Цель: раскрыть размножение развитие животных.
Задачи:
- Образовательные: познакомить учащихся с размножением и развитием животных: насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.
- Развивающие: развивать мышление учащихся, учить сравнивать, обобщать.
- Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к детенышам животных.
Оборудование:
- учебник А.А.Плешакова "Мир вокруг нас",
- рабочая тетрадь к учебнику,
- таблица "Способы размножения животных",
- таблица "Знаю, хочу знать, узнал",
- рисунки животных,
- словарь Ожегова,
- компьютер с медиaпроектором,
- анимационный сюжет о стадиях развития бабочки,
- презентация о животных.
Тип урока: изучение нового материала с применением технологии критического мышления, элементов метода КСО.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная , работа в парах, фронтальная работа
Ход урока
Организационный момент.
Учитель:
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Помнить должен каждый
Урок сегодня важный.
Повторение. Актуализация изученного.
Учитель:
Ребята, давайте вспомним. Чем отличаются живые существа от неживых?
(Живые существа дышат, питаются, размножаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают.)
3. Изучение новой темы.
Учитель: Сегодня поговорим об одном очень важном свойстве размножении и развитии животных. Прочтите, пожалуйста, тему урока "Размножение и развитие животных". Чтобы нам определиться, что мы знаем о размножении животных - это будет записано в 1 колонке таблицы, а то, что не знаете во 2 колонке, 3 колонку заполним в конце урока.
- Что же мы знаем?
Знаю | Хочу знать | Узнал |
Размножение - воспроизведение себе подобных. | 1) Как размножаются животные? | |
2) Как развиваются животные? | ||
3)Как появляются детёныши? | ||
4)Похожи ли детёныши на взрослых животных? |
Посмотрите рисунки.
Какие бывают животные? Это кто? Какая группа? Как размножаются рыбы?
(Весной самки рыб вымётывают в воду икру. Из икринок появляются мальки, которые похожи на взрослых рыб, только очень малы. Мальки питаются, растут и постепенно становятся взрослыми животными.)
- Бабочка на капусте откладывает яйца. Это класс насекомые.
- Кузнечик - это насекомое, откладывает яйца.
- Лягушка - это земноводные, вымётывают икру.
- Ящерица - это пресмыкающиеся, откладывают яйца.
- Аист - это птица, откладывает яйца.
- Бурый медведь - это звери, или млекопитающие, рождают детёнышей и выкармливают их молоком.
Вывод:
Как размножаются животные?
Животные вымётывают икру, откладывают яйца, рождают детёнышей.
(Запись в таблицу.)
Мы ответили с вами на первый вопрос.
Отвечаем на второй вопрос.
- Как развиваются животные?
В нашем учебнике нет определения слова развитие?
Если мы чего-нибудь не знаем, то где мы можем найти? ( В книге, в справочнике, в словаре.)
Правильно, нужно посмотреть и найти в толковом словаре Ожегова.
- Сейчас найдёт учащийся и прочитает определение слова развитие.
Развитие - это биологический процесс, связанный сростом и изменением строения с момента зарождения организма до конца его жизни. (Таблица)
Прочитайте с доски, что такое развитие?
Индивидуальная работа.
- На примере жизни некоторых животных рассмотрим, как происходит развитие. Самостоятельно прочитает и нам расскажет ученица, как развиваются лягушки, и покажет нам на картинках, откройте учебник стр. 106.
Мы с вами посмотрим развитие на примере кузнечика.
Самка кузнечика откладывает яйца в землю. Из яиц появляются личинки очень похожие на взрослых кузнечиков, только совсем маленькие и не имеют крыльев.
Подрастая, каждая личинка несколько раз сбрасывает шкурку. Когда это происходит в последний раз, из шкурки выходит уже взрослое насекомое - большое и с крыльями.
Посмотрите, как происходит развитие бабочки - анимационный сюжет.
Обратите внимание на стадии развития бабочки, и чем развитие бабочки отличается от развития кузнечика? Будьте внимательны.
Кто желает записать на доске, какие стадии развития проходит бабочка?
Яйцо - личинка - куколка - взрослая бабочка.
Ещё раз рассказываю и показываю по таблице размножение и развитие бабочки.
-Бабочка - крапивница откладывает яйца на крапиву. Из яиц вылупляются личинки. Личинки бабочек называются гусеницами. Они совсем не похожи на взрослых бабочек. Гусеницы питаются листьями крапивы, быстро растут, а потом превращаются в неподвижных куколок. Пройдёт немного времени, и из каждой куколки появится взрослая бабочка.
-Ребята, личинка кузнечика и бабочки похожа?
Нет. Личинка не похожа. Значит, развитие идёт с изменением или с превращением.
Ученица, выходит и показывает, рассказывает, как идёт размножение и развитие лягушки.
Рассказ ученицы.
Весной в пруду, реке, озере слышны громкие голоса лягушек и жаб - настоящие концерты! В это время самки лягушек и жаб откладывают в воду икру. Через несколько дней из икринок выходят головастики, которые больше похожи на маленьких рыбок, чем на взрослых земноводных. Головастики живут в воде, питаются и постепенно превращаются во взрослых лягушек и жаб.
Итог: Развитие бывает с изменением или с превращением.
- У бабочки и лягушки развитие происходит с превращением. Не у всех животных личинка похожа на взрослое животное, если не похожа, то развитие происходит с превращением.
4. Физкультминутка.
5. 3акрепление нового материала.
Посмотрим и повторим, что вы запомнили. Откройте рабочие тетради с. 48 - 49 выполните задания №1 и №3. (Взаимопроверка, оценки друг другу выставляются.)
Когда выполните задания, проверьте друг у друга, поставьте оценки.
Работа в парах постоянного состава.
Запись на листочке оценок учащихся.
Ещё раз проверьте по таблице. (Таблица напечатана, вешаю на доску.)
Группа животных | Способ размножения | ||
Откладывают яйца | Откладывают икру | Рождают детёнышей | |
Насекомые | + | ||
Рыбы | + | ||
Земноводные | + | ||
Пресмыкающиеся | + | + | |
Птицы | + | ||
Звери | + |
Выполните задание №4 с. 50. Кто о чём вспоминает, думает?
- Проверка. Молодцы.
Скажите, пожалуйста, а мамы заботятся о своих детёнышах?
Презентация.
Некоторые мамы не заботятся (бабочки, лягушки).
Но есть животные, которые заботятся о своём потомстве. Почти все птицы весной строят гнёзда. В гнёзда откладывают яйца и насиживают их - согревают своим телом. Птенцы у птиц появляются на свет голыми, беспомощными. Им нужно много пищи. Скворцы, например, приносят птенцам корм 300 раз в день!
Синицы - 400 раз! Родители защищают птенцов от врагов.
Большинство зверей заботится о своём потомстве: взрослые охраняют детёнышей, а со временем приучают их самостоятельно добывать корм.
- Откройте учебники с. 108-109 посмотрите, как заботятся животные о своём потомстве.
6. Итог урока:
Что узнали нового на уроке?
Чему учились?
- Кто может сочинить стихотворение из 4 строчек, рассказ, мини-сочинение о размножении и развитии животных?
- Чтение стихотворений, рассказов:
Лисица детенышей рождает.
Лисята прыгают и бегают, играют.
Она за ними только и следит.
И кормит их!
Оценки за урок комментируются, поясняю домашнее задание.
Домашнее задание: с. 105 - 111 чит., отв. на вопросы; рабочая тетрадь с. 48 №2, с. 50 №5.