Цель: формирование экологического мировоззрения у учащихся.
Задачи:
- Установить значение воды
а) как растворителя
б) в составе живых организмов
в) в регулировании обменных процессов - Сформировать потребность в экономии воды, в недопустимости её загрязнения.
- Сформировать бытовые навыки обращения с водой.
Ход занятия
Оборудование: приборы для нагревания, предметные стёкла, пробирки, уголь активированный, растворы, калькуляторы.
(Экран – водопад.)
Учитель биологии: Здравствуйте, уважаемые ученики и наши гости! Мы очень рады видеть вас и очень хотим активно поработать все вместе.
Родившись чистым родником
Или грозой гремучей,
Уйдёт неслышно, как тайком,
А после станет тучей.
Мне тяжело её понять,
Она ведь так текуча…
То лёд, то пар, а то опять
Красива и могуча.
Ребята, предположите: о чём пойдёт речь на занятии?
Ответ: О воде.
Учитель химии: А как вы думаете зачем нужно говорить о воде?
Ответ: Она имеет огромное значение в жизни человека.
Учитель биологии: Мне очень нравятся слова Экзюпери “Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тобой наслаждаешься, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: Ты – сама жизнь!”
Сколько смысла в этих словах. Действительно, задумывались ли вы над её значением?
Зачем необходима вода?
Ответ: Это) отличный растворитель, Б) входит в состав живых организмов, В) регулирует обмен веществ в жидкой среде.
Учитель химии: Откуда берётся вода? Какая она?
Ответ: Речная, талая, водопроводная, очищенная (дистиллированная), минеральная (естественные и искусственные источники), морская, пресная.
Учитель биологии: Задумывались ли вы о расходе воды? На что мы тратим её?
Вставка схемы (вода-человек).
Посмотрите на схему. Видите, мы постарались обозначить проблему. Все уверены, что вода – это жизнь, т.е. ее нужно беречь, а мы ее используем и не всегда рационально. Давайте попробуем выяснить: как нужно относиться к воде, чтобы жизнь не нарушилась, не прервалась.
Учитель химии: Давайте превратимся в исследователей, изучим образцы нашей воды и выясним её значение для жизни. Разделимся на группы и выполним эксперимент.
Задание учителям-гостям: привести примеры пословиц и поговорок о значении воды.
Проделайте эксперимент № 1.
Поместите на предметное стекло 2–3 капли водопроводной воды. Закрепите в держателе. Осторожно нагрейте над пламенем спиртовки (вспомните правила нагревания).
Опишите ваши наблюдения, сформулируйте вывод о воде как растворителе.
Проделайте эксперимент № 2.
Поместите на предметное стекло 2–3 капли речной воды. Закрепите в держателе.
Осторожно нагрейте над пламенем спиртовки (вспомните правила нагревания).
Опишите ваши наблюдения, сформулируйте вывод о воде как растворителе.
Проделайте эксперимент № 3.
Поместите на предметное стекло 2–3 капли талой воды. Закрепите в держателе. Осторожно нагрейте над пламенем спиртовки (вспомните правила нагревания).
Опишите ваши наблюдения, сформулируйте вывод о воде как растворителе.
В: Всегда ли талая вода чистая?
Можно ли пить сырую воду? Ответ: Соли, содержащиеся в воде, могут быть вредные.
Проделайте эксперимент № 4.
В стакан с раствором перманганата калия поместите кусочки активированного угля.
Опишите ваши наблюдения. Сформулируйте вывод о свойстве угля как адсорбента.
Приведите пример практического использования данного свойства в быту.
Решите задачу.
Представьте, что сегодня утром вы спешили на работу и не плотно закрыли кран
с водой.
Вода капала со скоростью 1 капля в секунду. Вычислите объём и массу 1капли воды.
Определите, какой объём воды утечёт за 1час,8 часов, сутки, неделю, месяц, год.
Сформулируйте вывод о бережном отношении к воде.
Проделайте эксперимент № 5.
Возьмите три пробирки. Налейте в пробирку № 1 дистиллированную воду, в
пробирку № 2 прилейте 0,9% раствор хлорида натрия, в пробирку № 3 добавьте 10%
раствор хлорида натрия.
Затем в каждую из пробирок поместите одинаковые кусочки картофеля или яблока.
Опишите ваши наблюдения. Сформулируйте вывод о растворах.
Ответьте на вопрос: Можно ли вводить в кровь воду, если плазма крови содержит 80% воды? Почему с возрастом кожа становится морщинистой?
Время эксперимента закончилось. Поделитесь, пожалуйста, итогами своей работы,
выводами, которые вы сделали.
(Выступление групп; по ходу выступления учащихся учителями проводится коррекция
ответов, выводов, при этом привлекаются учащиеся других групп.)
Выступления учителей-гостей о воде.
Учитель биологии:
Ребята! Сейчас мы с вами исследовали образцы воды, проанализировали её состав и свойства. Давайте ещё раз задумаемся, как вода влияет на живой организм? Наши друзья из 10 класса проделала интересный эксперимент. Они изучили действие классической и рок музыки на прорастание лука. И вот, что у них получилось.
Эксперимент 10-го класса.
Учитель химии: Какой вывод мы можем сформулировать по эксперименту?
Ответ: Вода – хранитель информации, она регулирует жизненные процессы.
Учитель биологии: Ребята, сегодня вы самостоятельно проделали
эксперимент, прослушали выступления гостей. Какой вывод можно сделать по итогам
занятия?
Ответ: Воду нужно беречь
Учитель химии: Как беречь?
Ответ: Экономить, не загрязнять.
Учитель химии: А чем можно загрязнить?
Ответ: Сточными водами, бытовым мусором, автомобилями, продуктами
жизнедеятельности.
Учитель биологии: В чём опасность таких загрязнений?
Ответ: бактериологические заболевания
Учитель биологии: Как их предотвратить?
Ответ: кипятить и обеззараживать воду, не пить воду из водоёмов.
Учитель биологии: Вернемся к нашему противоречию. Как же разрешить его?
Ответ: Рационально использовать, экономить,, не загрязнять.
Учитель химии: А зачем все это нужно делать?
Ответ: Человек и вода взаимосвязаны, наша жизнь без воды невозможна.
Учитель химии: Итак, вода – растворитель, входит в состав живых
организмов, регулирует обменные процессы, несет огромную информацию, обладает
памятью, влияет на рост.
Учитель биологии: Ребята, какие сведения вас сегодня удивили?
Ответ: вода содержит информацию о росте, регулирует энергетический и
солевой обмен
Учитель химии: Где можно применить эти знания?
Ответ: в любой сфере жизни организма, в быту.
Учитель биологии: Наше занятие подходит к завершению. И вы получаете
следующее задание, на выполнение которого вам отводится 7 минут. Работаете в
группах.
Составьте ваши SMS картинки-сообщения с призывами для общества об охране воды .
Учителя: чтение и демонстрация картинок учащихся.
Вы получаете домашнее задание: приготовить сообщение для подшефного класса о роли воды и бережном отношении к ней.