Пояснительная записка
В настоящее время в развитом социальном обществе возникает проблема выбора профессии учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В силу личностных особенностей, выпускникам коррекционных школ VIII вида очень сложно сориентироваться в условиях современного рынка труда, поэтому встает вопрос об актуальности этой проблемы.
Вопросами предпрофильной подготовки и профильного обучения занимались такие исследователи как: Т.Б. Демина, П.С. Лернер, Н.В. Немова, Т.В. Челышева, И.Д. Чечель, С.Н. Чистякова и др. Авторы ставят вопрос о трудности свободного выбора профессии самими учащимися с ОВЗ, как это делается в массовой школе [10,11].
Профессиональное самоопределение учащихся происходит в условиях нестабильной ситуации в стране, изменениями, происходящими в системе образования. Исследования отечественных дефектологов убедительно доказали, что наиболее общие закономерности развития психики ребенка обнаруживаются и в ходе развития детей с нарушением интеллекта, хотя отмечается своеобразие черт. Профессиональное самоопределение учащихся с ОВЗ затруднено в связи с бедностью жизненного опыта, ограниченностью знаний, неточностью понятий, представлений, незрелостью чувств, интересов, неадекватностью самооценки [16].
Предпрофильная подготовка является чрезвычайно важным элементом целостной системы профильного обучения, так как подготовка учащихся к осознанному выбору профиля дальнейшего обучения способствует адекватному профессиональному самоопределению.
Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся коррекционной школы относительно профилирующих направлений обучения и сферы последующей профессиональной деятельности [15].
Факультативные курсы – основная форма предпрофильной подготовки учащихся.
Курс “Вышивка шелковыми лентами” предназначен для знакомства учащихся с основами текстильного дизайна, выработки навыков по изготовлению различных элементов дизайна [18].
Факультативный курс предусматривает безотметочную систему обучения учащихся с ОВЗ, введение накопительной оценки учебных достижений учащихся по типу “портфолио”.
Курс “Вышивка шелковыми лентами” – это межпредметный курс, в котором интегрируются знания учащихся по математике, естествознанию, социально-бытовой ориентировке и истории. Эти знания помогают им строить чертежи выкроек, учитывать расходы материалов. Главная ценность курса – практическое применение знаний в повседневной жизни в условиях развивающихся рыночных отношений.
Вышивка – один из самых распространённых видов декоративно-прикладного искусства. Она постоянно развивается и совершенствуется параллельно историческим этапам развития человечества, отражает процесс культуры. Шёлковые ленты украшают наш быт и сопровождают нас всю жизнь. Одеяльце новорождённого перевязывают розовой или голубой лентой. Волшебными кажутся куклы в переливающихся ленточных платьях. Шары с яркими бантами – самые красочные украшения на новогодних ёлках. Долгожданный подарок перевязывается красивейшей лентой. Этими блестящими полосками переплетают свадебный букет, декорируют наряд невесты, украшают машины [3,6].
Отделка лентами придаёт любой модели неповторимость и эстетичность. Преимущество такого рукоделия по сравнению с другими видами вышивки заключается в том, что лента намного шире нити и рабочая поверхность быстро заполняется ленточными узорами. Особенность и простота этого вида творчества в том, что ленточные стежки объёмны и нет необходимости изображать светотени множеством разнооттеночных нитей. Необычная выпуклость ленточной вышивки, гармония элементов, цветосочетание и блеск – эти чудеса иллюзии преображают рисунок, который в графическом исполнении может выглядеть скромно и не впечатляюще [7,13].
Настоящая программа предусматривает преемственное развитие знаний и умений, полученных девушками в процессе изучения предмета “Трудовое обучение”, а также продолжает знакомить учащихся с профессиями швейной промышленности. В программу включены содержательный материал по изготовлению элементов декора в различных техниках (лоскутная, вышивка крестом и лентами), а также разделы предмета “Швейное дело” по материаловедению, машиноведению, конструированию, позволяющие закрепить и применить их в области текстильного дизайна интерьера.
Подготовка учащихся по факультативному курсу “Вышивка шелковыми лентами” в объеме 68 часов (2ч/нед.) осуществляется следующим образом:
I четверть – 18 часов;
II четверть – 14 часов;
III четверть – 20 часов;
IV четверть – 16 часов.
Цель курса: создание условий для систематизации знаний в области профилей трудовой подготовки и применения в текстильном дизайне интерьеров.
Задачи:
- расширение профилей трудовой подготовки через овладение простейшими видами труда в вышивке шелковыми лентами;
- ознакомление учащихся с основами текстильного дизайна интерьеров;
- систематизация знаний учащихся о разных видах рукоделия;
- формирование навыков по изготовлению различных элементов декора (подушки, панно, скатерти, салфетки, прихватки и т.п.).
Такие задачи требуют от учителя применения разнообразных методов и приемов обучения, которые повышают эффективность познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Курс “Вышивка шелковыми лентами” носит прикладной характер. Объем знаний и умений позволит учащимся в будущем благоустроить свои дома, организовать свой досуг. Последовательность изложения тем в программе дана по мере усложнения в техническом и художественном отношении. Вариативность изучаемого материала позволяет учителю направлять процесс обучения не только на накопление определенных знаний и умений по вышивке шелковыми лентами, но и максимально возможную коррекцию недостатков развития учащихся с ОВЗ.
В основу изучения курса положен принцип доступности выполнения трудовых работ, что дает возможность развивать познавательные интересы, интеллектуальные, творческие, коммуникативные и организаторские способности (учить искать оригинальные решения в нестандартных ситуациях, воплощать собственные идеи, прививать навыки делового общения); уделяется также внимание современной терминологии.
В ходе обучения учитель должен уделять значительное внимание формированию и закреплению общетрудовых умений: ориентировке в задании, включающей анализ образца изделия и чертежа, планированию предстоящей работы, выполнению текущих и итоговых контрольных операций. Эффективность контроля напрямую зависит от умения опираться на требования к качеству изделия, а также от овладения технологией выполнения контрольных операций. В освоении предмета факультативного курса используются задания на развитие высших психических процессов.
В соответствии с психофизическими особенностями учащихся с ОВЗ, можно использовать следующую структуру занятия факультативного курса. Его структура зависит от цели и задач занятия и может включать в себя следующие этапы.
1. Организационный момент
Цель – подготовка учащихся к работе, организация внимания.
Для данного этапа необходимо использовать упражнения направленные на:
- концентрацию внимания;
- переключение внимания;
- активизацию мыслительной деятельности и т.п.
2. Актуализация опорных знаний
Цель – организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цель и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы. Ввод нового понятия возможен разными способами:
- загадка;
- ребус;
- игры “Отсроченная отгадка”, “Удивляй”, “Да – нетка”, “Лови ошибку”;
- упражнения, направленные на выполнение мыслительных операций: сравнение, обобщение, систематизация;
- операции анализа, синтеза, классификации;
- проблемный вопрос и т.п.
3. Работа по теме (изучение нового)
Цель – дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе, изготовлении изделия или элемента декора и т.п.
Сообщение материала возможно:
- в виде рассказа учителя (научный, доступный, в меру эмоциональный, последовательный, с опорой на наглядность, с использованием инструкционных и предметно – технологических карт, с проведением словарной работы, с выводами);
- самостоятельное знакомство с новым материалом путем наблюдения и использования учебной и справочной литературы;
- вводной беседы (если у учащихся есть запас сведений по данной теме);
- чередование беседы и рассказа;
- применение ТСО.
Для развития творческих способностей учащихся огромное значение имеют такие частично-поисковые задания, которые содержат несколько вариантов решений.
4. Закрепление
Цель – закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации. Используемые методы:
- беседа;
- работа с литературой;
- работа с тетрадью;
- практическая работа;
- программированные задания;
- дидактические игры;
- ТСО;
- таблицы, схемы, тесты;
- самостоятельная работа.
Задания данного этапа требуют большей или полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, творческое применение знаний.
Примером таких заданий, например, при изучении
лоскутной техники, могут быть разнообразные игры
на составление фигур-силуэтов по своему
замыслу:
“Монгольская игра”, “Танграм” (из квадрата),
“Вьетнамская игра” (из круга), “Колумбово
яйцо”, “Удивительный треугольник”.
Решая творческие, нестандартные задания, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению.
5. Итог
Цель – сделать вывод и подвести итог, как работала группа учащихся на занятии, отметить работу учащихся, выяснить что нового учащиеся узнали на занятии.
- выводы;
- вопросы на понимание изученного материала;
- анализ качества работы учащегося.
Данный этап может включать упражнения на самооценку, игру “Резюме”, расширение поля отметок и т.п.
Коррекционно-развивающая направленность занятий предполагает включение заданий с опорой на несколько анализаторов учащегося.
Итогом обучения должно стать такое усвоение учащимися знаний и профессиональных навыков, которые утвердят их в профессиональном выборе, а так же достигнут психологической готовности к самостоятельной жизни.
Данная программа факультативного курса создает предпосылки для формирования у учащихся активной творческой деятельности, коррекции образного мышления, пространственного воображения, способствует развитию адекватной самооценки, помогает формированию устойчивых трудовых навыков, навыков самостоятельности в работе.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема, раздел | Кол-во часов |
I четверть | 18 | |
I. Введение в курс | 2 | |
II. Ткани и отделочные материалы | 4 | |
1. | Виды лент их свойства и назначение. | 1 |
2. | Выбор материала, игл и приспособлений. | 1 |
3. | Продевание ленты в иглу, закрепление ленты. | 1 |
4. | Способы перевода рисунка на ткань, принадлежности для перевода. | 1 |
III. Швы и техники | 12 | |
1. | Технология вышивки лентами. | 1 |
2. | Подготовка пялец к работе. Виды основных швов. Правила безопасной работы. | 2 |
3. | Технология выполнения швов (шов петля, колониальный узелок, французский узелок, ленточный шов, шов захват). | 4 |
4. | Изготовление декоративной диванной подушки. | 6 |
II четверть | 14 | |
IV. Швы и техники | 14 | |
1. | Технология выполнения розы из ленты. | 1 |
2. | Технология выполнения цветка из присборенной ленты. | 1 |
3. | Технология выполнения розы “паутинка”. | 1 |
4. | Технология выполнения розы из скрученной ленты. | 2 |
5. | Изготовление елочной игрушки “Новогоднее чудо” <Рисунок 1>. | 9 |
III четверть | 20 | |
V. Швы и техники | 6 | |
1. | Технология выполнения стебельчатого шва. | 1 |
2. | Технология выполнения петельного стежка с настилом, перекрученного. | 1 |
3. | Технология выполнения узора “Зимний венок”. | 4 |
VI. Изготовление элементов декора в разных техниках | 14 | |
1. | Изготовление шкатулки с использованием объемной вышивки. | 4 |
2. | Изготовление панно “Подсолнухи”, “Анютины глазки”. | 10 |
IV четверть | 16 | |
Изготовление элементов декора в разных техниках | 16 | |
1. | Изготовление панно “Весенний букет”. | 4 |
2. | Изготовление шкатулок с использованием объемной вышивки. | 10 |
3. | Итоговое занятие, выставка работ <Рисунок 2>, <Рисунок 3> | 2 |
Всего: | 68 |
Программа курса
ТЕМА 1. Введение в курс (2ч)
Знакомство с содержанием курса. Историческая справка по использованию вышивки в одежде и интерьере. Инструменты, материалы и другие принадлежности. Охрана труда на занятиях по данному курсу.
ТЕМА 2. Ткани и отделочные материалы (4ч)
Ткани: их волокнистый состав и свойства. Факторы, влияющие на выбор ткани. Виды отделки и других отделочных материалов. Виды лент их свойства и назначение. Выбор материала, игл и приспособлений. Продевание ленты в иглу, закрепление ленты. Способы перевода рисунка на ткань, принадлежности для перевода.
ТЕМА 3. Швы и техники (12ч)
Технология вышивки лентами. Подготовка пялец к работе. Виды основных швов. Правила безопасной работы. Технология выполнения швов (шов петля, колониальный узелок, французский узелок, ленточный шов, шов захват). Изготовление декоративной диванной подушки.
ТЕМА 4. Швы и техники (14ч)
Технология выполнения розы из ленты.
Технология выполнения цветка из присборенной
ленты.
Технология выполнения розы “паутинка”.
Технология выполнения розы из скрученной ленты.
Изготовление елочной игрушки “Новогоднее
чудо”.
ТЕМА 5. Швы и техники (6ч)
Технология выполнения стебельчатого шва. Технология выполнения петельного стежка с настилом, перекрученного. Технология выполнения узора “Зимний венок”.
ТЕМА 6. Изготовление элементов декора в различных техниках (14ч)
Изготовление шкатулки с использованием объемной вышивки. Изготовление панно “Подсолнухи”, “Анютины глазки”.
ТЕМА 7. Изготовление элементов декора в различных техниках (16ч)
Изготовление панно “Весенний букет”. Изготовление шкатулок с использованием объемной вышивки. Итоговое занятие, выставка работ.
Литература
- Андреева Р. П. Лоскутное шитье / Р. П. Андреева. – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2004.
- Вышивка для одежды / пер. с англ. – М.: Издательский дом “Ниола 21-й век”, 2005. – (Серия “Вышивка от А до Я”).
- Вышивка лентами / Пер. с англ. – М.: Издательство “Ниола – Пресс”, 2008. – 128с.
- Еременко Т. И. Иголка – волшебница / Т. И. Еременко. – М.: Просвещение, 1988.
- Зентграф К. Подушки. Валики. Пуфы / К. Зентграф. – М: ЗАО “Издательская группа “Контэнт”, 2005.
- Искусство вышивки лентами/ А.Г.Чернова, Е.В.Чернова.-8-е.изд.-Ростов тн/Д: Феникс,2007.- 157с.: ил.,(8)л.ил.-(Город мастеров).
- Кокс Э. Вышивка шелковыми ленточками / Э. Кокс. – М.: Изд-во “Кристина – Новый век”, 2006.
- Лена-рукоделие: Пэчворк: журн. – 2001. – № 2.
- Лоскутное шитье: подушки, одеяла, панно. – М.: Издательство “Ниола-Пресс”, 2006.
- Немова Н.В. Предпрофильная подготовка и профильная ориентация 9-классников // Директор школы. – 2005. – №5.
- Немова Н.В. Управление введением системы предпрофильного обучения девятиклассником. – М., 2003.
- Рукоделие: вышивка, фриволите, макраме, вязание изделия из бисера, шторы, подушки / авт.-сост. Н. А. Юруть. – Минск: ООО “Харвест”, 2004.
- Фантазии из шёлковых ленточек / Хелен Дафтер . Перевод и издание на русском языке ЗАО “Издательская группа Контэнт”, 2007.
- Чеймберз Ш. Азбука лоскутного шитья / Ш. Чеймберз. – М.: Изд-во “Ниола-Пресс”, 2006.
- Черникова Т.В. Предпрофильная подготовка воспитанников интернатных учреждений как гарантия успешной социализации // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2004. – №4.
- Чистякова С.Н. Проблемы и риски самоопределения старшеклассников в выборе профиля обучения // Профильная школа. – 2004. – №5.
- Чиотти Д. Подушки / Д. Чиотти. – М.: Изд-во “Ниола-Пресс”, 2006.
- Элективные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников. – М., 2003.