Методическая разработка интегрированного внеклассного занятия по химии и биологии «Мы и вода»

Разделы: Химия, Биология, Внеклассная работа


Цель: формирование экологического мировоззрения у учащихся.

Задачи:

  1. Установить значение воды
    а) как растворителя
    б) в составе живых организмов
    в) в регулировании обменных процессов
  2. Сформировать потребность в экономии воды, в недопустимости её загрязнения.
  3. Сформировать бытовые навыки обращения с водой.

Ход занятия

Оборудование: приборы для нагревания, предметные стёкла, пробирки, уголь активированный, растворы, калькуляторы.

(Экран – водопад.)

Учитель биологии: Здравствуйте, уважаемые ученики и наши гости! Мы очень рады видеть вас и очень хотим активно поработать все вместе.

Родившись чистым родником
Или грозой гремучей,
Уйдёт неслышно, как тайком,
А после станет тучей.
Мне тяжело её понять,
Она ведь так текуча…
То лёд, то пар, а то опять
Красива и могуча.

Ребята, предположите: о чём пойдёт речь на занятии?

Ответ: О воде.

Учитель химии: А как вы думаете зачем нужно говорить о воде?

Ответ: Она имеет огромное значение в жизни человека.

Учитель биологии: Мне очень нравятся слова Экзюпери “Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тобой наслаждаешься, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: Ты – сама жизнь!”

Сколько смысла в этих словах. Действительно, задумывались ли вы над её значением?

Зачем необходима вода?

Ответ: Это) отличный растворитель, Б) входит в состав живых организмов, В) регулирует обмен веществ в жидкой среде.

Учитель химии: Откуда берётся вода? Какая она?

Ответ: Речная, талая, водопроводная, очищенная (дистиллированная), минеральная (естественные и искусственные источники), морская, пресная.

Учитель биологии: Задумывались ли вы о расходе воды? На что мы тратим её?

Вставка схемы (вода-человек).

Посмотрите на схему. Видите, мы постарались обозначить проблему. Все уверены, что вода – это жизнь, т.е. ее нужно беречь, а мы ее используем и не всегда рационально. Давайте попробуем выяснить: как нужно относиться к воде, чтобы жизнь не нарушилась, не прервалась.

Учитель химии: Давайте превратимся в исследователей, изучим образцы нашей воды и выясним её значение для жизни. Разделимся на группы и выполним эксперимент.

Задание учителям-гостям: привести примеры пословиц и поговорок о значении воды.

Проделайте эксперимент № 1.

Поместите на предметное стекло 2–3 капли водопроводной воды. Закрепите в держателе. Осторожно нагрейте над пламенем спиртовки (вспомните правила нагревания).

Опишите ваши наблюдения, сформулируйте вывод о воде как растворителе.

Проделайте эксперимент № 2.

Поместите на предметное стекло 2–3 капли речной воды. Закрепите в держателе.
Осторожно нагрейте над пламенем спиртовки (вспомните правила нагревания).

Опишите ваши наблюдения, сформулируйте вывод о воде как растворителе.

Проделайте эксперимент № 3.

Поместите на предметное стекло 2–3 капли талой воды. Закрепите в держателе. Осторожно нагрейте над пламенем спиртовки (вспомните правила нагревания).

Опишите ваши наблюдения, сформулируйте вывод о воде как растворителе.

В: Всегда ли талая вода чистая?

Можно ли пить сырую воду? Ответ: Соли, содержащиеся в воде, могут быть вредные.

Проделайте эксперимент № 4.

В стакан с раствором перманганата калия поместите кусочки активированного угля.

Опишите ваши наблюдения. Сформулируйте вывод о свойстве угля как адсорбента.

Приведите пример практического использования данного свойства в быту.

Решите задачу.

Представьте, что сегодня утром вы спешили на работу и не плотно закрыли кран с водой.
Вода капала со скоростью 1 капля в секунду. Вычислите объём и массу 1капли воды. Определите, какой объём воды утечёт за 1час,8 часов, сутки, неделю, месяц, год.

Сформулируйте вывод о бережном отношении к воде.

Проделайте эксперимент № 5.

Возьмите три пробирки. Налейте в пробирку № 1 дистиллированную воду, в пробирку № 2 прилейте 0,9% раствор хлорида натрия, в пробирку № 3 добавьте 10% раствор хлорида натрия.
Затем в каждую из пробирок поместите одинаковые кусочки картофеля или яблока.

Опишите ваши наблюдения. Сформулируйте вывод о растворах.

Ответьте на вопрос: Можно ли вводить в кровь воду, если плазма крови содержит 80% воды? Почему с возрастом кожа становится морщинистой?

Время эксперимента закончилось. Поделитесь, пожалуйста, итогами своей работы, выводами, которые вы сделали.
(Выступление групп; по ходу выступления учащихся учителями проводится коррекция ответов, выводов, при этом привлекаются учащиеся других групп.)
Выступления учителей-гостей о воде.

Учитель биологии:

Ребята! Сейчас мы с вами исследовали образцы воды, проанализировали её состав и свойства. Давайте ещё раз задумаемся, как вода влияет на живой организм? Наши друзья из 10 класса проделала интересный эксперимент. Они изучили действие классической и рок музыки на прорастание лука. И вот, что у них получилось.

Эксперимент 10-го класса.

Учитель химии: Какой вывод мы можем сформулировать по эксперименту?
Ответ: Вода – хранитель информации, она регулирует жизненные процессы.
Учитель биологии: Ребята, сегодня вы самостоятельно проделали эксперимент, прослушали выступления гостей. Какой вывод можно сделать по итогам занятия?
Ответ: Воду нужно беречь
Учитель химии: Как беречь?
Ответ:
Экономить, не загрязнять.
Учитель химии:
А чем можно загрязнить?
Ответ:
Сточными водами, бытовым мусором, автомобилями, продуктами жизнедеятельности.
Учитель биологии:
В чём опасность таких загрязнений?
Ответ:
бактериологические заболевания
Учитель биологии:
Как их предотвратить?
Ответ:
кипятить и обеззараживать воду, не пить воду из водоёмов.
Учитель биологии:
Вернемся к нашему противоречию. Как же разрешить его?
Ответ:
Рационально использовать, экономить,, не загрязнять.
Учитель химии: А зачем все это нужно делать?
Ответ:
Человек и вода взаимосвязаны, наша жизнь без воды невозможна.

Учитель химии: Итак, вода – растворитель, входит в состав живых организмов, регулирует обменные процессы, несет огромную информацию, обладает памятью, влияет на рост.
Учитель биологии: Ребята, какие сведения вас сегодня удивили?
Ответ: вода содержит информацию о росте, регулирует энергетический и солевой обмен
Учитель химии: Где можно применить эти знания?
Ответ: в любой сфере жизни организма, в быту.
Учитель биологии: Наше занятие подходит к завершению. И вы получаете следующее задание, на выполнение которого вам отводится 7 минут. Работаете в группах.
Составьте ваши SMS картинки-сообщения с призывами для общества об охране воды .
Учителя: чтение и демонстрация картинок учащихся.

Вы получаете домашнее задание: приготовить сообщение для подшефного класса о роли воды и бережном отношении к ней.