Кружковая деятельность – особая сфера жизни учащихся. Максимальное разнообразие, неформальность, ориентация на индивидуальные интересы и склонности детей – важные принципы её организации. Именно кружковая деятельность при правильной организации создает каждому ребенку возможность реализовать и утвердить себя, пережить чувство успеха.
Рекомендации по составлению программы кружка.
1. Процесс разработки программы должен включать определённые этапы:
1. Поисковый этап, на котором должен быть решен вопрос актуальности разработки программы :
- В чём смысл программы?
- В чём новизна и оригинальность?
- Каким будет результат реализации программы?
- Есть ли необходимость такой программы в школе?
2. Этап создания проекта программы:
- Уделить внимание по определению целей и задач.
- Содержание занятий.
- Форма отчёта результатов деятельности.
2. Структура программы.
- Введение (обоснование выбранного кружка).
- Пояснительная записка.
- Тематический (учебный) план.
- Основное содержание программы.
- Особенности методики занятий.
- Условия реализации программы.
- Прогнозируемые результаты.
- Дополнительные элементы программы (дополнительная литература, приложения, рецензии).
В пояснительной записке необходимо дать вводную характеристику кружка и сформулировать следующее:
- Краткие сведения о работе кружка;
- Учебно-методические пособия (если используются);
- Примерная структура занятий;
- Режим занятий.
Цели программы:
- Формирование профессиональной ориентации;
- Развитие творческой активности;
- Воспитание художественного вкуса.
Задачи программы :
- Мотивационная;
- Обучающая;
- Познавательная;
- Развивающая;
- Эстетическая.
В тематическом плане:
Программа кружка включает теоретическую часть и практическую работу:
- Теоретическая часть (беседы, лекции, семинары)
- Практикум (самостоятельное выполнение работы).
Формы обучения: коллективная и индивидуальная.
№ п/п | Название тем | Общее количество часов | Теория | Практика |
1. | Введение в курс. Правила поведения в кружке. | 1 | 1 | – |
Содержание программы:
Количество занятий | Тема занятия | Цели и задачи | Практическая часть |
1. | Вводное занятие. | Дать представление о занятиях в кружке. Инструктаж по ТБ и правилах поведениях | Просмотр видеофильма (выставка, презентация, игры). |
Особенности методики занятий:
Основная форма занятий – занятие, проводимое по расписанию с постоянным составом учащихся.
Примерная структура занятия:
- Организационный момент;
- Разминка: короткие логические задания, задачи на развитие внимания;
- Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, работа в тетрадях, с дополнительным материалом (пазлы, раскраски, конструкторы, конструирование из бумаги и т.д);
- Физкультминутка;
- Работа по группам;
- Релаксация;
- Подведение итогов.
Длительность занятий в 1 классе 30–35 минут, во 2–4 классах 35–40 минут.
Программа рассчитана на детей 7–11 лет.
Вид детской группы: профильная, состав постоянный.
Особенности набора детей: свободный(по результатам анкетирования).
Число обучающихся по годам обучения.
Условия реализации программы:
Материальные средства:
Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего
реализацию рабочей программы (базовый учебник, дополнительная литература для
учителя и учащихся, перечень Интернет-ресурсов и других электронных
информационных источников, перечень обучающих и прочих компьютерных программ,
используемых в образовательном процессе)
Педагогические кадры:
Учителя, педагоги дополнительного образования.
Принципы обучения:
- Создание комфортной атмосферы на занятиях.
- Личностно-ориентированный подход к учащимся в образовательно-обучающемся процессе.
- Адекватность средств, форм и методов обучения поставленной цели.
- Приобщение каждого учащегося к культурным ценностям.
- Вовлечение учащихся в активную деятельность.
- Создание условий для самовыражения и самообразования, для раскрытия индивидуальных особенностей и возможностей каждого учащегося.
- Создание хорошей материально-технической базы.
- Организация содержательного досуга.
- Организация совместного досуга учащихся и педагогов.
Прогнозируемые результаты:
ЗУН по годам обучения
К концу первого года обучения учащиеся должны:
- иметь представление о…
- знать понятия …
- иметь навыки …
Дополнительные элементы программы.
(Дополнительная литература, приложения, рецензии.)
Титульный лист.
На титульном листе рекомендуется указывать:
– когда и кем рассмотрена и утверждена рабочая программа;
– название рабочей программы;
– класс, на который рассчитана рабочая программа;
– ФИО, должность автора(ов)-cоставителя рабочей программы;
– полное название ОУ по уставу школы;
– год разработки рабочей программы.
ОБРАЗЕЦ
Приложение 1. Кружковая работа.Приложение 2. Презентация по кружку 2011 года.
Приложение 3. Характеристика класса.