Пояснительная записка
На современном этапе развития образования и воспитания очень важно, чтобы в стремительном потоке изменения нашего общества не потерять богатство и уникальность накопленного поколениями опыта, сформировавшего духовную культуру нации и всего человечества, т.е. актуальными и значимыми в процессе воспитания и образования остаются предметы художественно-стетического цикла. К этому циклу относится бисероплетение, которое является древнейшим видом искусства, и в наше время востребованным и непрерывно развивающимся видом художественного творчества. Данная программа посвящена обучению детей младшего школьного возраста создавать игрушки, цветы, женские украшения и другие поделки из бисера на проволоке и нитке. Новизна программы заключается в том, что она разработана для детей младшего школьного возраста, начиная с 7 лет (все программы, просмотренные автором, были разработаны для детей, начиная с 8 лет). В программе впервые спланирована работа по обучению детей такого возраста изготовлению игрушек на проволоке.
Создание игрушки - это очень действенный мотив для ребенка младшего школьного возраста. Умение нанизывать бисер на проволоку очень кропотливый и в тоже время захватывающий процесс, который нравится детям. Педагогическая целесообразность выбранного направления заключается в том, что, изготавливая игрушки, дети вовлекаются в трудовую и учебную деятельность очень схожую с игровой, которая еще недавно была ведущим видом деятельности, и поэтому оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребенка. Также можно рассматривать занятия бисероплетением по данной программе как путь преодоления стресса на условия строго регламентированного обучения при переходе с дошкольного воспитания на школьную ступень. Это подтверждает особо большой интерес к занятиям по данной программе детей именно 1 класса. Обучение бисероплетению развивает эстетическое восприятие, т.к. неразрывно связано с вопросами цветовосприятия, композиции и гармонии. Прикосновение к миру красоты создает у детей положительные эмоции, ощущение радости. Работа с бисером способствует развитию мелкой моторики, которое тесно связано с развитием речи и умственным развитием в целом. Создавая изделия из бисера, необходимо уметь понимать различные схемы, вести счет бисеринок, что, несомненно, развивает мышление. Бисероплетение способствует формированию нравственных качеств – трудолюбия, заботливого отношения к старшим и др. Бисероплетение учит ребенка создавать вещи материального мира своими руками, формирует трудовые навыки, дает первоначальную профессиональную информацию, что является весьма актуальной задачей. Сегодня большинство родителей нацеливают детей на занятия умственными видами деятельности или так называемыми - “перспективными” - это английский язык, информатика, пение, танцы, теннис и т.п. А вот современный рынок труда требует хороших, квалифицированных, образованных рабочих, т.е. профессионалов, творящих руками. Поэтому и воспитание уважительного отношения к людям, которые могут своими руками изготовить уникальную вещь является важной и актуальной задачей при подготовке детей к взрослой жизни. Данная программа адекватна возрастным возможностям, она направлена на воспитание творческой личности, на её самоопределение, на формирование системы ценностей.
Цель программы: развитие творческой личности через приобщение к древнему народному ремеслу - низанию бисера. Формирование художественно-ценностных ориентиров ребёнка в процессе развития его самоопределения.
Задачи программы:
обучающие: формирование у детей умений и навыков практической работы с бисером на основе теории цветоведения и композиции; обучение технологии изготовления различных изделий из бисера с применением разнообразных материалов и инструментов; ознакомление с историей и развитием искусства бисероплетения; с миром руда взрослых.
развивающие: развитие творческих и интеллектуальных способностей; формирование эстетического восприятия окружающего мира; развитие художественного вкуса; развитие произвольных движений.
воспитывающие: воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности; воспитание уважения к наследию предков; воспитание заботливого отношения к близким; воспитание культуры взаимоотношений с детьми и взрослыми; воспитание эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.
Отличительные особенности программы от уже существующих программ.
Было проведено сравнение данной программы со следующими программами аналогичного направления: 1 - “Бисерная фантазия ”. Программа напечатана в сборнике “Программы для учреждений ДОД” выпуск № 11. М. ГОУ ЦРСДОД 2004 г. Автор не указан 2 - “Бисероплетение и орнаментальная вышивка”. Ефимова С.В.(программа имеет сертификат авторской программы, является лауреатом городского конкурса образовательных программ) 3 - “Бисероплетение”. Селивахина В.А.(далее эти программы будут обозначаться, как 1, 2, 3 - соответственно)
Все вышеперечисленные программы были напечатаны в сборниках “Программы для учреждений ДОД” М. ГОУ ЦРСДОД. Уже указывалось отличие со всеми программами в возрасте детей, участвующих в реализации программ. Следующим отличием является содержанием обучения, а точнее выбор техники плетения, материала и тематике работ. В данной программе, которая расчитана на 2 года обучения (360 уч.ч.), 145уч.ч . отводится обучению детей изготовлению поделок из бисера на проволоке; ведущая тема поделок - игрушка. В вышеуказанных программах эта техника либо совсем не изучается, например в программе 3, либо изучается значительно меньше. Выбор проволоки, как основного материала (для низания бисера, конечно), обусловлен психологическими особенностями детей младшего школьного возраста, а именно их мотивацией на результат, причём быстрый, а не на процесс. Работа с проволокой, в отличие от иголки с ниткой, позволяет за одно занятие выполнить работу от начала до конца. Интерес к данному виду творчества у детей не иссякает, т.к. по тематике, технике выполнения, назначению поделок “проволока очень разнообразна”.
Механизм реализации программы.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы - 7-12 лет. Программа предусматривает обучение, как девочек, так и мальчиков. Курс обучения 2-х годичный. Данная программа рассчитана на два этапа обучения: I этап – 1-й год обучения, II этап – 2-й год обучения.
Режим работы детского объединения:
I этап – 2 занятия в неделю по 2 учебных часа, за год – 144 уч. ч.. II этап – 2 занятия в неделю, одно занятие – 2 уч.ч., другое – 3 уч. ч. (желательно, чтобы второе занятие проходило в выходной день). За год – 180 уч. ч.
Группы комплектуются с учетом возраста, индивидуальных способностей и уровня подготовки. Количество учащихся в группах первого года обучения составляет 10-12 человек, а для второго года обучения 8-10 в связи с тем, что обучающиеся должны находиться в поле зрения педагога, так как на занятиях используются колющие и режущие предметы и на II этапе усложняются изделия и доля индивидуального внимания учащимся увеличивается.
В начале и середине учебного года детей необходимо познакомить с правилами техники безопасности на занятиях, правилам обращения с инструментами. В виду большой сосредоточенности глаз при работе с бисером необходимы перерывы, во время которых рекомендуется выполнение комплекса упражнений для глаз. Обучение в основном проходит в групповой форме, которая используется при объяснении нового материала. В рамках одного учебного занятия также применяется организация работы по подгруппам и индивидуально. Это позволяет обучать детей более сложной технике и помогать в изготовлении творческих работ. В процессе обучения происходит выработка жизненно важных качеств: трудолюбие, аккуратность, целеустремленность, художественного вкуса. Отработка навыков бисероплетения производится на небольших плоских однослойных изделиях. Затем дети выполняют объемные фигурки. Основное внимание на занятиях обращается на совершенствование навыков техники бисероплетения и качество выполнения изделий. Также большое внимание уделяется вопросам цветоведения. Цвет изделия является основным элементом зрительного восприятия, поэтому учащимся необходимо показать многообразные варианты сочетаний цветов и оттенков, научить подбирать цвета в зависимости от характера и назначения изделия.
Практическая работа на занятиях не является жестко регламентированной, дети имеют возможность выбора и реализации своих творческих замыслов, что позволяет удержать интерес к бисероплетению. Практические результаты и темп освоения программы являются индивидуальными показателями.
Прогнозируемые результаты
К концу I этапа обучения:
учащиеся должны знать: различные виды материалов, инструментов; специальную терминологию, обозначающую материалы, инструменты, основные приемы низания ( “бисер”, “бусина”, “рубка”, “стеклярус”, “проволока”, “иголка”, “нитки”, “фиксирование” и др.); основные приемы низания: “параллельное плетение”, “бугорки”, “крестик”, “зигзаг”; основы цветоведения (цвета, удачно сочетаемые в изделиях из бисера);основы композиции (“ритм”, “симметрия”); некоторые сведения из истории развития бисероплетения; правила поведения, техники безопасности и гигиены труда на занятиях;
учащиеся должны уметь: подбирать цвет материалов с учетом законов цветоведения; самостоятельно изготавливать простые изделия: браслет, ожерелье, игрушку (по образцу или рисунку); применять технику низания на проволоку: “параллельное плетение”, “объёмное плетение” и др.; применять технику низания на иглу с ниткой: “бугорки”, “зигзаг”, “крестик” и др.; подготовить рабочее место.
у детей должно быть воспитано: аккуратность, терпение; умение вести себя на занятии спокойно, выдержанно; желание делать подарки близким людям; эмоциональную отзывчивость при восприятии красивых вещей; желание понимать правила и технику плетения.
К концу II этапа обучения учащиеся:
должны знать: основные положения теории цветоведения и композиции; основные материалы и инструменты, применяемые в искусстве бисероплетения (те, с которыми познакомились в течении первого года обучения, и новые – “станок”, “пяльца”); технологические этапы изготовления изделий из бисера.
должны уметь: изготавливать украшения, композиции цветов из бисера, проявляя свой художественный вкус; применять более сложные технические приёмы низания: “сеточка ромбом”, “мозаичное”, “кирпичный стежок” , “коралловое” и др; творчески применять приёмы, изученные ранее; применять приемы:“вышивка”,“ткачество”; самостоятельно составлять схемы низания изделий по готовому образцу и собственным замыслам; составить рисунок и продумать композицию изделия.
должно быть воспитано: ответственное отношение к качественному выполнению изделий, доведению работы до конца; культура взаимоотношений с детьми и взрослыми; желание выполнять творческие задания; оказывать уважение к труду взрослых.
Методика выявления, диагностики образовательных результатов и оценки.
Выявление уровня освоения учебного материала, а также степени развитости личностных качеств, происходит путем мониторинга на основании положения об аттестации. Мониторинг проходит по разработанному плану (смотри приложение 2). В ходе данного мониторинга происходит учёт усвоения учебного материала, анализ развития личностных качеств детей, таких как, трудолюбие, аккуратность, ответственность, уважение к сверстникам и труду взрослых, художественный вкус, творческий потенциал. Оценка выполнения заданий, предусмотренных мониторингом, постоянного наблюдения за поведением учащихся, берётся во внимание посещаемость занятий. Существует две шкалы оценки развития всех качеств, первая это та, что выражена баллами и не доводится до детей а учитывается при анализе усвоения ребёнком учебного материала при аттестации, и вторая та, что выражается в виде “образной отметки” и доводится до детей. Это делается для того, чтобы отказаться от сравнений результатов одних детей с результатами других, которое неизменно возникают при “бальной системе”. Система “образной отметки” помогает формировать адекватную самооценку собственных достижений, базирующуюся на стремлении к достижению большего. Должный уровень трудолюбия, ответственности характеризуется, как “пчёлка”, хорошие показатели практических навыков оцениваются званием “мастер”, знания теории оцениваются категорией “теоретик”, и высшая степень достижений – “творец”. На итоговой аттестации общий балл ребёнка переводится в показатель степени усвоения программы – “низкий”, “средний”, “высокий”.
Критерии оценки детских работ, по ним же определяется степень развития творческих способностей, трудолюбия и др.- качество выполнения работы; разнообразие технических приёмов; цветовое сочетание; композиционное решение; новизна, оригинальность.
1 этап обучения. Цель обучения.
Знакомство с основами теории и техники искусства бисероплетения, как основы формирования художественно-эстетических ценностей ребёнка; ознакомление детей с возможностями своего развития.
Задачи обучения:
обучающие - дать некоторые знания из истории развития бисероплетения; ознакомить с законами цветоведения и композиции, материалами и инструментами; научить практическим приемам низания на проволоку: параллельное плетение, объёмное плетение, петельное плетение и др.; научить низанию на иголку с ниткой простейшими способами: “бугорки”, “крестик”, “зигзаг” и др.; научить использовать готовые образцы, простые рисунки и схемы при выполнении работ; научить специальной терминологии (бисер, рубка, стеклярус, бусина, проволока, леска, фиксирование и др.).
Развивающие - развить внимание, усидчивость, глазомер, мелкую моторику рук, формировать умение замечать красивое вокруг себя; развивать познавательную мотивацию. Воспитывающие - воспитывать аккуратность, терпение и настойчивость; воспитывать спокойное, выдержанное отношение к сверстникам; воспитывать заботливое отношение к близким людям.
2 этап обучения. Цель обучения.
Формирование творческих способностей личности ребенка, способной реализовать свои индивидуальные качества, путём обучения более сложной технике низания бисера.
Задачи обучения:
обучающие - закрепить и обобщить знания и навыки, полученные ранее; познакомить с новым инструментом – ткацким станком, пяльцами; научить новым практическим приемам – вышивке бисером, ткачеству; научить самостоятельно составлять простые схемы изделий по готовому образцу и собственному замыслу; познакомить с основными этапами технологического процесса изготовления изделий из бисера.
Развивающие - закрепить и обобщить знания и навыки, полученные ранее; познакомить с новым инструментом – ткацким станком, пяльцами; научить новым практическим приемам – вышивке бисером, ткачеству; научить самостоятельно составлять простые схемы изделий по готовому образцу и собственному замыслу; познакомить с основными этапами технологического процесса изготовления изделий из бисера.
Воспитывающие - воспитывать целеустремлённость, уважение к труду взрослых; воспитывать культуру взаимоотношений с детьми и взрослыми.
Учебно-тематический план и содержание изучаемого курса вынесен в приложение 1.
Методическое обеспечение программы
Процесс обучения построен на принципах: “от простого к сложному”, (усложнение идёт “расширяющейся спиралью”), учёта возрастных особенностей детей, доступности материала, развивающего обучения. На первых занятиях используется метод репродуктивного обучения – это все виды объяснительно-иллюстративных методов (рассказ, художественное слово, объяснение, демонстрация наглядных пособий). На этом этапе дети выполняют поделки точно по образцу и объяснению. Затем, в течение дальнейшего курса обучения, постепенно усложняя технику бисероплетения, подключается методы продуктивного обучения, такие как, метод проблемного изложения, частично-поисковый метод. Широко применяются игровые приёмы – “обыгрываются” свои поделки, сочиняются сказки по поводу игрушек и т.п. Очень увлекают детей творческие задания, типа: “Цветочные фантазии”, “Придумай необычную игрушку”, “Нарисуй праздничный комплект украшений для принцессы” и т.д.
Все учебные задания кроме формирования навыков и знаний по бисероплетению направлены на общее развитие ребёнка. Расширяется кругозор ребенка о народных традициях и праздниках во время изготовления подарков, даётся возможность проявить творческие способности ученика, воспитывается “деятельная любовь ” к близким, а также чужим людям, которым требуется помощь, например, больным или людям с ограниченными возможностями. Всё обучение у детей формируется осознание необходимости думать и понимать, а не просто повторять определённые движения. И, конечно, весь учебный материал связан с воспитанием у детей художественного вкуса и чувств радости и удовольствия от красивого. Выполняя практические задания, дети развивают у себя произвольные движения, которые необходимы для успешного обучения в школе. Обучение детей практическим приёмам неразрывно связано с ознакомлением с теоретическими сведениями.
Организация воспитательного процесса.
Организация групповых занятий формирует у учащихся дружеские, доброжелательные отношения, учат сплочению детей, стимулируют взаимопомощь друг другу. Воспитательным моментом является ориентация детей на изготовление сувениров и подарков родным и близким. В воспитательной работе используются массовые формы работы. Участие в фестивалях, экскурсии в музеи и на выставки декоративно-прикладного искусства позволяют воспитывать в детях коммуникабельность, умение вести себя в общественных местах, презентовать себя. Несомненно, большим воспитательным потенциалом обладают занятия – праздники (“Татьянин День”, “Детство – это смех и радость” и др.) В течение учебного года при необходимости проводятся коллективные и индивидуальные беседы, а также обращение к личному опыту. Важным является: постоянное усложнение педагогических задач; повышение требовательности к возможностям детей; педагогическая оценка прогресса деятельности ребёнка, а также ориентация ребёнка на социально значимый результат. В результате постепенно вырабатываются трудолюбие, терпение, аккуратность, адекватная самооценка деятельности. Большое внимание уделяется воспитанию уважения к наследию предков. Для развития и воспитания эмоциональной сферы воспитывается желание детей изготовлять своими руками подарки близким и друзьям, доставлять им радость и удовольствие.
Подведение итогов.
Подведение итогов очень важный этап работы, поскольку он обеспечивает формирование у детей представление о результативности своей деятельности, развивает их самопознание. Важно, чтобы анализ деятельности детей, оставил у них только позитивные чувства и стремление к дальнейшееработе. Подведение итогов проводится в течение учебного года, по окончании больших тем, а также после участия в выставках и конкурсах. В конце каждого этапа проводится итоговое занятие, с обязательным применением игровых приёмов. Подведение итогов носит торжественный, доброжелательный характер.
Условия реализации программы.
Учебный кабинет площадью и освещенностью в соответствии с нормами СанПиН (площадь кабинета не менее 2 кв.м. на чел., наименьшая освещенность должна быть не менее 20 Вт на кВ.м.. Помещение должно иметь естественное освещение, направленность светового потока от окна на рабочую поверхность должна быть левосторонней (детей леворуких усаживать особым образом). В учебном помещении должна применятся система общего освещения, которое должно быть равномерным, светильники должны располагаться в виде сплошных или прерывистых линий параллельно линии зрения работающих.).
Оснащение кабинета необходимым методическим
материалом:
Технологическое оснащение кабинета:
- Мебель по количеству и росту детей;
- Учебная доска, мел;
- Ножницы 10 шт., подставки для бисера 25 шт., пяльца 10 шт., ткацкие станочки 10 шт., подушечки, игольницы 15 шт.;
- Необходимый материал, приобретённый родителями для детей (централизованно);
- Шаблоны для составления схем низания.
Кадровые условия: педагог, владеющий необходимой техникой бисероплетения, методикой обучения.
Литература, используемая педагогом
- Аполозова Л.Г. Бисероплетение. – М.: Культура и традиции, 2000.
- Базулина Л.В., Новикова И.В. Бисер. – Ярославль: Академия развития, 2000.
- Белова В. “Игрушки и колье в технике “кирпичный стежок”” журнал “Чудесные мгновения”, “Бисер”, №1, 2007.
- Ляукина М.В. Подарки из бисера: украшения, сувениры, фенечки. – М.: Издательский дом МСП, 2003.
- Чиотти Д. Бисер. – М.:Ниола-Пресс, 2008.