Школьный театр в информационном обществе

Разделы: Внеклассная работа


Школьный театр является средством художественной информации для детей. Это мощный эмоциональный компонент образования, так как эмоциональное усвоение - самое сильное и надолго запоминающееся. В таком театре юные артисты играют для своих сверстников. Это особенные непрофессиональные коллективы, где ведется обучение школьников. Главная задача – развитие ребенка средствами театрального искусства, где он заряжается творчеством. Всем известно, что дети лучше обучаются играя. Поэтому театральное искусство незаменимый, великий помощник в воспитании Творца, Личности, Гражданина.

В нашем обществе, где информация с помощью компьютеров проникла во все сферы жизни, произошел информационный бум. С одной стороны, это бесспорный акт раскрепощения, высвобождение инстинктов, желаний, порывов, творческих намерений, замыслов. С другой – грозный взрыв опустошения духовности, снятие запретов: физиологических, психических, социальных, эмоциональных, научных, мистических. Современные дети - это дети социальной сети: интернета, мобильных телефонов, телевидения. Разбой, обман, агрессия заполонили телевизионные экраны. Постоянно навязывается гламурно-рыночная философия успеха Запада. Дети хотят иметь все и сразу. Но большинство из них лишены этой красивой жизни. Отсюда появляется перегруженность, депрессии, эмоциональные срывы. А дальше – проблемы в семье, проблемы в школе и с самим собой.

Что делать в таком обществе ребенку? Как выжить? Сесть за компьютер? Нагрузить себя информацией? Да, это необходимо, чтобы идти в ногу со временем. Но интернет и телевидение влияют на здоровье детей, на их мышление. Ребенок теряет представление о жизни, становится не приспособленным и не адаптированным к ней. Так развивается киберкоммуникация и начинается виртуальная жизнь. Наши дети теряют навыки общения в социуме. Доверяться технологиям опасно. Нужен навык социальных знаний, чтобы с ребенком не случилась беда. И вот тут неоценимую помощь может оказать театральное искусство. Театр – то место, где ученик никогда не останется один на один со своими проблемами.

Для того чтобы человек мог развиваться, ему нужен собеседник, необходимо общество, где можно общаться с помощью речи. Нужна игра, где бы ребенок мог учиться жить. И поэтому присутствие театра в школе - благо для детей. Русский театр всегда был одним из основных средств эстетического и нравственного воспитания нашего общества. Чтобы обезопасить ребят, научить их отбирать нужное, полезное, разумное, доброе и был создан автором этой статьи в ЦО №1619 им. М.И. Цветаевой школьный театр “Истоки”. Имея актерское и режиссерское образование, автор защитила в Московском институте открытого образования свою программу, по которой ведется обучение. Она называется “Театральная азбука” для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы. Программа предназначена для педагогов дополнительного образования. Она направлена на гуманизацию воспитательной работы в школе, на помощь в формировании и становлении личности школьника. Наш принцип – опора на систему К.С.Станиславского как основной методический и нравственный базис в деле эстетического и этического воспитания подрастающего поколения в процессе обучения младших школьников основам театрального искусства. В школьном театре учащиеся развиваются всесторонне. Они получают информацию в образной, художественной, эмоциональной форме.

Наша цель – этическое и нравственно-эстетическое воспитание детей средствами театрального искусства. Наша задача – выявить природные задатки ребенка, дать ему для этого необходимые знания и навыки, сделав его гибким и отзывчивым к творческой деятельности. Для этого необходимо развить психо-физическую природу школьника, что достигается путем регулярного тренинга на основе игры. Цель тренинга – адаптация к жизни с помощью игры. Задачи тренинга – развить:

  • внутренний творческий аппарат: внимание, воображение, эмоциональную память, общение, чувство правды, логику, последовательность действий, непосредственность, фантазию, наблюдательность;
  • внешние выразительные средства: голос, речь, слух, пластику, мимику.

В программу занятий входят такие предметы: основы актерского мастерства, культура и техника речи, знакомство с музыкальной грамотой, вокал, история про театр, ритмопластика.

На занятиях по сценической речи юные артисты тренируют артикуляционный аппарат, развивают дыхание и голос, интонационную выразительность. Они прослушивают записи голосов великих чтецов-актеров: А.К.Тарасовой, Р.Я.Плятта, А.О.Степановой, В.И.Качалова и других. Мы используем на занятиях видеозаписи речеголосовых тренингов, созданных педагогами кафедры сценической речи РАТИ – ГИТИСа. В течение года регулярно записываем на видеокамеру занятия, а потом просматриваем их вместе с детьми, чтобы выявить недостатки, недоделки. Приглашаем провести мастер – классы заслуженного работника культуры РФ, преподавателя по речи на НТВ В.А.Алферьева. Курсы повышения квалификации по сценической речи в РАТИ – ГИТИС для педагогов театральных ВУЗов нашей страны очень помогают нам в решении задач по обучению детей.

На занятиях по пластике тело ребенка становится не только подвижным, но и выразительным. В своей работе мы используем знания, полученные на занятиях по йоге в культурном центре при индийском посольстве. Кроме того, пользуемся научными трудами по пластике педагога РАТИ – ГИТИС Н.В.Карпова. И очень пригодились знания по танцу, полученные мною в институте Культуры. На следующий год в программу занятий по пластике в нашем школьном театре включены просмотры записей балетных спектаклей Большого театра.

На занятиях по актерскому мастерству познаются основы целенаправленного, правдивого, логичного поведения на сцене. Школьники знакомятся с различными характерами своих героев, анализируют причины поступков, впитывают, пропускают их через себя, и делятся своим пониманием и своими эмоциями со зрителями.

В занятия по актерскому мастерству входит не только знакомство с драматургией разных стран и эпох, но и передача опыта, полученных знаний детям других театральных коллективов и знакомство с другими театральными методиками. Это очень важное взаимообогащение. Такие встречи проводятся ежегодно на празднике “Театральная осень на Северо-Западе”, в клубе “Дети – театр – образование” при МИОО, на творческих конкурсах (“Юные таланты Московии”, “Золотой ключик”).

Весь учебный год мы записываем на видеокамеру репетиции спектаклей, а потом вместе с детьми просматриваем и исправляем недостатки. Посещаем профессиональные театры, обсуждаем увиденное. Ходим в музеи с целью знакомства с культурой различных эпох. Все это помогает нам в работе над спектаклями. В 2010 году наш народ отметил 65-летие победы над фашизмом. Наш коллектив подготовил для ветеранов спектакль “Песни военных лет”. Работая над ним, дети изучали грозные военные годы, обстановку, одежду, идеологию - и все это через военные песни. Мы посетили Ленино-Снегиревский мемориальный комплекс, откуда началось наступление наших войск на запад. Это был незабываемый день. После этого посещения репетиции спектакля достигли такого уровня, что мы решили выставить его на городской конкурс и показали 12 мая ветеранам 25 танкового корпуса.

На музыкальных занятиях дети разрабатывают певческий диапазон голоса, развивают слух, ритмичность. Они разучивают песенки своих персонажей, узнают много нового о композиторах, о различных музыкальных инструментах.

Изготавливая декорации, бутафорию, костюмы юные артисты изучают эпоху, в которой происходит действие пьесы. Но в наш современный век невозможно качественное обучение без новых современных технологий. Сейчас и в самодеятельных театрах используются компьютеры. С их помощью можно нарисовать декорации и воспроизвести их на сцене. Используется и новая звуковая аппаратура, новые фотоаппараты, видеокамеры, мобильная связь.

Участие в спектаклях – это воспитание через репертуар. Знакомство с лучшими образцами современной драматургии помогает развить эстетический вкус, поднять культурный уровень, возбудить интерес к самостоятельному анализу и познанию драматургического материала, обогатить словарный запас, расширить кругозор, развить способность гуманного отношения к окружающему.

Наш репертуар:

С. Маршак “Теремок”, “Кошкин дом”;

С. Михалков “Зайка-зазнайка”;

Е. Шварц “Красная шапочка”, “Два клена”, “Снежная Королева”, “Золушка”;

Э. Успенский “Жуткий господин “Ау”;

Р. Киплинг “Кошка, которая гуляла сама по себе”;

Л. Устинов “Деревянная дорога”;

А. Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”;

Г. Лагздынь “Шоколадная страна”;

Ю. Энтин “Голубой щенок”;

И. Токмакова “Морозко”;

А .Милн “Винни – Пух”;

Е. Пермяк “Серебряное копытце”;

О. Пройслер “Маленькая Баба-Яга”.

Интересный репертуар и серьезная подготовленность юных артистов позволяют коллективу участвовать и побеждать в различных конкурсах и фестивалях.

2008 г. Лауреат окружного конкурса “Театр-это жизнь” за спектакль “ Кошка, которая гуляла сама по себе” Р. Киплинга.

2008 г. Лауреат городского фестиваля “Юные таланты Московии” за спектакль “Кошка, которая гуляла сама по себе”.

2008 г. Лауреат международного фестиваля школьных театров “Золотой Ключик” за спектакль “Кошка, которая гуляла сама по себе”.

2009 г. Лауреат окружного конкурса “Театр – это жизнь” за спектакль “Маленькая Баба-Яга”.

2010 г. Дипломант городского конкурса “Юные таланты Московии” за спектакль “Маленькая Баба-Яга”.

2008 г. О.Крючкова заняла 1 место за лучшую женскую роль в международном фестивале “Золотой Ключик”.

2008 г. А.Семенко заняла 2 место за лучшую женскую роль в международном фестивале “Золотой Ключик”.

2009 г. О.Крючкова, Н. Курылова, Д. Синяев – 2 место в окружном конкурсе чтецов “Открытая книга”.

2010 г. Н. Курылова - лауреат городского конкурса “Юные таланты Московии” за роль Бабы-Яги.

Театр, как известно, искусство коллективное, поэтому необходимо привить детям навыки поведения в коллективе: уважительное отношение к себе и товарищам, взаимовыручку, взаимопонимание. Для того, чтобы жил и развивался школьный театр, необходимы юные сценаристы, художники, гримеры, музыканты, осветители, бутафоры, декораторы, плотники, реквизиторы, критики. Любителей разных профессий может собрать детский театр, что является некоей универсальной моделью будущей взрослой жизни и работы ребенка в обществе.

Открытие и внедрение новых современных технологий сделало наше общество информированным во всех областях жизни. Это отразилось и на речи людей, и на их отношениях. Речь стала более знаковой. Изменился ритм жизни. Он стал стремительным. Время требует другого мышления: не погружаться в суть явления, а схватывать его основные черты. И особенно это повлияло на искусство. Оно стало мобильным, клиповым, знаковым. С экранов телевизоров дети часто видят необоснованное кривляние, которое преподносится как искусство нового века. В этом информационном стремительном беге нельзя забывать о “жизни человеческого духа”, как писал К.С. Станиславский. Надо уметь противостоять этой гонке, чтобы не утерять чуткость, глубину восприятия, человечность.

Новые веяния не обошли стороной и театральное искусство, особенно исполнительское. После головокружительных высот режиссерского этапа, театры все больше внимания уделяют сугубо актерской стороне сценического бытия, обращаясь к начальным, первобытным своим основам. Театр становится не режиссерским, а игровым. Значит, мы имеем возможность вернуться к истокам театра, к его скоморошеству, зрелищности, к его взгляду на общество со стороны, к его импровизационности.

Главное в театре – артист и его душа. Такой театр сможет помочь детям вернуться к исконным духовным истокам, отвергая пошлость, вседозволенность, которая заполонила нашу жизнь. И когда обученный всем театральным премудростям ребенок – творец появляется на сцене в игровом театре, забыв о своем тренинге, сделавшем его умелым, и ярко, сочно, красиво, с душой играет - это здорово. Да здравствует детский игровой театр в информационном обществе!