Грамматическая характеристика предложения

Разделы: Русский язык


Предлагаемый материал является практической реализацией технологии развивающего обучения “Разновозрастное сотрудничество” и представляет собой проект разновозрастного урока русского языка для учащихся 4-го и 5-го классов. С описанием технологии можно познакомиться в книге “Учебная деятельность: введение в систему Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова”, авторы: Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Краткое описание технологии развивающего обучения приводится в Приложении 3.

Тема урока: Грамматическая характеристика предложения.

Цели:

  • Составление алгоритма грамматической характеристики предложения.
    Задачи “учителя”:
    обобщение и систематизация знаний грамматической характеристики предложения.
    Задачи “ученика”:
    актуализировать способы определения эмоциональной окраски и цели высказывания, главных членов (грамматической основы) предложения, различения разных типов предложений в зависимости от состава грамматической основы – с одним главным членом и двумя, определения второстепенных членов предложения и их работы.
  • Формирование у учащихся умения взаимодействовать в разновозрастной группе.
    Задачи “учителя”:
    формирование умения ставить цели работы, разрабатывать соответствующие задания по теме, взаимодействовать с “учениками”, объективно оценивать, контролировать и корректировать действия “ученика”, быть толерантным;
    Задачи “ученика”:
    формирование умения фиксировать цели работы, принимать задания, слышать инструктаж “учителя”, выполнять задания в отведенное время, быть толерантным.

Проект урока русского языка в 4–5 классах

этапы урока содержание урока деятельность учителей деятельность учащихся форма работы
“ученики” 4-го класса “учителя” 5-го класса
подготовительный этап – осуществляют стыковку тем планирования;
– определяют место урока в учебном пространстве;
– определяют цель и задачи урока;
– осуществляют контроль за подготовкой учащихся 5-го класса;
– организуют индивидуальные консультации;
– формируют пары учащихся 4 и 5 классов, учитывая их особенности;
принимают информацию о проведении урока разновозрастного сотрудничества – фиксируют для себя цель урока (продукт совместной деятельности);
– самостоятельно готовят задания для своих “учеников” и оценочные листы;
– консультируются у учителей;
индивидуальная самостоятельная
вызов Учащиеся рассаживаются парами, ранее определенные совместно с учителями. – формулируют цели урока;
– проводят инструктаж по разъяснению задач, сообщают регламент времени для каждого вида деятельности;
фиксируют для себя цель урока (продукт совместной деятельности) общеклассное обсуждение
осмысление “Учителя” 5 класса предлагают выполнить задания “ученикам” 4 класса, приготовленные заранее.
Задания направлены на актуализацию следующих способов действий:
– определение цели и эмоциональной окраски высказывания;
– определение главных членов предложения;
– различение разных типов предложений в зависимости от состава грамматической основы – с одним главным членом и двумя;
– определение второстепенных членов предложения и их работы.

(см. Приложение 1)

контролируют выполнение пятиклассниками функции “учителей” выполняют задания – контролируют выполнение задания, корректируют деятельность;
– оценивают сформированность умений “учеников” в оценочном листе;
парная работа
Учителями организуется общеклассное обсуждение, в результате которого у “учащихся” систематизируются знания о предложении. Обсуждается порядок действий при составлении грамматической характеристики. организуют учебный диалог среди “учеников” выделяют и фиксируют критерии грамматической характеристики предложения контролируют выполнение задания, корректируют деятельность “учеников” общеклассное обсуждение
В процессе обсуждения происходит создание алгоритма грамматической характеристики предложения. контролируют выполнение пятиклассниками функции “учителей” оформляют порядок грамматической характеристики в виде схемы, таблицы, алгоритма контролируют выполнение задания, корректируют деятельность “учеников” парная работа
рефлексия Осуществляется демонстрация общепринятого оформления записи и составление грамматической характеристики предложения.

(см. Приложение 2)

знакомят учащихся с правилами записи грамматической характеристики предложения составляют грамматическую характеристику предложения, применяя свой алгоритм или схему контролируют выполнение задания, корректируют деятельность “учеников” парная работа