую речь учащегося; воспитывать чувство коллективизма, любви к литературе и математике
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Объявление темы и целей урока.
Тема нашего урока: “Внетабличное умножение и деление”. На этом уроке мы закрепим навыки деления двухзначных чисел; вспомним об умножении и делении двухзначного числа на однозначное; различные приемы устного счета; нахождение доли числа; порешаем задачи различных типов; вспомним геометрический материал.
Урок сегодня у нас необычный – Математика в сказке.
К нам в гости пришел замечательный русский писатель – Алексей Николаевич Толстой
(показать книжку с портретом писателя).
Он принес с собой книгу “Русские народные сказки” в его обработке.
Мы сейчас попробуем отгадать одну из сказок.
III. Устный счет.
Название сказки зашифровано в примерах, которые записаны на доске. Вы должны прочитать эти выражения математическим языком и назвать ответы.
40 : 10 | 4 |
16 + 5 | 21 |
39 – 20 | 19 |
5 × 2 + 0 | 10 |
(Произведение чисел 2 и разделить на 4 = 4
– разность чисел
– сумма чисел
– делимое 10, делитель 1, частное = 10)
(УЧИТЕЛЬ НА ДОСКЕ ЗАПИСЫВАЕТ ОТВЕТЫ 4; 21; 19; 10)
– Каждый ответ – это порядковый № алфавита.
– Назовите буквы, и у вас, получится слово.
4 | 21 | 19 | 10 |
Г | У | С | И |
– Как называется сказка? Назовите полное название сказки. – “Гуси-лебеди”.
– И так, сказка начинается.
2. Жили мужик да баба. Была у них дочка, да сынок маленький.
– Доченька, мы поедем на работу, а ты присмотри за братцем. Не ходи со двора, будь умницей. Мы купим тебе платочек.
Отец с матерью ушли, а девочка забыла, что ей приказали, посадила братца на травку под окошком, а сама побежала на улицу, заигралась. Налетели гуси-лебеди (рисунок).
Подхватили мальчика и унесли на крыльях. Вернулась девочка, а братца нет. Звала она братца, плакала, но братец не откликался.
(Посмотрите ребята, упало несколько перышек. Давайте их рассмотрим, а здесь примеры. А что если мы их решим, а вдруг поможем девочке найти ее братца).
1-е перо: (у доски)
8 × 7 + 14 + 36 : 9 – 45 : 5 = 55
2 – е перо (карточка: задание № 1):
32 × 3 18 × 4 |
с комментариему доски |
Самостоятельно:
27 × 3
32 × 2 |
14 × 6 15 × 7 |
проверка сигнальными карточками |
Выбежала девочка в чистое поле и только вдалеке увидела, как гуси-лебеди пропали за темным лесом.
Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала И УВИДЕЛА
3. Чтобы увидеть то, что увидела девочка нужно решить примеры – деление двузначного числа на однозначное.
84 : 3
72 : 2 |
с комментарием |
Увидела девочка СТОИТ ПЕЧЬ и просит:
– “Печка скажи, куда гуси – лебеди улетели?”
Печка отвечает: “Съешь ржаного пирожка”.
Девочка отвечает: “У моего батюшки и пшеничные не едятся”.
IV. Печка ей не сказала. Побежала девочка дальше.
Увидела она яблоньку. (рисунок)
– Но ЯБЛОНЬКА вот такая белая.
– Бывает ли такая яблонька?
Чтобы она стала похожа на настоящую, нужно решить примеры с буквенными выражениями:
а = 48 с = 8 а + 12 если а = 48, то 48 + 12 = 60 70 – с если с = 8, то 70 – 8 = 62 а : с если а = 48, то 48: 8 = 6 с × 5 если с = 8, то 8 × 5 = 40 |
По ходу решений открываются части яблони цветной стороной.
– Сколько яблок на яблоне?
– Сколько их было бы, если бы их было в 11 раз больше?
Девочка попросила, чтобы яблонька сказала, куда гуси-лебеди улетели. А яблонька сказала: “Съешь мое лесное яблочко”. Но девочка ответила: “ У моего батюшки и садовые не едятся”. Яблоня не сказала.
Побежала девочка дальше.
V. Увидела она МОЛОЧНУЮ РЕЧКУ в кисельных берегах.
– Но что это? На ВОЛНАХ РЕКИ что есть. Давайте посмотрим. Ведь мы знаем, что вода имеет огромную силу. ТАМ ПРИМЕРЫ. Предлагаю их решить. Может тем самым поможем девочке.
ПРИМЕРЫ:
58 : 29
96 : 16 |
с комментированием |
Самостоятельно (карточка задание № 3):
84 : 14
92 : 23 |
75 : 15 48 : 16 |
– Вспомним, как совершить проверку деления.
– Что мы еще должны помнить при делении двухзначных чисел
(В частном – однозначное число.)
– Девочка спросила: “Речка, речка, ты не видела, куда гуси-лебеди улетели”.
– А речка, отвечает: “Съешь моего простого киселька с
молоком, скажу”. Но девочка не стала, есть киселек.
Долго еще бегала девочка по полям, лугам, болотам. День К ВЕЧЕРУ.
Пора домой
VI. Работа с моделями часов.
Вечер: покажите время:
– без четверти 5;
– четверть 6;
– половина 6.
VII. Бежала девочка лесом и вдруг видит – стоит избушка на курьих ножках. (рисунок)
Для того чтобы избушка повернулась к девочке дверью, мы должны
выполнить геометрические задания:
– сколько треугольников – 5 (Покажите их);
– сколько прямоугольников – 9 (Покажите их);
– gокажите квадрат. Периметр квадрата = 4м. Найди длину его стороны.
(ИЗБУШКА ПОВАРАЧИВАЕТСЯ)
Вошла девочка в избушку, а там Баба-яга кудель прядет, а братец с серебряными яблочками играет.
– Зачем пришла?
– Пришла погреться.
– Садись кудель прясти. Дала веретено.
VIII. Прядет девочка, нитки обрываются. Одна нитка оборвалась 5см., а другая на 2см меньше.
НАЧЕРТИТЕ 2 ТАКИХ ОТРЕЗКА.
IX. Девочка прядет. Вдруг из-за печки выбегает мышка
(ПОИЩЕМ ГЛАЗКАМИ, ГДЕ МЫШКА)
Показываю мышку – мягкая игрушка.
– А знаете ли вы? Зимой мышка, как бы, выезжает на дачу. Вместо норки, они свои гнезда строят прямо на земле, под снегом. Все мыши и полевки поедают плоды и семена деревьев и кустарников. Уничтожают много желудей, семян ели и сосны. Кроме этого, они наносят огромный вред молодым деревцам, обгрызают кору, а на веточках объедают почки. Много молодых всходов деревьев и кустарников погубят они зимой.
– Вспомним цепи питания, из уроков окружающего мира?
– А зачем на земле нужна мышка?
X. Но наша мышка совсем другая – сказочная. Она говорит девочке: “Дай мне кашки, я тебе добренькое скажу”. Дала девочка мышке кашки, а в этой кашке были зерна гречихи и проса.
– Давайте сосчитаем, сколько зерен всего было в каше.
Гречневых зерен было – 50 шт.
Зерен проса – 25шт.
Сколько всего зерен в каше?
– На сколько зерен гречихи больше?
– Во сколько раз зерен гречихи больше, чем проса?
XI. Физкультминутка.
Мы писали, мы считали.
На вопросы отвечали.
А теперь мы отдохнем
Сладко, сладко все заснем.Сниться детям сон смешной
Сон веселый, озорной.
Леопольдик добрый был,
Вредных мышек он любил.Круть и Верть – лентяи были,
Колосок не молотили,
Петушок пирог испек.
Стыдно мышкам – наутек.Семь мышат у норки сели
Громко песенку запели
Мы мышатам подпоем
И скорей плясать пойдем.
МЕЛОДИЯ ПЕСНИ О МЫШКЕ
За работу нам пора,
Сядем тихо детвора.
Дала девочка мышке кашки, а мышка ей сказала, баба-яга топит баньку и сейчас их зажарит и съест.
– Бери братца и беги.
Девочка так и сделала. А мышка села вместо нее кудель прясть.
Баба-яга подойдет к окошку и спрашивает:
– “Девица, прядешь ли?”
– Мышка отвечает: “ Да”.
– Ну-ка сосчитай, сколько мышат у меня в доме?
XII. Задачи Бабы-Яги.
- Вчера я съела 5 мышат, а это 1/4 всех мышек, что живут в моей избушке. Сколько мышек живет в избушке?
- Позавчера я сварила 30 жучков и паучков. 1/3 часть составляют жучки. Сколько жучков я сварила?
Вытопила печь Баба-яга и пришла за девочкой, а в избушке нет никого. Закричала Баба-яга.
– Гуси – лебеди! Летите в погоню! Гуси взмахнули огромными крыльями.
XIII. Интересно, какой длины были крылья.
(Карточка задание № 4)
Длина крыла:
1 м. = …см.
89 см. = … дм. … см.
9 дм. 5 см. = … см.
а) Добежали дети ДО МОЛОЧНОЙ РЕКИ. Выпили кисельку; речка
помогла им.
б) Побежала девочка с братцем дальше к ЯБЛОНЬКЕ. Съела лесное
яблочко; яблонька помогла им.
в) Добежали до ПЕЧКИ. Съела ржаной пирожок. Печка помогла им.
Полетели гули-лебеди, покружили, дани с чем к Бабе-яге улетели! Девочка с братцем домой прибежали, а тут отец с матерью пришли.
Вот и сказке конец.
XIV. Итог урока.
Закончилась сказка, и подошел к концу наш урок. Он вам понравился? Закройте глазки на минутку и вспомните все, что было на этом уроке. Какие задания выполнили? С чем работали?
Спасибо за работу!
XV. Тест.
ТЕСТ – КОНТРОЛЬ
_____________________________________________________
(Фамилия. Имя)
№ | вопрос | ответы | ||
1. | Увеличить 15 в 4 раз | 30 | 11 | 60 |
2. | Уменьшить 72 на 8. | 9 | 64 | 80 |
3. | Во сколько раз 50 меньше 100? | 2 | 50 | 150 |
4. | Найди частное чисел 32 и 16 | 2 | 16 | 48 |
5. | Какое число надо увеличить в 6 раз, чтобы получилось 72? | 10 | 12 | 70 |
6. | Найди произведение чисел 5 и 20. | 4 | 100 | 25 |
7. | Какое число надо уменьшить в 2 раза, чтобы получить 15? |
30 | 16 | 28 |
8. | Найди произведение чисел 12 и 3. | 2 | 72 | 36 |
9. | На сколько 36 больше 12? | 3 | 24 | 48 |
10. | Уменьшить 28 в 2 раза. | 90 | 72 | 14 |
Оборудование:
- Книга “Русские народные сказки”;
- Портрет А.Н. Толстого;
- Алфавит;
- Модели часов;
- Нарисованные и вырезанные из бумаги: печь, яблонька, гуси – лебеди, молочная река, избушка Бабы-яги;
- Мягкая игрушка – мышка;
- Куклы – девочка и братец;
- Тест;
- Д./з. с. 22 № 14 – зад. № 18 – примеры.