Урок-путешествие по теме "Старинный и современный облик г. Сургута". Окружающий мир. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

  • Развивать интерес к историческому прошлому и настоящему родного города;
  • Дать знания о том, почему наш город так назван;
  • Воспитывать любовь и уважение к родному городу, традициям и его жителям и бережное отношение к человеческим ценностям.

Оборудование:

    1. Карточки с данными: 47 детских садов, 55 общеобразовательных учреждений, 13 учреждений среднего профессионального образования, 14 высших учебных заведений.
    2. Плакаты- рисунки;
    3. Проектные работы на ватмане;
    4. выставка книг о городе Сургуте;
    5. презентация со схемами, фотографиями;
    6. компьютер

Ход урока

1. Организационный момент. Актуализация знаний.

Прозвенел звонок для нас.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Мы начнем урок, сейчас.

- Сегодня на уроке мы совершим путешествие по городу, по какому городу узнаете решив кроссворд. ( См. Презентация1, слайды 1-8)

  1. Столица нашего Отечества.
  2. Основной закон государства.
  3. Птица, изображённая на российском гербе.
  4. Торжественная песня – символ государства.
  5. Город-герой у Северного Ледовитого океана.
  6. “Северная столица” России.
  7. Сургут.

Значит, мы совершим путешествие по городу Сургуту.

- Что означает слово “Сургут”? (См. Презентация1, слайд 9)

- Когда был основан город Сургут? (См. Презентация1, слайд10)

- Сколько лет нашему городу? (Ответы детей)

2.Объявление темы. Постановка цели урока.

Учитель: Путешествие будет проходить по такому маршруту. Нам необходимо узнать прошлое и настоящее нашего родного города. Вам пригодится внимание, сосредоточенность, дружелюбие.

- Мы с вами отправляемся в путь. С нами будет путешествовать друг “Светофор”.

- Скажите полный адрес пункта отправления.

(Ответы детей) Тюменская область, ХМАО, г.Сургут, улица Чехова 5/2, МОУ СОШ №46 с углубленным изучением отдельных предметов.

3. Работа над темой.

Шагая по улицам, обратите внимание на улицы, постройки и на жителей города.

- Назовите улицы Сургута. Какие они? (Ответы детей)

Учитель: Сейчас в Сургуте около сотни улиц, велика их протяженность, разные у них названия. В названных улицах отражается политика и экономика, увековечивается память о событиях и людях. В настоящее время в городе насчитывается более 130 тысяч единиц легкового автомобиля.

Таким был Сургут на заре своего существования. (См. Презентация1, слайд 11) Он совсем немного моложе Тюмени и Тобольска. Известный путешественник Николай Спафарий, проезжавший здесь в 1965 году пишет, что город представляет собой небольшое укрепление с воротами и башнями. В Сургуте улиц - 4, переулков -7, одна площадь. Мощеных улиц нет, тротуаров не существует. Улицы не освещаются. (См. Презентация1, слайд 12) Лошади здесь употребляются для обыкновенной езды и работы. Перевозка пассажиров на лошадях называлась веревочкой. Раньше так и говорили: “приехал и уехал по верёвочке”. Первая автомашина появилась в Сургуте в начале 50-х годов. (См. Презентация1, слайд 13)

Раньше было всего 230 жилых строений, все строения деревянные, крытых железом - 7 строений, деревом – 223.

- Что вы можете сказать о домах жителей Сургута? (Ответы детей).

- Дома многоэтажные, кирпичные, крупнопанельные улучшенного, северного исполнения. Сургут выглядит настоящей белокаменной столицей нефтяного Приобья. Первый крупнопанельный дом был заложен 26 июня 1965года. (См. Презентация1, слайд 14)

- Сколько школ, больниц в нынешнем Сургуте? (Ответы детей).

Учитель: В городе функционирует 47 детских садов, 55 общеобразовательных учреждений, 13 учреждений среднего профессионального образования, 14 высших учебных заведений (три вуза, 11 филиалов). Медицинские услуги населению города предоставляют 16 учреждений здравоохранения.

В городе имелось только две школы: мужское двухклассное училище и женская церковно-приходская школа. (См. Презентация1, слайд 15) В течение года в них обучалось: в мужском – 91 мальчик, в женской школе – 52 девочки.

Была одна больница на 16 кроватей.

Два православных церкви и три часовни. В 1781году появилось первое каменное здание – Троицкий собор. (См. Презентация1, слайд 16) Церковь стояла на высоком месте и была видна за много верст от города, смотрелась как на картинке.

Физминутка. (“Светофор” проводит)

В “Светофор” мы поиграем,
Руки, ноги разминаем. (Ходьба на месте)
Красный свет нам “Стой” - кричит,
Ждать зеленого велит.
Чтобы было ждать не скучно,
Наклоняемся мы дружно.
И назад. И вперед.
Влево, вправо поворот.
Вот и желтый загорелся,
Приготовиться пора.
Вот зеленый загорелся,
Можно нам идти вперед.
Левой, правой,
Левой, правой,
Смело мы идем вперед. (Ходьба с высоким подниманием бедра)

- Сколько человек проживает в городе? Чем занимаются жители Сургута? (См. Презентация1, слайд 17)

- Люди, каких национальностей живут в г. Сургуте? (Ответы детей)

Учитель: Сургут – крупный интернациональный, молодёжный город. Город превратился в значительный транспортный узел: через него проходит железная дорога, автомагистраль, здесь расположены международный аэропорт и речной порт.

Коренными жителями Сургута были ханты и манси. В 17-ом в. население состояло в основном из казаков и стрельцов. Самыми распространенными занятиями местных жителей были рыбная ловля и охота на пушных зверей и дичь. Еще они занимались выделкой кож и шкур, заготовкой кедрового ореха, ягод, пошивом обуви и одежды, кузнечным делом, держали много собак для охоты и езды. В Сургуте всегда жили трудолюбивые, смелые, честные, веселые люди. Они знали и горячо любили свой край, берегли его леса, воды, животный и растительный мир. В отпуска тогда ездили очень мало, больно трудно выбраться из Сургута. Самолеты почти не летали, о железной дороге и представления не имели, а пароходом долго. Сургутяне свободное время проводили в родном городе.

- Какие годы стали вторым рождением для Сургута? (Ответы детей)

- Своим вторым рождением город обязан открытию в начале 60-х годов в Среднем Приобье крупнейших месторождений нефтегазовых месторождений.

- Кто руководил экспедицией геологоразведчиков?

Ответ: Фарман Курбанович Салманов.

- К середине 70-х годов бывший рабочий поселок разросся до размеров настоящего города. 25 июня 1965 года рабочий поселок Сургут был преобразован в город.

- Когда отмечается День города?

Ответы детей. День города отмечается ежегодно 12 июня.

В Сургуте немало достопримечательностей, которые могут быть интересны туристам.

(Презентация ученика)

- Жизнь в городе продолжается, все у нас красиво, что же нам еще не достает?

(Ответы детей)

4. Защита проектных работ на тему “Детская площадка будущего г. Сургута”.

Дети защищают проектную групповую работу. Продолжительность работы – 1 неделя.

Задача проекта: -развивать творческие способности и патриотические чувства. (См.  pисунок)

 

Зелёный театр “Кузнечик”.

Наши родители много времени проводят на работе и нам — детям, не хватает их внимания и заботы. Нам очень хочется играть и разговаривать с родителями как можно чаще. Ведь не всё решают деньги! Правда? И мы решили построить площадку для детей. Где всем найдется, чем заняться. Поэтому мы назвали свою площадку - зелёный театр “Кузнечик”.

У нас на площадке есть определённые правила, которые надо соблюдать. К нам нельзя ходить с собаками и надо беречь матушку природу. Надо соблюдать правила нашего волшебного светофора. Этот светофор придуман для того, чтоб дети соблюдали правила поведения на площадке. Но если ребёнок хоть раз нарушит их, то он больше никогда не попадёт на площадку. У нас есть лабиринт для детей от 4 до 10 лет. В нём вы никогда не заблудитесь. Есть много качелей и каруселей для детей от 4 до 12 лет. для детей которые любят рисовать существуют волшебные краски. Они никогда не заканчиваются и не пачкают одежду. А есть и необыкновенная поляна, на которой малыши и подростки танцуют день за днём. А какая там песочница - просто волшебство! На ней каждую минуту раскрываются новые таланты. Тут ещё есть маленький зверинец. Нельзя и забывать про детей инвалидов. для них существует Сказочница, которая каждую секунду может утешить и успокоить. Все дети в нашем зеленом театре любят чистоту ,поэтому изобрели чудесную машину! Она превращает мусор, брошенный в неё, в любимые детские игрушки. Но самое удивительное в нашем “кузнечике”, то, что здесь всегда лето и всегда светит яркое солнышко!

Учитель: Судьба городов, как и судьбы людей – очень похожи. Они рождаются, растут, набирают силу. Чтобы наш родной город набирал силу, какие качества мы должны воспитать в себе и в будущем поколении?

5. Итог урока. (См. Презентация1, слайд 18)

  1. Когда был основан город Сургут?
  2. Назовите основателей Сургута?
  3. Сколько улиц было и сколько сейчас улиц?
  4. Когда был заложен первый крупнопанельный дом?
  5. Что можешь рассказать о своем родном городе сверстникам и гостям?

Учитель: Сургут дорог сердцу тысяч людей, и нам надо беречь этот город, его дома, улицы, парки, скверы – все, что создано и будет создаваться вашим трудом и разумом.