Элективный курс "Математика и шифрование"

Разделы: Математика


Пояснительная записка

Предлагаемый элективный курс предназначен для реализации в 9 классах. Курс рассчитан на базовый уровень владения предметом. Вместе с тем учащимся будет интересно проследить развитие шифрования с 15 века до наших дней. Каждое занятие направлено на то, чтобы развить интерес школьников к предмету, познакомить их с новыми идеями и методами, расширить представления об изучаемом в основном курсе математики. Материал для занятий подобран таким образом, чтобы проиллюстрировать применение математики на практике, показать связь математики с другими областями знаний, познакомить с некоторыми историческими сведениями, подчеркнуть эстетические аспекты изучаемого вопроса.

Учащиеся в ходе освоения данного курса имеют возможность познакомиться с научно-популярной литературой; провести самостоятельный поиск информации, необходимой для подтверждения или опровержения фактов; получить дополнительную информацию из справочных материалов, информации Интернета; провести небольшое самостоятельное исследование (индивидуально или в группе).

Цель курса. Цель курса состоит в том, чтобы на популярном уровне познакомить учащихся с применением математики для решения задач кодирования и декодирования информации.

Задачи курса:

  • расширить представления учащихся о сферах применения математики;
  • убедить в практической необходимости владения способами выполнения математических действий (на примере разных способов кодирования и декодирования информации);
  • расширить сферу математических знаний учащихся (на примере алгебры матриц);
  • расширить кругозор учащихся через знакомство с историей развития вопроса;

Решение выделенных задач станет дополнительным фактором формирования положительной мотивации в изучении математики, а также понимания учащимися философского постулата о единстве мира и осознания положения об универсальности математических знаний.

Учебно-тематический план

Наименование темы Количество часов
теория практика всего
1 Постановка задачи. История вопроса. Обзор различных методов шифрования. 1 1 2
2 “Тарабарская грамота”. Табличный метод шифрования. 1 1 2
3 Шифры и арифметика остатков 1 1 2
4 Шифрование при помощи решетки. 1 1 2
5 Введение в алгебру матриц 2 2 4
6 Матричный способ шифрования. 2 4 6
    8 10 18

Содержание учебной программы

1. Постановка задачи.

История вопроса. Связь шифрования с проблемами гуманитарных наук. Обзор различных методов шифрования. Требования, предъявляемые к шифрам.

2. “Тарабарская грамота”. Табличный метод шифрования.

Первые шифры. Принципы шифрования. Их достоинства и недостатки. Перспективы.

3.Шифры и арифметика остатков.

Влияние истории на развитие математики. Возникновение науки криптографии. Использование арифметики остатков и периодичности для шифрования. Таблицы сложения и умножения для остатков при делении на р. Достоинства и недостатки метода.

4. Шифрование при помощи решетки.

Методы шифрования, основанные на перестановке букв. Определение таблицы с четным числом строк и столбцов. Орбита клетки. Комбинирование различных способов шифрования.

5. Введение в алгебру матриц.

Определение матрицы. Единичная матрица. Сложение и вычитание матриц. Умножение матриц, его свойства. Обратная матрица. Решение задач.

6. Матричный способ шифрования.

Кодирующая матрица. Подбор декодирующей матрицы. Требования, предъявляемые к кодирующей и декодирующей матрице. Проблемы, возникающие при кодировании и способы их решения. Достоинства и недостатки матричного способа кодирования.