Цель: Выявление свойств музыки способных оказывать влияние на трудовую деятельность человека, побуждать его к свершению высоких жизненных подвигов.
Задачи:
- научить видеть значимость музыки в трудовой деятельности человека.
- умение беречь и уважать труд других людей.
- воспитывать серьезное отношение к труду.
Музыкальный материал:
-
П.Чайковский. Фр. 1 ч. симф № 6. Орк.
- Пит Сигер. Все преодолеем (исп. автор).
- Пит Сигер. Все преодолеем (исп. детский хор).
- Пит Сигер. Все преодолеем (фонограмма)
Ход урока
Организационный момент:
- проверить готовность учащихся к уроку;
- в тетрадях работаем в процессе всего урока (по необходимости).
Слайд 1. Приложение 1 (см. презентацию)
Представлена тема урока.
Слайд 2.
- Дается установка учителем на предстоящий урок;
- обращение к темам прошлых уроков;
- размышление над эпиграфом:
“Труд – это самое главное в жизни человека”:
- учащимся предлагается поразмышлять над следующими вопросами:
- Считаете ли Вы, что труд – это самое главное в жизни человека? Почему?
- Всегда ли в жизни труд был в радость человеку?
Подтвердите свои высказывания.
Слайд 3.
Из предыдущих уроков учащиеся вспоминают и делают вывод о том, в чем заключается секрет трудолюбия и что радость труда помогает почувствовать ИСКУССТВО МУЗЫКИ.
Слайд 4.
Резюме учителя: действительно, радость это всегда солнце и свет!
Человек должен стремиться к свету и тогда весь его жизненный путь будут озарять солнечные лучи.
Слайд 5.
С древних времен люди стремились увидеть солнце. Миф о “Дедале и Икаре”.
Слайд 6.
Знакомство с древнегреческими героями.
Слайд 7.
Можно кратко озвучить фрагмент мифа о “Дедале и Икаре”.
Слайд 8.
Стремление подняться на вершины сопровождает человека и сегодня (по предложенной ссылке можно обратиться к дополнительному источнику информации в сети Интернет).
Слайд 9.
Разные профессии – разные судьбы: С.С. Юдин – П.И. Чайковский.
Учащимся предлагается рассказать об этих людях.
Слайд 10.
Дополнение учителя о С.С. Юдине. Рассказ о его книге “Размышления хирурга” и о значении для него музыки П.И. Чайковского.
Слайд 11
Рассказ учителя о личности П.И. Чайковского как человека и композитора.
Слайд 12.
Беседа с учащимися о значении и влиянии музыки на человечество в целом.
Слайд 13.
Виртуальная экскурсия в музей П.И. Чайковского в сопровождении его музыки. Личные вещи композитора.
Слайд 14.
Концертный зал филармонии.
Слушаем фрагмент Симфонии № 6 “Патетической” П.И. Чайковского.
Слайд 15.
Размышляем над прослушанной музыкой П.И. Чайковского:
Какие чувства и настроения вызвала у Вас эта музыка?
Задание: выразите свои впечатления с помощью разных искусств.
Слайд 16
Выскажите свои суждения о том: что сделал композитор, чтобы МЫ поняли его замысел?
Слайд 17.
Учащимся предлагается сделать частное обобщение:
- Симфония № 6 и ее воздействие на хирурга.
- Чем объединила музыка композитора и хирурга?
Слайд 18
“Все преодолеем в жизни, поскольку нас объединила музыка, а вместе МЫ – СИЛА!”.
Сочинять и слушать музыку – это великий труд души человека.
Умение трудиться всегда добросовестно будет приносить радость человеку и всем людям на земле.
Слайд 19.
П. Сигер “Все преодолеем” - слушание в исполнени автора.
Слайд 20.
- П. Сигер “Все преодолеем” - слушание в исполнении детского хора.
- П. Сигер “Все преодолеем” - разучивание.
- П. Сигер “Все преодолеем” - исполнение под фонограмму.
Слайд 21.
Домашнее задание:
- Подготовить сообщение о композиторе П.И. Чайковском и его музыке.
- Подумайте:
- Труд – это искусство?
- Искусство – это труд?
- Как сделать искусство своим союзником?
Слайд 22.
Рефлексия (обобщение)
- Сегодня я узнал...
- Сегодня я понял и осознал…
- В результате я решил, что…
Слайд 23.
Пожелание учащимся успехов в постижении искусства.