Цели.
Оформление класса: рисунки учащихся с изображением природы, кроссворд "Мир пернатых"; Приложения для ответов команд 2 листа, фломастеры, медали “Знаток природы” по количеству игроков команды, Красная книга России.
Средства обучения: компьютер с программой Microsoft PowerPoint (2003 или 2007), проектор, экран.
Ход игры
I. Организационный момент
Ведущий учитель: Чудесен и таинственен мир природы. Прислушайтесь к журчанию речных струй, пению птиц, шелесту трав, гудению шмелей, и вы поймете это. Как прекрасны и неповторимы бескрайние леса и безбрежные моря, полноводные реки и озера, высокие горы и зеленые равнины, широкие степи и безграничные пустыни! Как удивительны и уникальны животные, населяющие нашу планету! Но мало только любоваться природой, надо уметь беречь всё живое. Наша встреча сегодня посвящена природе. В игре участвуют две команды.
(Команды создаются при подготовке к турниру. Игроки придумывают заранее название, эмблему своей команды. Коллективная работа перед соревнованиями очень важна: дети почувствуют поддержку друг друга.)
- А болельщики будут помогать своим командам. Следить за ходом поединка мы попросили многоуважаемое жюри. (Представляет жюри.) За каждый правильный ответ команда получает 1очко. Подсчет очков проведём в конце игры. Итак, начинаем.
Слайд 1-2
II. Представление команд, игроки объясняют названия команд и свои эмблемы. (Ребятам заранее предлагается подготовится к этому этапу). Этот конкурс оценивается – 5 очков. Проводится жеребьёвка команд.
Слайд 3
III. Игра
Ведущий учитель: Начинаем игру “Турнир знатоков природы”. Вас ждут интересные задания о природе. Каждый конкурс обозначен эмблемой - условным знаком.
Слайд 3 – значок “Планета”
- А сейчас проведём разминку – викторина “Живая планета”. (Участвуют обе команды.) Вы обсуждаете вместе и записываете ответ на карточках. (Приложение 1)
Количество очков зависит от количества вопросов в этом конкурсе.
Ведущий: Разминку закончили, приступаем к дальнейшему состязанию. Сейчас мы откроем страничку “Царство растений”.
Слайд 3 – значок “Веточка”
- Много на Земле удивительных растений. Вам предстоит узнать растение по описанию.
I. Травянистое однолетнее растение, высотой до 75 см, с ветвистым прямостоящим стеблем, листья продолговатые сверху и книзу слегка опущенные. Цветочные корзинки ярко-жёлтого или оранжевого цвета - до 8 см в диаметре - одиночные, верхушечные, крупные. Размножается семенами. Целое лето радует нас яркими солнечными цветками. Украшает клумбы многих садоводов. Обладает целебными свойствами и декоративностью. Их родина – южная и центральная Европа.
Ответ: ноготки лекарственные, называют их ещё календулой.
II. Многолетнее растение, высотой 30-90 см, с прямостоящими, мягко-волосистыми стеблями. Всё растение часто имеет пурпурный оттенок. Цветы мелкие, собраны в сложный полузонтик, лилово-розовые. Цветёт с июня до начала сентября. Растёт на полянах лесов, среди кустарников, при лесных дорогах. Запах растения ароматный. Применяется в медицине и кулинарии. Пчеловоды ценят это растение как хороший медонос. Он прекрасно отпугивает моль.
Ответ: душица обыкновенная.
Ведущий: Капитан корабля это человек смелый, находчивый, готовый принять правильное решение в трудную минуту. И вы выбрали достойных этому званию. Сейчас “Конкурс капитанов” команд. Вопросы задаются по очереди.
Слайд 3 – значок “Книги”
- Самая высокая в мире трава? (Бамбук)
- Эту траву могут узнать даже слепые. (Крапива)
- Самое медовое дерево наших мест. (Липа)
- Хвойное дерево, которое сбрасывает свою хвою на зиму. (Лиственница)
- Речная хищница местных рек. (Щука)
- Родилась в воде, живет на земле? (Лягушка)
- По народному преданию, эта птица приносит в дом детей. (Аист)
- Это самая большая птица в мире. (Страус).
- Это животное практически всю жизнь проводит под землёй. (Крот)
- Это животное отличный спортсмен: хорошо бегает, делает длинные прыжки, а ещё может наносить сильные удары хвостом своим врагам. (Кенгуру)
Ведущий: А сейчас мы откроем страничку “Мир пернатых”.
Слайд 3 – значок “Попугай
В этом конкурсе командам предстоит отгадать кроссворд. (Приложение 2)
Ведущий: Конкурс “Бегущие минутки”.
Слайд 3 – значок “Часы”
За 1 минуту команда должна дать как можно больше правильных ответов. (Приложение 3)
Ведущий: А сейчас мы поговорим о мире животных.
Слайд 3 – значок “Лисёнок”
Отгадайте загадки. (8 слайдов).
Ведущий: Вмешательство человека в жизнь природы нельзя остановить. Но всем нам надо стремиться к тому, чтобы не причинить ей вред, чтобы она как можно меньше страдала от нашего вмешательства.
Слайд 3 – значок “Палитра”
- Сейчас проведём конкурс “Будь природе другом!”. Командам нужно нарисовать экологические знаки.
Ведущий: Пока команды заняты, наши зрители покажут свои знания о природе.
Слайд 3 – значок “Солнце”
Конкурс “Аукцион” по теме “Овощи”.
Например: ведущий называет первое слово помидор. Далее участник произносит слово, которое начинается с буквы “р” – редис и т.д. После каждого слова ведущий ударяет музыкальным молоточком и произносит: “Раз, два, три”. Если после слова “три” никто из участников не может предложить новое слово, выигрывает тот, кто назвал последнее слово.
Ведущий: Настало время подвести итоги сегодняшнего “Турнира знатоков природы”.
Слайд 3 – значок “Сердце”
Жюри подводит итоги турнира.
IV. Подведение итогов. Награждение команды-победительницы, учащимся выдаются медали “Знаток природы”
На шаре нашем земном,
Где мы родились и живём,
Где в травах летняя роса,
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес,
Полно таинственных чудес.
Не разрушайте это мир
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжках.
Ведущий: Дорогие, ребята, наша игра закончилась, но проигравших в ней нет, в выигрыше все. Надеюсь, что вы ещё больше будете любить родную природу, проявлять к ней интерес, оберегать её.
Литература
- Занимательное азбуковедение: Кн. для родителей, учителей и милых детей / Авт.-сост. Волина В.В. –М.: Просвещение, 1994. -400 с.
- Плешаков А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: пособие для учащихся. -М.: Просвещение, 2010. -160 с.
- Плешаков А.А.Зелёные страницы: кн. для учащихся. -М.: Просвещение, 2010. -223 с.
- Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 2010. -222 с.