Пояснительная записка
Предполагаемый курс подготовки к ЕГЭ позволит снять психолого-эмоциональное напряжение учащихся на экзамене, так как они будут иметь возможность более тщательно готовиться к экзаменационным испытаниям. В программу курса включены тестовые задания, аналогичные заданиям КИМов. Структура курса: 30 заданий с выбором ответа из 4 предложенных, 8 заданий открытого типа, требующих краткого ответа. Практикум построен на основе КИМов, сгруппированных по орфограммам. К каждому заданию А и В разработаны блок-схемы табличного и алгоритмического вида с обобщённым теоретическим материалом; дидактический материал, расположенный по принципу от простого к сложному, который поможет учащимся самостоятельно или под руководством учителя эффективно подготовиться к выполнению задания. Для сильных учащихся предусмотрены задания повышенной сложности. А также сборник заданий, аналогичный заданиям КИМов от 20 до 40 упражнений.
Цели и задачи курса:
- выявить наиболее западающие темы каждого учащегося и класса в целом по русскому языку;
- скорректировать умения каждого ученика при работе с КИМами;
- выработать траекторию подготовки каждого учащегося и класса в целом, согласно мониторингу;
- отработать наиболее западающие темы;
- обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку за курс (5-9 кл.) согласно новым требованиям экзаменационных тестов;
- подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ.
Тематическое планирование
№ занятия. |
Раздел. |
Тема занятия. |
Приложение |
1. |
Введение. | Знакомство с бланками ЕГЭ, заполнение бланков ЕГЭ. | |
2. |
Орфографические нормы. | Ударение, произношение. | А1 |
3. |
Лексические нормы. | Паронимы. Лексическое значение слова. |
А2 А11 |
4. |
Фразеологизмы, синонимы, контекстуальные синонимы. | А30 |
|
5. |
Морфология. | Морфологические нормы. Грамматические ошибки словообразования, словоупотребления. |
А3 |
6. |
Умение распознавать слова как части речи. | В2 В10 |
|
7. |
Морфемика и словообразование. | Способы образования слов. | В1 |
8. |
Синтаксические нормы. | Строение словосочетаний, способы связи в словосочетаниях. | В3 |
9. |
Строение простых предложений с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. | А4 |
|
10. |
Нарушение синтаксической нормы. | А5 |
|
11. |
Микротекст. | Структурно-смысловой анализ микротекста. | А6 А7 |
12. |
Синтаксис. | Односоставные предложения. | В4 |
13. |
Синтаксис. | Синтаксический анализ простого и сложного предложений. | А8 |
14. |
Орфография. | Правописание Н-НН в разных частях речи. | А12 |
15. |
Правописание корня слова. | А13 |
|
16. |
Правописание приставок. | А14 |
|
17. |
Правописание безударных окончаний глаголов и суффиксов причастий. | А15 |
|
18. |
Правописание суффиксов разных частей речи. | А16 |
|
19. |
Слитное и раздельное правописание НЕ с разными частями речи. | А17 |
|
20. |
Слитное, дефисное, раздельное написание наречий, производных предлогов, союзов. | А18 |
|
21. |
Пунктуация. | Знаки препинания в сложносочинённом предложении. | А19 |
22. |
Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и обстоятельствами. | А20 |
|
23. |
Знаки препинания в предложениях с вводными слова и предложениями. | А21 |
|
24. |
Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | А22 |
|
25. |
Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. | А23 |
|
26. |
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. | А24 |
|
27. |
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. | А25 |
|
28. |
Грамматическая синонимия. Синонимическая замена сложноподчинённого предложения с придаточным определительным простым предложением с причастным оборотом. | А26 |
|
29. |
Информационно-смысловая обработка текста. | Выделение основной и дополнительной информации в тексте. | А27 |
30. |
Смысловой анализ текста. | А28 |
|
31. |
Типологический анализ текста. | А29 |
|
32. |
Средства связи предложений в тексте. | В7 |
|
33. |
Средства выразительности в тексте. | В8 |
|
34. |
Контрольная работа по части А, В. |
Список учебной литературы
- ЕГЭ: Русский язык: КИМы / В.И.Капинос и др.; Под ред. Г.С.Ковалёвой; Министерство образования Российской Федерации,– М.: Просвещение, 2007
- Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 кл.– М.: Вербум-М, 2003.
- Поникарова Л.А. Русский язык в таблицах и заданиях (сложное предложение) М.: Просвещение, 2008;
- Фролова Т.Я. Грамотность за 12 занятий: Русский язык– Симферополь: 2004.
- Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс: Традиционная система планирования и методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ.-М.: ВАКО, 2004, стр.172-365.
- Лингвистический анализ художественного текста на уроках русского языка: Дидактические материалы.– Белгородский областной научно-методический центр содержания образования: Белгород, 2002.
- Махницкая Е.Ю. Сочинение, отзыв, эссе: пособие для подготовки к экзаменам.– Ростов, Феникс, 2005.
- Гостева Ю.Н., Львова В.В. Русский язык. Тематическая рабочая тетрадь. – М.: “Экзамен”, 2010.
- ЕГЭ 2006. Русский язык. Поурочное планирование к экзамену / Е.А.Влодавская – М.: “Экзамен”, 2006.
- Львова С.И., Цыбулько И.П. Русский язык. Сборник заданий. – М.: Эксмо, 2010.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2004;
- Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2010;
- Егораева Г.Т. Русский язык. Практикум. Подготовка к выполнению части С. – М.: “Экзамен”, 2010.
- Борисенко Н.А., Нарушевич А.Г., Шапиро Н.А. Подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку в 9 – 11 классах. – М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2008.