1. Условия возникновения и становления опыта
Работа с молодыми специалистами – одно из приоритетных направлений в деятельности любого образовательного учреждения.
Управление образования о. Муром объединило всех молодых педагогов города. Изначально проводились разовые мероприятия по повышению профессионального мастерства, затем работа приобрела системный характер.
На протяжении 8 лет в городе успешно функционирует клуб молодых специалистов “Союз горячих сердец”.
Деятельность клуба строится на основе комплексно-целевой программы “ Адаптация молодого учителя ”.
Клуб имеет свою символику, гимн. Работу клуба координирует актив, возглавляемый президентом.
2. Обоснование актуальности и перспективности опыта, его практической значимости
Социальные перемены, протекающие в России сегодня, радикально изменили облик российского общества. Страна находится на подъёме, интенсивно развивается экономика, накоплено достаточно ресурсов. Необходимо выработать долгосрочную стратегию развития и важно иметь кадры, которые будут воплощать эту стратегию в жизнь.
Чем раньше молодой специалист убедится в правильности выбора профессии, чем меньше прогнозируемых трудностей встретит он, тем более квалифицированным специалистом он может в итоге стать.
В современном мире знания стремительно устаревают. Это требует и постоянной профессиональной подготовки, и постоянного совершенствования инструментария для самостоятельной работы с информацией.
Практика показывает, что специалист максимально раскрывает свой потенциал только тогда, когда он понимает свою роль в решении общих задач и получает адекватную оценку со стороны коллег.
Таким образом, необходимо создавать условия для развития внутренних мотивов педагогического роста, формировать личность педагога с объективным восприятием Я-концепции, способной к самовоспитанию, самообразованию, саморазвитию.
3. Ведущая педагогическая идея
Развитие мировоззрения, профессионально-ценностных ориентаций и личностно-нравственных качеств молодых педагогов, готовых к самообразованию и самосовершенствованию.
Повышение уровня профессиональной компетенции молодых специалистов через дифференциацию и оптимальное сочетание видов и форм работы, стимулирование профессиональной творческой активности и стремления к профессиональному росту.
Развитие личности, способной успешно и на высоком профессиональном уровне решать педагогические задачи, обладающей качествами, соответствующими требованиям, предъявляемым Концепцией модернизации российского образования, современной жизнью, инициативой “Наша новая школа”.
Теоретическая основа опыта
Педагогические исследования Г.К. Селевко, который, изучив современные образовательные технологии, выделил их ведущие педагогические идеи, очертил круг задач, решение которых позволит достичь ведущих целей образовательной деятельности, и определил основной инструментарий.
В процессе работы над блоком “Современный урок, каким ему быть?” научная разработка, практическое обоснование идей и технологий, их анализ позволяют каждому молодому педагогу определить личностно-значимый вариант воплощения содержания образования. Данный Г.К.Селевко анализ концептуальных основ передового педагогического опыта Е.Н.Ильина, Ш.А.Амонашвили, В.Ф.Шаталова, С.Н.Лысенковой, М.Монтессори, изучение особенностей содержания и методик позволяют молодым учителям определить стратегию саморазвития, помогают в решении тех методических проблем, которые объективно возникают в деятельности молодого специалиста.
Новизна опыта.
Сегодня ученые – практики осознают необходимость специально созданной целостной системы адаптации и становления молодых педагогов, целенаправленной комплексной работы по выявлению и развитию их потенциала.
В результате исследования выявлена и апробирована система методологических условий, способствующих созданию педагогического кредо молодым специалистом, ведущая к закреплённости молодых педагогов в образовательных учреждениях.
Технология опыта
В настоящее время в стране реализуется Концепция модернизации Российского образования, инициатива “Наша новая школа”. Образованность общества, а особенно молодежи, должна стать основой для решения социальных и экономических проблем, сохранение и развитие науки и культуры, национальных традиций, укрепление государства и обеспечение его безопасности. В решении этих задач определяющая роль принадлежит учителю. Будущее школы – это компетентные педагоги.
Любое обновление школы требует реконструкции не только материально-технической базы и содержания образования, но и кадрового потенциала. Эти стратегические линии должны развиваться параллельно.
Инфантильный, неразвивающийся учитель никогда не воспитает творческую созидательную личность. Не умеющий адаптироваться, не владеющий коммуникационными навыками, не способный найти свое место в социуме учитель не научит этому учеников.
Управление образования г. Мурома в течение 8 лет в системе работает с молодыми специалистами-учителями разных специальностей по различным направлениям.
Создана комлексно-целевая программа “Адаптация молодого учителя”.
Вот уже 7 лет в городе успешно функционирует Клуб молодых специалистов “Союз горячих сердец”, сплотивший 125 начинающих учителей города.
Работа с молодыми специалистами и со стажерами традиционно является одной из самых важных составляющих деятельности и методической службы города и района. Она посвящена анализу наиболее типичных затруднений учебного, дидактического характера, которые испытывают студенты – выпускники и начинающие учителя в своей преподавательской деятельности. С позиции системного подхода работу с молодыми учителями можно представить как процесс самостоятельной деятельности тех, кто организуют ее, руководит и управляет повышением профессионального уровня учителей, объект, он же субъект (молодой учитель); среда (средства и условия труда).В результате целенаправленного воздействия на объект (субъект) формируется
Организация работы с молодыми специалистами предполагает следующие этапы:
- диагностика, выявление состояния проблемы;
- анализ целевых установок при создании программы развития; разработка стратегии основных направлений работы;
- формирование плана действий по реализации стратегии;
- апробация комплексно-целевой программы; корректировка отдельных составных элементов работы.
Проведение диагностики и самодиагностики педагогической деятельности направлено на овладение каждым учителем навыками самоанализа, самооценки, что позволяет переводить работу с кадрами в режиме активного саморегулирования и самокоррекции, распознать профессиональные и личностные особенности учителя.
Овладение навыком самодиагностики позволяет учителю самостоятельно анализировать и вносить необходимые коррективы в учебно-воспитательный процесс. При этом учитель выходит на новый уровень самоорганизации - в режим непрерывного педагогического совершенствования и поиска.
Как показывает анализ школьной действительности и социально-педагогических исследований, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация выпускника может протекать длительно и сложно.
Для планирования деятельности по программе “Становление молодого учителя” были выявлены доминирующие затруднения: недостаточное владение учебным материалом по преподаваемому предмету; отсутствие навыков владения методами практической работы при осуществлении дифференцированного подхода к учащимся; воспитательная работа.
Данные проблемы возникают в связи с тем, что молодой специалист на старте педагогической деятельности знает достаточно, но мало умеет, так как у него еще не сформированы профессионально значимые качества; выявляются противоречия между профессиональной направленностью и выбранной специальностью, происходит переоценка собственных сил и идеализация выбранной профессии. Как следствие, происходит не всегда оправданный отток молодых учителей, не нашедших себя в выбранной специальности.
Главная цель комплексно-целевой программы – оказание помощи начинающим педагогам в профессиональной адаптации.
Целями также являются:
- развитие мировоззрения, профессионально - ценностных и личностно-нравственных качеств молодых педагогов, готовых к самообразованию и самосовершенствованию.
- развитие современного диалектического стиля педагогического мышления учителя, таких его черт, как системность, комплексность, конкретность.
- формирование у учителей толерантности, чувства меры, гибкости, мобильности и т.д.
Данные цели реализуются через следующие задачи:
- развитие профессиональных навыков, педагогической техники молодых учителей, в том числе навыков применения различных средств обучения и воспитания, общения со школьниками и их родителями.
- использование в учебно-воспитательном процессе современных методик, форм, видов, средств и новых технологий.
- развитие готовности у молодых педагогов к профессиональному самосовершенствованию, работе над собой.
- выявление и предупреждение недостатков, затруднений и перегрузок в работе молодых учителей.
Для достижения поставленных целей и реализации указанных задач были проведены следующие мероприятия.
1. Семинары-тренинги: Семинары-тренинги по интерактивным методам обучения и воспитания. Участники этих семинаров знакомились с прогрессивными методами преподавания и воспитания, методикой применения новых педагогических технологий.
На семинарах по практической психологии молодые учителя научились, овладели методами психологии общения. Отдельный семинар был посвящён работе с родителями.
2. “Современный урок – какими ему быть?” - этот блок обучения молодых учителей включает в себя и лекционный курс, и своеобразные мастер-классы для молодых учителей. Ведут их педагоги со стажем, признанные мастера члены клуба “Пеликан”. Задача мастер-классов – показать начинающим учителям интересные методики, педагогические ходы, которые можно использовать на уроках по всем школьным дисциплинам.
3. После семинаров и проведённых мастер-классов, методисты, наставники, руководители образовательных учреждений посещают уроки молодых учителей, дают им необходимые рекомендации и советы.
4. Участники клуба знакомят с материалами семинара, идеями, предоставленными на них, других учителей города.
Это способствует повышению профессионализма молодых учителей, а также их ответственности.
5. Диспуты, дискуссии, “круглые столы”, проведенные на базе Центра работы с педагогическими кадрами (ЦРПК), позволили обсудить современные, новейшие методики, технологии, достижения психолого-педагогической науки, поделиться накопленным опытом апробации, возникшими проблемами, обсудить открытые и взаимопосещённые уроки и мероприятия.
6. Консультирование педагогов по конкретным профессиональным проблемам – консультации на базе ЦРПК для молодых учителей. Кроме этого учителя используют базу ЦРПК для повышения своей компьютерной грамотности, получают доступ к материалам периодической печати, поиску методических новинок, в том числе через Интернет.
7. С целью оказания методической помощи, а также обобщения материалов, наработанных в ходе проекта, планируется выпуск методического сборника “В помощь молодому учителю”. В сборник войдут методические советы учителю, статьи, посвященные вопросом применения новых педагогических технологий, разработка уроков по различным школьным дисциплинам с применением активных методов преподавания, частично материалы опубликованы в журнале “Школа лидера”.
8. С целью пропаганды достижений молодых учителей, повышения их заинтересованности в росте профессионализма в ходе проекта 1 раз в 2 года проводится смотры-конкурсы “Признание”, “Мисс образования”.
9. Совместные досуговые мероприятия, экскурсии в Москву, Владимир, Дивеево; совместное посещение спектаклей и концертов, посещение бассейна, совместное проведение праздников сплотили членов клуба.
Результаты проекта и его эффект для решения указанной проблемы.
В ходе реализации комплексно-целевой программы молодые учителя города получают доступ к самым прогрессивным идеям образования и воспитания, информацию о новых педагогических технологиях. Посещая мастер-классы опытных учителей, участники проекта смогут на практике увидеть педагогические приёмы и применения активных методов преподавания. У всех участников проекта будет возможность на практике применить полученные знания, обсудить организованные мероприятия, поделиться проблемами и найти пути выхода их них.
Все молодые учителя города получают возможность использовать базу УО и ЦРПК для получения квалифицированных консультаций.
Семинары-тренинги и мастер-классы проводятся на базе различных школ. Молодые учителя знакомятся с методической базой этих школ, опытными учителями-предметниками, оформлением кабинетов и накопленным раздаточным и дидактическим материалом, что, несомненно, востребовано ими в работе.
Участие в конкурсе “Признание” активизирует процесс самообразования молодых учителей, способствует их активной жизненной позиции, представляет опыт лучших учителей, служит пропаганде учительского труда и закреплению в школах молодых кадров, стимулирует учителей к творческой работе.
В ходе выполнения проекта созданы условия для роста профессионального мастерства педагогов. Через постоянную, систематическую, профессиональную учёбу на местах формируется мастерство учителя. Сотрудничество в течение длительного времени, позволяет улучшить стиль, почерк работы учителя и его личностные качества, видеть рост его профессионализма.
Таким образом, программа помогает и молодым учителям, и руководителям школ решать целый ряд проблем, стоящих перед молодыми учителями, способствует поиску и проявлению учителями своего педагогического кредо, и, что очень важно, взаимодействию молодых учителей друг с другом и с образовательными структурами.