Использование метода ассоциации в классе фортепиано

Разделы: Музыка


Успешность обучения в классе фортепиано ДМШ и ДШИ зависит от многих составляющих. Огромное значение имеет развитие воображения, образно-художественного мышления ученика, умения найти в звуках изучаемой пьесы художественный образ и затем реализовать его в своём исполнении. Ученик должен восстановить музыку из нотной записи, вдохнуть в неё жизнь, свои эмоции. В связи с этим его духовно-интеллектуальное, образное и эмоциональное обогащение ученика должно стать предметом постоянного целенаправленного педагогического воздействия.

Один из действенных методов развития воображения - активное использование приёма ассоциаций. Опора на зрительные образы предполагает сравнения, связанные с произведениями других видов искусства, картинами природы, окружающей жизни, быта. Можно использовать слуховые ассоциации со звучанием других музыкальных инструментов, оркестра, выразительной человеческой речи,с движением живых существ и механизмов, явлениями природы, цокотом копыт, колокольным звоном и т.д. При определении эмоционального содержания произведения ассоциации с общими категориями помогают выявить конкретный музыкальный образ, проследить его развитие, уточнить характер каждого эпизода произведения, его изменения. Например, здесь повествование сменилось динамичностью, возбуждение - успокоением, вопросительные интонации - утвердительными, энергичные - нежными, жалобные - мужественными и т.д.

Можно выделить следующие этапы работы над произведением: определить его художественное содержание, характер музыкальных образов; наметить возможный круг ассоциаций и аналогий с привлечением материала других музыкальных произведений, других видов искусств, исторических событий и т.д.

Уже на первых уроках при знакомстве ученика с клавиатурой, регистрами мы сравниваем их звучание с голосами птиц, животных, рассматриваем картинки с их изображением. Когда мы начинаем “ставить” руку ученика, полезно использовать сравнения со знакомыми ему осязательными ощущениями, с его житейским опытом. Например: рука свободная, ласковая, запястье “дышит”, “раздавить ягоду”, “схватить” аккорд, “уколоть” кончик пальца. При игре легато – пальцы переползают, звуки переливаются. Стаккато – как мяч, упруго, звонко. Фортепиано может разговаривать с нами, словно живое существо, и надо обращаться с ним бережно и чутко, тогда оно ответит нам ясным красивым звуком. Если играть грубо, жёстко, то и звук будет резким, некрасивым, словно инструменту сделали больно.

В работе над музыкальным произведением ассоциативная функция воображения помогает раскрытию его образно-эмоционального содержания, наиболее соответствующего замыслу композитора, передаче его поэтической атмосферы. В младших классах мы придумываем небольшие рассказы, подтекстовки, сочиняем стихи, с удовольствием рисуем услышанное. В старших - опираемся на знания из музыкальной литературы, сольфеджио, истории, географии. Полезны творческие задания: о чем рассказывает музыка;

какие средства она использует; нарисовать изображаемые в ней музыкальные портреты; найти подходящие сравнения с картинами, событиями, характерами и т.д. Меняя образы, “открываем” смысловое значение звука - “глубину”, “звонкость”, “мягкость”, “густоту”, “прозрачность”. Работая над динамической нюансировкой, исследуем зависимость: образ - технология исполнения.

Главное предназначение метода ассоциаций в том, чтобы будить фантазию ученика, вызвать его эмоциональный отклик, помогающий глубже осмыслить содержание музыки. Ассоциации активизируют образное мышление, эмоции, творческое отношение к исполнению. “Музыкальное исполнение - это живой рассказ. Его содержание черпается из жизненных переживаний, впечатлений, природы, искусства, исторической обстановки. В каждом произведении находится что-то такое, что связывает исполнителя с реальной жизнью. Я не могу представить себе музыку ради музыки, без человеческих переживаний”, - говорил К.Игумнов. Чем богаче духовный мир, чем шире кругозор, тем больше возникает ассоциативных представлений.

Выдающиеся педагоги-пианисты Г.Нейгауз, С.Фейнберг широко пользовались методом ассоциаций с целью активного формирования воображения своих учеников. Они воспринимали художественную образность музыки как отражение реального мира, стремились связать музыкальные образы с явлениями окружающей нас действительности. С этой целью они использовали ассоциации разных уровней - от сравнительно простых сопоставлений до сложных ассоциативных образов, носящих развёрнутый программный характер.

А. Рубинштейн говорил, что именно подробности, детали, оттенки воображаемой картины могут вызвать яркие эмоции, создать определённый художественный образ, соответствующий настроению и характеру музыки.

Ученик при изучении музыкальных произведений должен получить как можно больше разнообразных художественных впечатлений, обращаясь к произведениям живописи, скульптуры, литературы, театра, к картинам природы в разных её состояниях и т.д. Развитие воображения, эмоциональной отзывчивости путём использования ассоциаций позволяет сделать сложный и трудоёмкий процесс обучения игре на фортепиано более творческим, увлекательным и интересным.